Как восстановить отношения с сыном?

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вашей помощи. Я на пути воцерковления: исповедуюсь, при чащаюсь. У меня болен сын. Не буду подробно описывать историю болезни (была попытка суицида). Врач-психиатр поставил свой диагноз и назначил лечение: приём нейролептиков. Врач нейрохирург поставил свой диагноз и рекомендовал операцию на голове. Я понимаю, что логично повторно обследоваться и проконсультироваться у врачей. Но дело в том, что сын (ему тридцать один год) считает, что все эти диагнозы для его состояния не являются определяющими, лекарства отказывается принимать и говорит, что у него проблемы духовного характера. Он был на исповеди и причастии в церкви Киевского патриархата, потом мы стали посещать монастырь Свято-Покровской Голосиевской пустыни Печерской Лавры в Киеве. После исповеди батюшка наложил на него епитимью, которую вот скоро уже месяц он не может выполнить. Объясняет, что у него не получается по-настоящему читать Покаянный Канон Иисусу Христу. Может быть, если бы батюшка побеседовал с ним более глубоко, всё сложилось бы подругому. Сейчас он посетил богослужение в протестантской церкви. Что мне делать... Может быть, где-то в наших монастырях, церквах есть опытные духовники, старцы, к которым можно обратиться. Посоветуйте ради Бога. И ещё, я все время пытаюсь заставить его принимать лекарства, упрашиваю, доказываю, но это вызывает споры, раздражение с его стороны, неприязненное отношение ко мне, обвинение меня в том, что я подавляя его волю. Что мне делать. Я молюсь о его спасении каждый день. Спаси Господи. Лариса.

Уважаемая Лариса! Конечно, имеет смысл поискать разумного и опытного священника-духовника! Помолитесь об этом, поспрашивайте в храмах, кто из священников наиболее опытен, в особенности, кто умеет опекать и исповедовать душевнобольных. Бог даст, найдёте, просто не надо в этом плане суетиться и излишне волноваться, ведь, в конце концов, Церковью должны являться мы сами во главе со Христом Спасителем, поэтому имеем полное право искать такого духовника, какой для нас наиболее спасителен. То есть выбор здесь за нами, только надо для осуществления этого выбора приложить определённые усилия, терпение и, конечно, веру. Что касается болезненного состояния Вашего сына, то, безусловно, нужно настаивать на том, чтобы он принимал лекарства, ведь достаточно часто болезнь как таковая купируется не только духовными средствами, но и чисто медикаментозными. Во многих случаях есть граница, где заканчивается компетенция священника и, действительно, начинается компетенция врача, почему и гнушаться предлагаемым лечением не разумно и даже, может быть, не угодно Богу, ведь достаточно часто Бог действует и через врачей. Естественно, что лечение как таковое не отменяет и не замещает в плане духовном Покаяние и Причащение Святых Христовых Таин.

Как помочь любимому человеку избавиться от депрессии?

Помогите, тяжёлые отношения с парнем. У него глубокая депрессия, даже лежал в психиатрической больнице на почве нервного срыва. Спустя год вроде стало лучше. Именно тогда мы и познакомились. Я всё знала, но надеялась, что вместе пережив ём сложные моменты. Через два месяца опять начались заскоки, разговоры о самоубийстве, нежелание что-либо делать, работать. Даже сказал, что нам необходимо расстаться, потому что своим состоянием портит мне жизнь, но я его люблю и не хочу разрыва. Сейчас стало ещё хуже. Он не хочет общаться, внушает себе, что жизнь кончена и больше нет смысла вставать с кровати. Он считает, что никто ему уже не поможет — ни люди, ни психиатры, ни священники. Полностью потерял веру во всё. Не слушает никого, очень нервничает, когда ему пытаются помочь. Недавно ездили в Почаев, даже были на вычитке, вёл себя нормально, боюсь, не повредило ли это, так как стало только хуже, очень резко он сорвался. Чем ему помочь, не знаю. Мне все говорят, что необходимо оставить его, а я не могу смириться с тем, что брошу дорогого человека в беде. Марго.

Безусловно, Ваше стремление помочь этому человеку похвально, однако здесь Вам же нужно определиться с некоторыми немаловажными акцентами. Во-первых, каков всё-таки статус Ваших отношений? «Отношения с парнем» означают, что Вы живёте или жили с ним вне законного брака? Если это так, то нужно определиться: Вы ощущаете за него ответственность, как жена, как невеста или как, более или менее временная сожительница? От той или иной определённости зависит и Ваша фактическая ответственность за этого человека. Безусловно, что законная жена более ответственна за психофизическое состояние своего супруга, чем невеста или «гражданская жена». Следующим немаловажным моментом является вера — как ваша, так и этого человека. Если Вы и он считаете себя вполне христианами, то следует более серьёзное внимание обратить на Таинство Покаяния (исповедь), на более серьёзный поиск помощи Божией. «Отчитка», кстати говоря, к основным Таинствам Церкви не относится. Но и здесь возникает та же проблема: для того, чтобы, к примеру, причащаться за Божественной Литургией, Ваши отношения (если они осуществляются как близкие) должны быть законными (юридически оформленными), иначе вы оба не можете подходить к Чаше, пока грех блудного сожительства (если он, конечно, был или остаётся), продолжает быть неисправленным. Очевидно, что мало брать на себя чисто человеческую ответственность, для человека верующего эта ответственность должна быть ещё и перед Богом и Его заповедями.

Как избавиться от душевной пустоты?

Благословите, батюшка. Живу в Бельгии. Церковь Греческая Православная. В ней 2003 году я крещена. Стараюсь посещать все службы. Но иногда боль и тоска вкрадываются в сердце. Долгое время приходится молиться, чтобы тепло вернулось в сердце. Пропадает вера и любовь. Господи! Ты оставил меня. Что делать? Спасибо. Марина.

