Одобрил бы Иисус Христос реформу Никона?

Хотелось бы услышать ответ: одобрил бы Иисус реформу Никона, а особенно пролитую кровь русского народа? Очень прошу, если ответите, то именно только на заданный вопрос. Выходец Иван.

А почему, собственно, в прошедшем времени: «одобрил бы»? Христос ясно сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:20). Господь эти события ХVII века всё-таки попустил. Может быть, ещё и потому что сказал: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк 12:14) А причины реформы были, скорее, не духовные, но светские: нужно было привести обряд русской Церкви в полное соответствие с обрядом греческой Церкви, дабы было соответствие Третьего Рима (Руси) Второму Риму (Византии). Думаю, что ставить вопрос об «одобрении» или «неодобрении» вообще не совсем корректно: о каждом участнике той исторической драмы, не зависимо от стороны, будет свой суд Божий, и не дело нашего человеческого ума предвосхищать его.

Куда до Воскресения Христова попадали души праведников?

Прошу Вас, помогите разобраться вот в чём. Господь рассказал притчу о нищем Лазаре, который отнесён был ангелами в рай в лоно Авраамово. В Священном Писании говорится, что при схождении во ад по своём воскресении Господь наш Иисус Христос освободил праведников от уз для будущей жизни в раю. Скажите, пожалуйста, до Воскресения Христова души праведников попадали в ад или всё-таки в рай?

До Воскресения Христова души всех ветхозаветных праведников, начиная с праотца всех людей Адама, сходили во ад, в преисподние глубины земли, потому что путь в Царство Небесное грехопадением прародителей был закрыт. Поэтому человек своими силами не мог взойти обратно на небо, это проделывает Богочеловек Христос тем, что в Самом Себе преклоняет духовное небо к земле, благодаря Своему боговоплощению, возвращает человека к Богу. Другое дело, что, как говорят святые отцы, в то время в аду тоже были разные места. В отличие от нераскаявшихся грешников ветхозаветные праведники пребывали «на лоне Араамовом», там, где, хотя и не было прямого общения с Богом, они, праведники, не испытывали явных мучений.

Как разобраться, где смирение подлинное, а где ложное?

Как разобраться, где смирение подлинное, а где ложное?

Подлинного смирения у нас, как известно, нет. Не надо обольщаться. Тот, кто его достиг, уже восшёл на вершину духовной жизни и уже свят. «Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всём отсекать свою волю, повиноваться всем, без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит места тщеславие. Смиренномудрый не должен выказывать своё смирение смиреннословием, но довольно для него говорить «прости меня» или «помолись о мне» (преподобных Варсонофия и Иоанна совет 275). Такие слова приводит святитель Игнатий в своей работе «О смирении». Далее он говорит: «Лицемерство и человекоугодие не могут быть причиной добра... Не могут быть причиной назидания: они могут понравиться миру, потому что они всегда нравились ему... Мир любит своё; им восхваляются те, в которых он слышит свой дух (Ин 15:18–20). Одобрение миром смиреннословия уже служит осуждением ему. Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф 6:1–6), а смиреннословие есть вынаружение смирения на показ человекам. Оно — притворство, обман, во-первых, себя, потом других». В самом деле, христианину, который старается жить благочестиво, совсем не нужно из себя что-то разыгрывать, быть актёром в театре `а la монастырь. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», — говорит Господь (Мф 10:16). Умение общаться с людьми есть искусство, которое вполне уместно и для христианина. Хотя бы во исполнение заповеди о любви. Но это должно быть вполне искренним, не притворным. Недаром в другом месте Евангелия Господь говорит: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк 12:1). Подлинное смирение благодатно, растворено чувством собственного недостоинства, ложное смирение — лицемерно, в его основе — гордость.

Почему мы не достойны даров Божиих?

Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, почему Вы говорите, что мы не достойны Божиих даров, если Иисус говорил, что будем делать больше, чем он? Татьяна.

Святые отцы, истинные ученики Христа, за время всей новозаветной эпохи сотворили очень много добрых дел — среди разных народов и на разных континентах, потому что время самой евангельской истории, когда Сам Христос ходил по этой земле, ограничивается тремя с половиной годами, после чего (после Своей Крестной жертвы и Воскресения) Господь восходит на небеса. Однако всё то, что совершают святые, осуществляется силой Божией, богочеловеческим действием, а не одними человеческими силами. Христос, когда указывает, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин 14:12), говорит о силе веры, а не о достоинстве или равночестности его учеников Ему Самому. Кроме того, мы можем обратить внимание на другие слова Христа Спасителя в Евангелии: «Так и вы, когда исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17:10). Согласитесь, что данный императив, уподобляя делателя «рабу ничего не стоящему», вовсе не призывает христианина думать о каком-то своём достоинстве по отношению ко Христу Спасителю.

