Можно ли принимать душ в день причащения?

Можно ли в день Причастия принимать душ или купаться в источнике?

Основа подготовки к Таинству Причащения Тела и Крови Христовых — наше покаяние. Конечно, есть совершенно определённые правила относительно того, как и сколько дней поститься или какие каноны вычитывать, но и эти правила не имеют абсолютного значения, когда это касается людей больных, немощных, пожилых, беременных, кормящих, находящихся в условиях военной службы или в тяжёлых работах. Таким образом, те рекомендации, к которым мы так привыкли и которые многим из нас кажутся чем-то принципиально значимым, служат лишь определённым подспорьем для лучшей внутренней подготовки к Таинству Причащения, для более углублённого покаяния. Можно сказать, что при наличии сознания собственной хорошей подготовленности к Причастию лучше и вовсе не причащаться, поскольку это ощущение ложное — ведь никто не может быть вполне достоин бескровной жертвы Христа Спасителя. Напротив, осознание собственного недостоинства, неподготовленности и духовной немощи, но и одновременно невозможности жить без Причастия, без Христа как лекарства от греха является более спасительным, ибо не праведников, но грешников пришёл Христос призвать к покаянию (Мф 9:13; Мк 2:17). В этом смысле вопрос о том, можно ли принимать душ в тот же день после Причастия (а также обязательно ли это делать накануне) или купаться в источнике, является даже не просто второстепенным, но относящимся к области народных преданий, или в каком-то смысле суеверий, которыми современное магическое сознание стремится окружить церковные Таинства и обряды. Рассуждения типа «нельзя купаться, потому что смывается благодать», иначе как к простонародным басням и не отнесёшь. Никаких канонических правил на тему «помывки» до совершения Таинства или после не существует. Другое дело, что в день после Причастия необходимо избегать излишней суеты, празднословия и вообще праздного времяпровождения. Лучше в этот день обратиться к более внимательному чтению Евангелия, к молитве или совершению добрых дел. Правда, в одном из особо посещаемых современными паломниками монастырей пришлось однажды слышать вполне серьёзные рекомендации, запрещающие после Причастия купаться в местных святых источниках. Объяснение этого запрета, услышанное там же, не кажется вполне удовлетворительным: дескать, вы уже получили полноту благодати в Причастии, что вам ещё сегодня нужно? Если согласиться с такого рода «богословием», то надо признать, что Бог дарует нам благодать строго отмеренной мерою, а кто в день Причащения дерзает окунаться в святой источник, тот, стало быть, эту меру нарушает и становится Богу не угоден. Такого рода рассуждение попахивает не больше и не меньше как древним язычеством, где жизнь человека из-за невозможности угождения каждому отдельному идолу могла превратиться в сущий кошмар. Очень странно, что современные православные христиане часто так и делают, окружая себя какими-то фантастическими правилами и обычаями, многие из которых или нелепы, или невыполнимы, в то время как необходимость исполнения евангельских заповедей и борьбы с грехом часто забывается.

Почему перед причащением можно упасть в обморок?

Добрый день! Помогите, пожалуйста! Мой парень хотел причаститься перед Успенским постом, а священник сказал, что нужно выдержать пост и только после этого можно причаститься. Он выдержал пост по всем канонам и пошёл на причастие, но в церкви упал два раза в обморок. Это очень испугало его. Скажите, что могло стать причиной случившегося и что нужно сделать, чтобы этого избежать? Вера.

Причины происшедшего, уважаемая Вера, могут быть самые разные, например, в неопытности и обращения к Богу, и покаяния, и молитвы, и воздержания. Возможно, что пост, или воздержание, которое было предпринято, оказалось слишком строгим для ранее непостящегося, а может быть, в храме было просто слишком душно. Возможны и духовно-нравственные причины. Мне, как священнику, приходилось неоднократно сталкиваться с таким печальным фактом, когда молодые люди, приходящие на исповедь, каются в тех или иных не самых значительных грехах. Но при этом почему-то не упоминают о том, что живут со своими парнями или девушками вне брака (что, вообще-то, является грехом блудного сожительства и за что полагается отлучать от Церкви, пока грех не будет исправлен), по всей видимости, не считая такого рода опыты грехом. Разумеется, я не знаю, какова ситуация в Ваших отношениях, однако будьте осторожны, потому что Причащение за Литургией требует от нас, христиан, определённой ответственности за устроение нашей земной жизни. И устраивать её мы обязаны не так, как принято у всех в миру, но так, как этого ожидает от нас Христос, поэтому мы должны жить по евангельским заповедям.

Может ли человек причащаться, если на исповеди утаил грех?

