Грех ли не забирать покойников из морга домой?

Батюшка, в прошлом году летом у меня умерла мама. Была сильная жара, её оставили в морге, в холодильнике. После похорон снилось, что она мёрзнет. Грех ли, что я не привезла на три дня до похорон маму домой? Как искупить этот грех? Светлана.

Уважаемая Светлана! Конечно, разного рода обстоятельства, связанные со смертью близких нам людей, могут смущать наше сердце, но нужно помнить, что Христос победил смерть — и это главное! Поэтому не то важно, что может быть связано с комплексом ритуальных услуг, поскольку это уже имеет значение для тела, а не души, и гораздо важней то, что испытывает душа, разлучённая с телом, тогда как телу без души уже всё равно. И здесь, в первую очередь, важна наша молитва об упокоении души, о том, чтобы Господь не вменил новопреставленному человеку его же грехи во осуждение, но, напротив, избавил бы от греха, очистил был душу для жизни вечной, омыл Своими милостями и щедротами. Вот это имеет значение, этого нам и нужно для своих близких просить у Господа! А снам святые отцы заповедали не доверять, потому что это может быть исключительно диавольским смущением.

Как избежать конфликтов с матерью?

Здравствуйте, батюшка! Прошу Вашего совета. У меня всю жизнь очень сложные отношения с матерью, постоянные конфликты. Она родилась 21 сентября. И у меня долгое время был внутренний барьер: я не могла молиться Богородице, казалось, она не услышит и не поможет (как мама). Некоторое время назад мне посоветовали молиться иконе Богородицы «Умягчение злых сердец ». Читала акафист, перемены есть, но незначительные. Недавно она болела, заказала ей сорокоуст, началось ухудшение. Читала молитву Оптинских старцев (Господи, дай мне сил выне344 сти), был такой скандал! Мне страшно, я не знаю, что делать. Наталья.

Уважаемая Наталья! Не следует отчаиваться! В сложных житейских ситуациях не следует относиться к молитве, как некому внешнему магическому средству (например, причитал определённое количество раз!), благодаря которому всё само собой должно рассосаться. Увы, не всё так в этой жизни просто, ведь каждый человек — живая неповторимая личность со своими особенностями, своей свободной волей, а также и своими греховными навыками. К тому же у людей уже пожилых эти греховные навыки могут быть многолетними. Так что далеко не всегда даже с помощью Божией в одночасье можно переделать другого человека и нормализовать непростые и запутанные отношения. Господь чаще всего от нас этого и не требует, потому что не нарушает свободу воли человека, и если человек сам чего-либо не захотел, Бог не стремится какие-либо благие изменения спровоцировать неким стремительным, обвальным образом. Конечно, бывает и со стороны Бога своего рода «шоковая терапия», но это уже по особому Его смотрению, тогда как чаще, как сказано в Священном Писании, Бог действует смиренным образом: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20). Это не значит, что наши молитвы бесполезны, просто далеко не всегда может последовать немедленный внешний результат. Важней совсем другое: нам самим, обращаясь к Богу, нужно ставить цель принимать другого человека таким, какой есть, а не стремится переделать его согласно своим представлениям и желаниям. Быть может, если мы увидим, что наш ближний при всех его нам неприятных недостатках тоже есть страдающий человек, нуждающийся в спасении, мы всё-таки захотим попросить ему спасения у Бога! И это будет делом нашей любви к ближнему, а наша молитва наполнится более угодным Богу содержанием.

Что делать с непроходящим чувством вины перед умершей матерью?

Здравствуйте, батюшка! Вот уже несколько месяцев нет покоя моей душе. Дело в том, что недавно умерла наша мамочка. Последние шесть лет она болела (инсульт и сахарный диабет). То, что сейчас не даёт мне покоя — это чувство вины за то, что мы (три дочери) недостаточно уделяли ей внимания, многое нас раздражало, были крики скандалы, обиды. А самое главное, что при дочерях, которые живут все рядом (хотя виделись и созванивались мы с ней каждый день), она чувствовала себя очень одинокой и часто говорила, что мы её не понимаем. И она была права! Только мы тогда не знали, как можно быть одинокой при дочерях, внучках. Ведь мы каждый день были рядом. Всё было приготовлено, убрано (сестра жила с ней.) Материальные вопросы тоже решены. Часто она лежала в больницах, с ней всегда кто-нибудь был, старались поддерживать, всё необходимое у неё было. Но, видимо, не было самого главного — понимания, сочувствия и любви. Последние три недели её жизни она провела в больнице, и только тогда настало прозрение для нас, мы постоянно были рядом с ней. Боролись до последнего, молили Господа, чтоб он простил всех нас и помог мамочке не терять надежды. Она очень хотела жить! Но её не стало, утром мы забрали её из больницы, а вечером она умерла на наших руках. Правда, меня успокаивает, что Господь дал нам эти три недели, чтоб попросить у неё прощения и дать ей понять, как мы её любим! Мы первые сорок дней читали молитву об упокоении усопших родителей, молимся и сейчас, ходим в церковь, ставим свечки за упокой, заказываем панихиды, я разговаривала с батюшкой об этом. В скором времени хочу исповедаться, причаститься, исповедовать свой грех о непочитании родителей.