Могут ли у ребёнка быть две крёстные мамы?

Здравствуйте! У меня есть родственница, у которой нет деток. Она замечательный человек, и, когда я забеременела, решила попросить её быть крёстной моего ребёнка. Думала, что это будет благом для неё. Она дала согласие. Но на деле я не увидела в ней желания быть крёстной, да и особой любви к моей дочке тоже не увидела. Поэтому решила пока отложить крестины. Ведь это должен быть праздник, а у меня на душе одна смута. Другая моя родственница очень полюбила мою дочь. И знаю, что крёстной она будет хорошей. Как мне быть, очень не хочу обидеть родственницу. Наверно, неправильно будет ей отказать в этом. Может, можно иметь две крёстные мамы? Как мне быть? Татьяна.

Уважаемая Татьяна! Как ни крути, но нет такого обычая иметь двух крёстных мам или двух крёстных пап, равно как и нет у нас такой власти приносить новые обычаи в Церковь из-за тех или иных человеческих недоразумений. Да, вероятно, Вы можете обидеть свою родственницу неожиданным отказом, но тут уже ничего не поделаешь: Вы в праве сами решать, кому быть крёстной Вашей дочери. Кроме того, зачем подходить к вопросу возможного родственного общения столь формально (крёстная — не крёстная?), ведь, если она родственница, то ничто не мешает ей общаться с Вашей дочерью, опекать её и наставлять в вере, если, конечно, опыт веры у неё самой есть. А если у неё и не было особого желания как-то участвовать в воспитании Вашего ребёнка, то далеко не факт, что, формально став крёстной, она и впрямь будет ею на деле.

Может ли крёстный отец жениться на матери крёстного сына?

Здравствуйте. Пишет Вам Андрей из города Кирово-Чепецк Кировской области. Я являюсь крёстным отцом, мне двадцать один год. Можно ли жениться на матери крёстного сына? Ей двадцать два года. С нетерпением буду ждать ответа.

К сожалению, уважаемый Андрей, согласно церковным правилам, такого рода заключение брака не является возможным. Вот что буквально сказано в 53-м правиле 6-го Вселенского Собора: «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в неких местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими, то определяем: дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящие сие: таковые, вопервых, да отступят от сего незаконнаго супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих» ( http://www.pagez.ru/lsn/0009.php )

Нужно ли повторно окрестить ребёнка, если умерла его крёстная?

Добрый день! Моей дочери пятнадцать лет. В прошлом году умерла её крёстная. Можно ли повторно окрестить ребёнка, и есть ли в этом необходимость? Заранее спасибо за ответ. Елена.

Уважаемая Елена! Никакой необходимости в таких случаях нет. Во-первых, потому что крещение, как духовное рождение в новую жизнь со Христом, совершается один раз. Во-вторых, потому что все мы люди смертные, и в случае кончины кого-либо из наших ближних, родственников, крёстных и т.д. ничего с бывшим фактом крещения не меняется. Стоит также заметить, что никакие обстоятельства внешнего рода не могут оказывать решающего влияния на нашу внутреннюю духовную жизнь, не могут отлучить от Бога, от любви Божией, как говорит апостол Павел, если мы сами от веры во Христа не отрекаемся.

Можно ли с парнем, за которого выхожу замуж, крестить ребёнка своих знакомых?

Здравствуйте! Могу ли я вместе с парнем, за которого собираюсь выйти замуж, крестить ребёнка своих знакомых? Света.

Уважаемая Светлана! Нет, такой вариант не согласуется с существующими правилами Церкви: крёстные ребёнка не могут быть женихом и невестой, поскольку позже не могут стать мужем и женой по причине возникшего между ними духовного родства.

Почему маме нельзя присутствовать на крестинах дочери?

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, почему нельзя маме присутствовать на крестинах дочери? С чем связано это поверье? Виктория.

На самом деле абсолютного запрета нет, но существуют, в зависимости от храма или прихода, несколько различные традиции. Дело в том, что, согласно церковным правилам, в течение сорока дней после родов, пока женщина находится в состоянии естественного очищения организма, ей не полагается самой участвовать в Таинствах Церкви. Например, причащаться за Литургией. По истечении сорока дней священник должен прочитать молитву «сорокового дня», после чего родительница может участвовать в Таинствах Церкви. Данная молитва входит в последование Таинства Крещения и, как правило, читается по отношению ко всем присутствующим во время совершения Таинства Крещения родительницам, за исключением тех мам, у которых еще не прошло сорока дней с момента рождения их чад. Вероятно, по этой причине и возникла традиция, что родительница в течение сорока дней с момента рождения ребёнка не допускается присутствовать при Крещении. Однако вряд ли есть твёрдые основания в церковных правилах не допускать в храм родную маму, чаду которой сорок или уже более дней от рождения.