Здравствуйте. Я всегда верил в Бога. Но в церковь не ходил и имел весьма поверхностное представление о Господе. Сейчас я хожу в церковь, читаю духовную литературу, смотрю проповеди православных священников в Интернете. Читаю утренние и вечерние молитвы. Много грехов на моей душе, но самыми тяжкими считаю следующие. Я четыре раза был женат и разводился. Последняя моя жена сделала от меня два аборта. А я совсем не противился. Я исповедался, но смалодушничал и не открылся в этом батюшке. Сейчас я готовлюсь к первому в моей жизни Причастию и понимаю, что не имею права утаить эти грехи. Достоин ли я вообще Причастия? Подскажите, пожалуйста, как мне быть. Олег.

Уважаемый Олег! На самом деле никто и никогда не достоин Причастия, потому что быть достойным Самого Христа и Его Крестной жертве никакой человек быть не может в принципе. Христос Спаситель дарует нам Самого Себя в пищу духовную вовсе не благодаря нашему достоинству, но именно по причине гибельности нашего состояния — для того, чтобы нас спасти. Христос и есть лекарство от греха, без которого мы не можем спастись, избавиться от греха. Поэтому Ваше покаянное осознание собственных грехов уже есть залог духовного исцеления. Это единственное (не считая, конечно, добрых дел), что человек может Богу принести и что Бог прежде всего от нас ждёт: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15:7). Вот и положите начало деятельному покаянию (исповеди), а также исправлению жизни (не повторяйте больше тяжких грехов) и увидите, что помощь Божия не замедлит прийти.

Можно ли причащаться, если брак не зарегистрирован?

Здравствуйте! У меня был брак. Развод очень тяжело перенесла, от брака рощу сына Степана, который тоже очень тяжело переносит развод. Через четыре года встретила мужчину. Вместе уже почти год. Живём в гражданском браке, часто ссоримся. Получилось, что я забеременела и, если честно, была в шоке от этой новости. Впервые я подумала об аборте. Я не готова к материнству во второй раз. Мне было тяжело растить сына одной, и я вложила в него всю свою любовь. Аборт не сделала, но в душе никак не могу смириться с тем, что опять стану мамой, постоянно плачу, терзаю своего гражданского мужа, раздражительна, и меня мучает совесть по отношению к этому маленькому человечку, который у меня в животе. Помогите, что мне делать, иначе я сойду с ума. Я боюсь и родов, и ревности сына, и потерять работу, и боюсь остаться одна. Могу ли я причаститься? Спасибо, что прочитали. Екатерина.

Екатерина! Постарайтесь с Божией помощью взять себя в руки! Хорошо уже то, что Вы решили не убивать своего ребёнка: всё же одним тяжким грехом меньше. Попробуйте посмотреть на ситуацию с другой стороны: для женщины материнство есть одно из основных Богом данных предназначений. Стоит заметить, что репродуктивный возраст женщины не так уж долог. В более традиционных обществах дети чаще всего рассматривались как благо и дар Божий, а бесплодие — как проклятие. Почему-то в наше время всё перевернулось с ног на голову: дети уже не благо и дар Божий, но — проклятие. Так вот, просите у Бога помощи и вразумления в том, чтобы Господь даровал Вам любовь к собственному ещё не рождённому чаду, потому что ребёнок нуждается именно в родительской любви, это для него самое главное. А также подумайте: может быть, стоит узаконить отношения с Вашим «гражданским» мужем? Это и Богу будет угодно, и у ребёнка будут законные родители. И, кроме того, Вы будете иметь возможность причащаться за Литургией, ведь, живя в «гражданском браке» (будучи не зарегистрированными) Вы сами себя отлучаете от Причастия, а значит, и от Церкви вообще.

Грех ли долго не причащаться?

На всё лето уезжаю на дачу, рядом нет храма. Не причащаться — это грех?

А что делал бы тяжело больной человек, который не может обходиться без врача? По сути, грех в каждом человеке подобен тяжёлой болезни, единственный врач — Христос, а Церковь — духовная лечебница. Самооправдание в такой ситуации, что, мол, пусть я храм не посещаю, зато каждый день дома молюсь, равносильно тому, как, если бы тяжело болящий человек заявил, что ему довольно чтения «Медицинской энциклопедии», а врачами и лечением ради дачи можно пренебречь. По канонам святых отцов, христианин, без уважительной причины пропустивший три еженедельные Литургии подряд, сам себя отлучает от Церкви. Таким образом, пребывание на даче без храма и Причастия есть добровольное отлучение себя от Церкви. Это обличает в нас маловерие и непонимание того, что Христос стяжал Церковь Своею Пречистой Кровию. Поэтому надо хотя бы несколько раз за лето выбраться в любой православный храм для исповеди и Причащения. «Ни мир и житейские дела не мешают исполнять заповеди Божии, когда имеется ревность и внимание… Ни безмолвие и удаление от мира не пользует, когда властвует леность и нерадение» (преподобный Симеон Новый Богослов. Добротолюбие. Т. 5. С. 456).