К сожалению, мы все в той или иной степени согрешаем против любви к нашим ближним, потому что являемся несовершенными в ней. Да, всегда можно быть менее чёрствым и более внимательным к нашим близким. Однако боюсь, что в той ситуации, которую Вы описываете, Вы взялись укорять себя сверх меры. Судя по всему, Вы вместе с сёстрами всё-таки старались для своей матери делать, что могли. Ведь не бросили же Вы её на произвол судьбы, не сдали в дом престарелых, не постарались забыть о ней? Понятно, что при нашей суетной жизни не всегда есть возможность оставаться возле больного или умирающего целыми сутками, не всегда, по разным причинам, удаётся обрести и полное взаимопонимание: больные люди часто бывают уже не вполне адекватны и не все наши слова и поступки понимают так, как нам хотелось бы. В конечном счёте Вы всё же постарались творить дела любви по отношению к Вашей покойной родительнице.

Можно ли попросить прощения у умершей матери?

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как можно попросить прощения у уже умершей матери? Как снять с себя вину за смерть матери, она серьёзно болела, а я её не поддерживала и заставляла нервничать, возможно ускорила её смерть. Маргарита.

Прощение попросить можно, молясь об упокоении её души, но не стоит слишком акцентировать на этом моменте своё внимание, потому что главным трудом и делом нашей любви по отношению к усопшим ближним является сама молитва. Не стоит также слишком «растравливать» в себе ту мысль, что Вы якобы виноваты в её смерти. Все мы в той или иной степени согрешаем тем, что не додаём своим ближним любви, что несовершенны в этом. Если ощущаем это в себе, то можно и нужно покаяться в том на исповеди, но не заниматься излишними самоугрызениями. Наилучший же выход — изо всех сил стараться жить по-христиански, и тогда Ваша молитва о матери будет доходчивей, что, в свою очередь, и окажется реальным делом любви по отношению к усопшей.

Права ли мать, говоря, что неразумно идти на заведомо опасное предприятие?

Здравствуйте. Меня интересует один вопрос. Хоть он не такой жизненно важный, но он меня сильно заботит. Недавно решили с другом пойти в поход. Когда я рассказал об этом матери, она стала сопротивляться, говоря, что это опасно, да и просто неразумно лезть на рожон и избирать заведомо опасное мероприятие. Вопрос такой: если и волос с головы упасть не может без воли Господа, то почему человек должен осмотрительно поступать? Почему он не должен спокойно идти под пули на войне? Почему не должен по ночам ходить один? Устроив встречу со шпаной, Господь указывает человеку, что нечего лезть на рожон? Но если насилие над человеком должно совершиться, разве есть смысл его бояться и не ходить ночью по улицам, в поход? Спасибо. Максим.

Максим! Можно сказать так: очень многое в этом вопросе зависит от того, что называется необходимостью. Если у кого житейские (профессиональные, семейные и т.д.) обстоятельства требуют хождения ночью по небезопасным районам, то — да! Уповая на помощь Божию, нужно исполнять то, что требует долг. Если же нет никакой нужды разгуливать ночью среди шпаны, то таким образом испытать судьбу (или Бога) — это не самый разумный опыт, ведь «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф 4:7). Поэтому, если Вы совершеннолетний человек, то, конечно, вольны поступать так, как Вам заблагорассудится, однако при этом не следует утрачивать благоразумия, а также мирного отношения с родителями.

Можно ли учить сына тому, чтобы он умел постоять за себя?

Здравствуйте, батюшка! Я очень бы хотела получить от Вас совет. Я одна воспитываю сына, учу его быть порядочным, дружелюбным, таким, каким хотела бы его видеть. Но ведь мир не всегда так добр, взять ту же школу, и там бывают сверстники, которых воспитывают совсем по-другому принципу: сразу в нос, быть наглее, злее в современном мире, чтобы выжить. Как же быть, учить давать сдачи или как-то обходить ситуацию иначе? В то же время, не хотелось бы, чтобы над ним издевались за то, что он не может ответить. Большое спасибо Вам за помощь, которую Вы доносите людям посредством сайта! Татьяна.