Что делать, если я крещена в Армяно-Григорианской Церкви, а Таинства принимала в Русской Православной Церкви?

Здравия желаю всем! У меня сложилась такая ситуация. В 2001 г. я спасала рождённого в пять месяцев ребёнка. Такие не выживают. Я из Москвы с реанимацией выехала в Кострому (где случились у моей подруги преждевременные роды). Там же священник совершил над кюветой, где находился ребёнок обряд крещения, но не полный (по указанным причинам). Ребёнок рожден православной матерью, а я крещена в Армяно-Григорианской Церкви в младенчестве (совершал обряд сам каталикос Вазген в Эчмиадзине). Я регулярно посещаю православные храмы, и никаких вопросов никогда не возникало. Это не смутило местного священника, и я стала крёстной матерью, которой была до сегодняшнего дня. К сожалению, ребёнок инвалид (не разговаривает, не ходит, самостоятельно не ест), и все десять лет я с его родителями только и молились о его выздоровлении. Священник церкви св. Петра и Павла сообщил, что ребёнка недокрестили, то есть нужно произвести помазание. К этому дню мы все вместе серьёзно готовились и приурочили к 10-летию рождения. Сегодня в наш праздник мы пришли в церковь, и на вопрос священника, крещеная ли я, я сказала, что крещена в АрмяноГригорианской Церкви. Он тут же изменился в лице и попросил меня покинуть храм. Ребёнка «докрещивали » без меня, а для меня (да и для родителей ребёнка) праздник был катастрофически испорчен. Мы все очень верили в этот день, а он обернулся неприятностью. Теперь, если следовать канону, у ребёнка вообще нет крёстной матери? Какое докрещение, если и крещение надо аннулировать? В ресторане, после докрещения я пыталась вступить в спор со священником и объяснить, что за все мои пятьдесят шесть полных лет для меня таких проблем не возникало. Я всю жизнь посещала беспрепятственно православные храмы, недавно отпевали мою маму. На что он мне ответил, что это мой грех и что я за него понесу наказание. А может, он прав? Ответьте, пожалуйста. Мир Вам! Наталья.

Уважаемая Наталья! Вы, безусловно, молодец, что прилагали и прилагаете столько усилий по отношению к этому ребёнку. И, разумеется, вряд ли кто может запретить быть Вам крёстной, потому что по жизни таковой Вы уже стали и являетесь. Однако, к сожалению, с точки зрения чисто церковно-канонической проблема остаётся. Дело в том, что между Русской Православной Церковью и Церковью Армянской нет литургического общения в Таинствах по причине некоторого расхождения в вероучении. С этой точки зрения Армянская Церковь является монофизитской, а не строго православной. Отсюда и все те недоразумения, о которых Вы говорите. Я бы советовал Вам принять миропомазание в Русской Православной Церкви, и тогда все недоумения отпадут сами собой. Думаю, это не будет с Вашей стороны изменой правде Божией, но, напротив, будет следованием Истине как таковой.

Вправе ли родители крестить ребёнка, навязывая ему вероисповедание?

Здравствуйте! Давно один вопрос не даёт мне покоя. Это вопрос о крещении младенцев. Я категорически против крещения детей в младенческом возрасте. Считаю, что религию человек должен выбирать осознанно. Никто, даже родители, не в праве навязывать ребёнку, самостоятельной личности, полноправному человеку вероисповедание, религию, к которой он будет причастен. Это безнравственно — решать за другого человека этот важный для него вопрос, пользуясь его беспомощностью. Креститься следует в сознательном возрасте, вдумчиво, взвесив все «за» и «против». Разве я неправ? Даниил.

Дело в том, что ребёнок не является абсолютно свободным существом, но нуждается в опеке, любви и заботе родителей и, поэтому от них многое перенимает. Ребёнок живёт тем, чем живут его родители, и вырастает среди интересов и привычек своих папы и мамы, братьев и сестёр, если они у него есть. Никакой нормальный ребёнок, если у него любящие папа и мама, не скажет им, что, мол, дорогие родители, я — свободное существо. Поэтому не навязывайте мне свои взгляды и понятия, не учите меня спорту, которым вы увлекаетесь, не показывайте мне мультфильм про того же «Карлсона», потому что это есть навязывание определённого художественного и эстетического вкуса. Лучше я сам выберу, что мне смотреть. Не учите меня также правилам дорожного движения, потому как я должен самостоятельно понять, на какой цвет светофора лучше ходить. Не мешайте мне играть на подоконнике открытого окна, потому что это тоже мой выбор… Естественно, что родители учат ребёнка тому, что считают для него полезным, безопасным и нужным. Это есть неотъемлемое право родителей. И, если родители христиане, для них совершенно естественно учить своё дитя основам той веры, какой они сами живут. Это вполне нормально! Другое дело, кстати говоря, что когда ребёнок вырастает, за ним всё равно остаётся свобода выбора, и он может и не стать христианином. Порой это случается ещё и потому, что родители несколько переусердствовали в «навязывании» своему ребёнку христианства и церковности. И здесь Вы правы в том смысле, что вере нельзя учить посредством одного только диктата, что вызывает лишь отторжение, но это должно быть, прежде всего, искусством христианской любви.