Уважаемая Татьяна! Да, к сожалению, мы живём в мире, который из-за грехопадения прародителей лежит во зле, и с этим злом (внешним и внутри себя) наши дети неизбежно сталкиваются. Если же ответить на Ваш вопрос прямо, то мальчику (будущему мужчине) надо учиться давать сдачи. Другое дело, как именно, каким способом и насколько этот способ будет соответствовать его характеру. Скорей всего, имеет смысл заниматься тем или иным видом единоборств, спортом вообще. Сейчас много различных секций, бывают и православные кружки тех или иных единоборств, которые адаптированы к христианскому миропониманию. Вероятно, Вам имеет смысл навести справки на этот счёт и подумать, что именно могло бы подойти Вашему сыну.

Как поминать некрещёного родственника?

Здравствуйте. Наш дядя жил с нами, пил, не работал последние шесть лет, раньше увольняли его с работы по причине пьянки. А потом он заболел, начались боли в животе. «Скорую» вызвать не дал и через три дня умер. Получается, что человек сам сознательно шёл к смерти? Он был некрещёный, как поступать, ведь отпевать его нельзя и в церкви службу заказывать тоже нельзя. Что будет с его душой, как облегчить её участь? Наталья.

Уважаемая Наталья! Наша общая проблема в том, что почти все мы несовершенны в христианской любви, потому что совершенен в вере тот, кто уже бесстрастен и свят! Однако хорошо уже то, что Вы это ощущаете, что в Вас говорит совесть. Понятно и то, что по отношению к человеку пьющему и вообще заблудшему (при его жизни) проявлять любовь и сострадание довольно сложно. Но уже неплохо, что в почившем сроднике Вы видите какие-то и положительные черты, то есть было в этом человеке нечто достойное сострадания, а значит, и (теперь!) молитвы о нём. Да, поскольку он не сподобился крещения, то общецерковное поминовение оказывается невозможным, но никто не запрещает Вам молиться лично, теперь это оказывается даже наиболее важным — это и есть дело Вашей христианской любви к этому человеку, потому что кто ещё, как не Вы, будет за него молиться, у кого будет болеть об этом человеке сердце? Можно здесь и добавить: слава Богу, что так, что Вы по-христиански всё это переживаете. Значит, Ваше сердце не окаменело и не очерствело! Что касается терзаний на счёт того, что не успели этому человеку как-то при жизни помочь, то надо во всём этом исповедоваться, попросить у Бога прощения и успокоиться, не забывая впредь молиться об упокоении души Вашего дяди.

Можно ли матери отчитывать ребёнка, если у него бесоодержимость?

Ребёнку восемь лет. У него бесоодержимость налицо. Я начала его отчитывать сама, он себя ещё хуже стал вести. Иконы в комнате снял, я на него смотрю и боюсь уже. Знахарка сказала, что мне это не под силу и чтобы я не совалась куда не следует. Что делать? Помогите! Ирина.

Ну, во-первых, всё-таки больше не обращаться к знахаркам (экстрасенсам, астрологам, целителям и т.д.), потому что это грех серьёзный, рассматриваемый Церковью, как измена вере во Христа, потому что знахарство есть разновидность колдовства, а колдовство есть обращение за помощью к самому диаволу. А во-вторых, надо просить помощи у Бога, искать эту помощь. Однако заниматься самостоятельной «отчиткой» — это тоже довольно опасная самодеятельность. Наша задача — покаяние перед Богом, а не вступление в прямую брань с диаволом посредством чтения «заклинательных» молитв и т.д. Это всё не в силах обычных христиан. Напротив, можно только хуже сделать, потому что такие игры или «шуточки» с диаволом могут плохо закончиться. И вообще: с чего Вы взяли, что у Вашего сына в прямом смысле «бесоодержимость»? Может быть, это элементарный дух детского противления или проявления душевного расстройства, с которым надо обращаться к врачу. Во-первых, Вам нужно самой идти на исповедь и каяться в том, что обращались к знахарке (это грех!), и в том, что пытались сами проводить «отчитку» (это грех самочиния). После чего, по совету исповедующего священника, действовать по ситуации.

Всегда ли наши ближние могут понести смирение не соблазнившись?