Что делать с католическим крестиком, если я приняла православие?

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Мои родители католики и крестили меня, как католичку. До двадцати трёх лет я пыталась приобщиться к католической вере, прошла исповедь, но в силу того, что мне сложно понимать польский язык, так как православие было яснее, да и ближе душе, я начала ходить в церковь. Так как считаю, что Бог един и в этом нет греха. Затем прошла исповедь в церкви и перекрестилась, купила новый православный крестик, стала его носить. Я считаю, что Бог у человека должен быть в сердце, в душе, в помыслах и поступках, и не важно, на каком языке и где ты произносишь молитву, главное, чтобы это шло от самого сердца. В связи с этим, у меня вопрос: что мне сделать с моим католи ческим крестиком, можно ли носить сразу два — православный и католический, так как католический мне очень дорог. Тамара.

Уважаемая Тамара! Вы вправе носить то количество крестиков, какое Вам заблагорассудиться, однако нужно помнить, что во всём нужно соблюдать вкус и меру. Если это бывает немаловажным, к примеру, в образцах светской культуры, то, тем более, очень важно в культуре духовной. И здесь нужно понимать, что католическая культура и культура православная, несмотря на то что обе являются христианскими, всё-таки между собой имеют очень и очень серьёзные различия, о которых говорить сейчас у нас просто нет времени и места. Однако повторю следующее: носить крестик можно любой, потому что крест есть Крест Христов, но если при этом Вы считаете себя православной, то и старайтесь быть — с Божией помощью! — таковой по духу.

Как противостоять сектантам, которые считают, что крестить человека нужно в сознательном возрасте?

Сектанты считают, что крестить детей не надо, так как это должно быть осознано самим человеком. Прочитали строки из Библии (1 Кор 7:12–14). Я им ответила, что только при крещении Бог даёт Ангела Хранителя человеку. На что мне сказали, что, где это в Библии написано? Помогите, пожалуйста, батюшка, ответить мне на эти вопросы. Надежда.

Дети живут интересами родителей, они ещё не имеют полной свободы выбора. Если родители христиане, то им естественно желать того же и своим детям. Священное Писание даёт нам примеры, когда говорится о крещении целых семей. К примеру, в книге Деяний святых Апостолов сказано о неком темничном страже, что «немедленно крестился сам и все [домашние] его» (Деян 16:33).

Что делать, если венчалась не будучи крещёной?

Здравствуйте, батюшка. Сейчас мне тридцать лет. Всё это время, я считала, что я крещ ёная. С крёстной мы не виделись двадцать лет, после того как умер мой отец. Недавно в разговоре с мамой я узнала, что моя крёстная, когда я родилась, крестила мальчика и записала моё имя, с тех пор все считали её моей крёстной матерью, хотя в церкви я не была и обряд Крещения не прошла. Является ли это крещением? Если нет, могу ли я сейчас окреститься? Ведь мы с супругом венчаны. И является ли наше венчание действительным? С уважением, Оксана.

Уважаемая Оксана! Безусловно, Вам нужно принять Таинство Крещения, потому что никаких заочных крестин без присутствия самого крещаемого в практике Церкви не было и быть не может. При всей странности сложившегося положения Таинство Венчания (задним числом), скорее всего, можно будет в дальнейшем считать действительным. Впрочем, во избежание тех или иных сомнений, после принятия Таинства Крещения Вы можете обратиться в епархиальное управление той местности, где Вы проживаете, дабы этот вопрос был бы окончательно решён и разъяснён Вам именно на уровне местного правящего епископа (церковноканонически). Так будет наиболее ответственно.

 

 

Как противостоять сектантам, которые считают, что крестить человека нужно в сознательном возрасте?

Сектанты считают, что крестить детей не надо, так как это должно быть осознано самим человеком. Прочитали строки из Библии (1 Кор 7:12–14). Я им ответила, что только при крещении Бог даёт Ангела Хранителя человеку. На что мне сказали, что, где это в Библии написано? Помогите, пожалуйста, батюшка, ответить мне на эти вопросы. Надежда.

Дети живут интересами родителей, они ещё не имеют полной свободы выбора. Если родители христиане, то им естественно желать того же и своим детям. Священное Писание даёт нам примеры, когда говорится о крещении целых семей. К примеру, в книге Деяний святых Апостолов сказано о неком темничном страже, что «немедленно крестился сам и все [домашние] его» (Деян 16:33).

Ещё статьи...