Всегда ли наши ближние могут понести наше смирение не соблазнившись? Расскажите, пожалуйста, о подвиге смирения в проблемной семье. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей работе «О смирении» (Аскетические опыты. Т. 1) приводит слова аввы Дорофея: «Путь смирения — телесные труды с разумом <...> Что значит трудиться с разумом? — говорит далее святитель Игнатий. — Значит нести труд монастырский как наказание за свою греховность в надежде получения прощения от Бога. Что значит трудиться безрассудно? Трудиться с плотским разгорячением, с тщеславием, с хвастовством, с унижением других братий, не могущих нести такого труда по немощи или неспособности, даже по лености. В последнем случае труд, как бы он ни был усилен, долговремен, полезен для обители в вещественном отношении, не только бесполезен для души, но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой добродетели». Это высказывание легко применять и к нашей жизни, пусть даже и не монашеской. Монастырь — тоже своего рода семья, и тоже, кстати, довольно проблемная. Быть христианином что в монастыре, что в проблемной семье, что не в проблемной и означает нести «труды с разумом». Часто же современный неофит-подвижник действует вовсе без разума. Порой можно наблюдать, как в семье, где такой подвижник завёлся, им ставится цель в кратчайшие сроки и ударными темпами построить эдакий «город солнца» по христианскому образцу, где бы все имели смиренно-молитвенный вид. Конечно, таких трудов и такого «смирения» ближние понести не могут. В конечном счёте цель христианской жизни — спасение души, а не устроение земной жизни так, как нам хотелось бы и как нам мечталось бы. В нас горит желание, чтобы наши «проблемные» ближние тоже стали христианами? Единственный путь — самая серьёзная, длительная, неустанная молитва о них, а также этот самый «труд с разумом», кротость, терпение. И если наши ближние удостоверятся, что мы действительно благодаря Церкви стали лучше, светлее, благодатнее, смиреннее, это и будет для них тем примером, какой может зажечь и их сердца любовью ко Христу. Смогут ли они это понести не соблазнившись, — это уже дело Божие и дело их свободной воли, а не наших гаданий.

Как избавиться от ненависти к брату, после рождения которого я навсегда лишился родительской любви?

Здравствуйте! Меня зовут Георгий, мне тридцать семь лет. Пишу я Вам из Западной Европы. Как избавиться от злобы (неприязни) и вражды к матери и младшему брату (он на два года младше меня)? Я до сих пор ревную мать к брату. Теперь поподробнее. По моему мнению, мои родители (в частности, мать) отвергли меня после рождения младшего брата. Этот вывод я сделал после многочисленных консультаций у психологов и психотерапевтов. Я долгие годы не понимал происхождения повторяющегося гнева и осуждения у меня и только относительно недавно нашёл корень проблемы: этот гнев являлся моей реакцией на неполученную любовь в детстве (и не только). Как же быть человеку, которого родители (мать в том числе) проигнорировали большую часть жизни в пользу другого (младшего брата)? По какой причине была нужна такая несправедливость? В чём смысл такого отношения родителей ко мне с точки зрения православия? Я не знаю, почему и зачем мои родители так поступили. С уважением, Георгий.

Уважаемый Георгий! Конечно, та проблема, о которой Вы говорите, является очень серьёзной душевной травмой и, очевидно, что эти обстоятельства, действительно, повлияли на Вашу жизнь. Однако боюсь, что в границах обычного светского мышления со всем этим психологическим грузом трудно что-либо поделать, что-либо всерьёз изменить. Но всё же можно попробовать найти выход, если осознать эту проблему через Евангелие, посредством веры. Дело в том, что Евангелие повествует нам о вопиющей к Небу несправедливости: распятии Богочеловека Христа. Бог даёт нам пример, что Он Сам, первый, не взыскует справедливости или наказания обидчикам, а желает, чтобы и они были прощены Отцом Небесным, чтобы и они спаслись. Иначе говоря, евангельская правда жаждет не раздать всем по заслугам, но всех простить, если это возможно. Получается, что полная справедливость вообще не вполне осуществима. Как сказал один святой: «Не говори, что Бог справедлив! Если это так, то я погиб». Теперь в свете вышеизложенного поговорим о Ваших родителях. Да, они поступили по отношению к Вам несправедливо. Но, боюсь, что они не понимали и не понимают этого. Скорей всего, с их стороны это было ненамеренным проявлением искажённой родительской любви к Вашему младшему брату, что, в свою очередь, обернулось для Вас несправедливостью и жестокостью. Что с этим теперь поделаешь? Увы, в плане житейском уже назад плёнку не отмотаешь и сам ход событий не изменишь. Но, если Вы имеете веру и считаете себя христианином, можно изменить своё отношение. С Божией помощью постарайтесь умалить обиду, никого не упрекать, не ссориться, стараться поддерживать ровные спокойные отношения, молиться за родителей и брата. И постарайтесь вырвать из своего сердца ту ядовитую занозу, которая уже много лет отравляет Вам жизнь. Это, конечно, нелегко, но именно это и есть дело веры. Христос в Евангелии говорит: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20). Но двигать горами как таковыми — это, в общем-то, внешние и маловажные чудеса. Богу гораздо более угодно, чтобы верующие в Него могли бы двигать, свергать с самих себя горы греха, непрощения и обид. Помощи Божией Вам!