Уважаемая Марина! Из Ваших слов «стараюсь посещать все службы» не совсем ясно, а с какой именно периодичностью Вы Причащаетесь за Литургией? Если Вы делаете это редко, то постарайтесь впредь причащаться не реже, чем раз в месяц, и если испытываете какуюлибо душевную печаль или переживаете иные скорби и проблемы, то усерднее просите у Бога в Причащении Тела и Крови Христовых избавления от этих проблем, духовного укрепления и вообще помощи. В принципе Церковь Христова везде является и остается Церковью, не зависимо от страны и народа. Везде в церкви полнота благодати, только надо эту благодать взыскать. Христос в Евангелии говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). И ещё: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53). Почему-то многие современные христиане забывают об элементарных вещах: о том, что надо причащаться, то есть участвовать в Тайной Вечере самого Спасителя и о том, что для этого надо прилагать определённые усилия веры, а также о том, что «и вера без дел мертва»! (Иак 2:26). И без Причастия (Евхаристии) мы не являемся Церковью. Если же будем стремиться ко Христу, будем жить евхаристично, жертвенно, то ощущения богооставленности не будет сопутствовать нашей обыденной жизни.

Как преодолеть уныние, если не могу создать семью?

Здравствуйте, батюшка! Мне двадцать пять лет. До сих пор я одна! Даже внимания со стороны мужчин не замечаю, хочу замуж, хочу детей хочу семью! У меня уже едет крыша, и я не хочу жить! Все чаще думаю о смерти. Зачем же существовать? Когда есть время, езжу в Лавру, ставлю свечки, заказываю сорокоуст, молюсь, но всё напрасно. От многих слышу, что я милая и симпатичная, почему же тогда одна? На этот вопрос не могу ответить! У меня опускаются руки, и пропадает смысл жизни! Помогите, подскажите, какие молитвы надо выучить? Как правильно исповедоваться и причаститься? Я крещёная. Елена.

Уважаемая Елена! Действительно, Таинство Причащения является очень важным и для нас, христиан, жизненно необходимым! Христос в Евангелии говорит следующее: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53). То есть, от нашего участия в Литургии, в Таинстве Причащения зависит и наша судьба в вечности! Чтобы приготовиться к Причащению, нужно дня два — три (по силам!) попоститься (если позволяет здоровье, воздерживаться от мясной и молочной пищи, от увеселений и праздного времяпрепровождения), почитать молитвы (в молитвословах есть Последование ко Святому Причащению), быть на исповеди (накануне или во время самой Литургии, в зависимости от того, когда в конкретном храме назначено совершение исповеди), прийти на Литургию строго натощак (после полуночи ничего не едим и не пьём до самого момента причащения). Это, что называется, внешняя сторона подготовки. Не менее важна и внутренняя сторона. Она должна заключаться в определённом усилии веры, в желании общения с Богом, в попытке преодоления греха, в осознании необходимости помощи Божией для борьбы с грехом и благого изменения жизни. То есть, очень важно просить у Бога помощи в том, что нам необходимо в себе преодолеть. Борют Вас уныние и отчаяние? Просите у Бога избавления от этого в Причащении Его Тела и Крови! Можно просить у Бога и земных благ, но нужно помнить, что не всегда то, что нам хочется, может устроиться от Бога в одночасье. Иногда для этого нужно время, а также, что немаловажно, необходимо, чтобы мы сами пришли в мирное и вообще христианское внутреннее устроение. Бог не является противником того, чтобы человек имел толику земного счастья, но чтобы это было действительно осуществимо, в верующем человеке должно жить неослабевающее стремление к небесному: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф 6:33). Постарайтесь же обрести смысл жизни во Христе, дай Бог, чтобы и земная канва Вашей жизни устроилась наиболее спасительным образом!

Как жить с тяжёлым и неизлечимым заболеванием?

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне, пожалуйста. Скажите, кому молиться. Я сильно больна: у меня было три операции на кишечнике — хроническая непроходимость. После каждой операции мне хуже. На службы не хожу, сил нет стоять без еды, поститься тоже не могу. Ем очень мало, но часто, если не поем в обморок падаю. Врачи уже не знают, что делать. Мы были и в Москве, и там тоже помочь не смогли. Как будто меня прокляли — ничего не помогает, и закрыты все двери. Помогите, какую молитву читать, что делать. В голове всё время крутятся мысли о самоубийстве. На родных срываюсь, замкнулась в себе и своей болезни, а хочется жить и не болеть. Может, есть молитва, чтобы Бог послал врача. Спасибо. Евгения.

Уважаемая Евгения! Как священник, я бы посоветовал Вам в данной трудной и болезненной ситуации наибольшее внимание и усилия сосредоточить на Таинстве Причащения: причащайтесь регулярно, не делая перерыва в самом причащении больше двух-трёх недель. И при этом усиленно просите у Бога помощи, укрепления, исцеления. Гастрономический пост перед Причастием для болящих может ослабляться в ту меру, в какую необходимо, вплоть до полной отмены. Если Вы не можете (по болезни же!) присутствовать в храме на всей Литургии, постарайтесь прийти хотя бы ближе к моменту Причащения, объяснив служащему священнику, что таковы Ваши немощи. Если нет сил и возможности выйти из дома, то можно и нужно для Причащения позвать священника на дом. Поверьте, что Таинство Причащения есть средоточие благодати и помощи Божией — и большего уже трудно посоветовать, только нужно эту помощь Божию взыскать, ведь это необходимо в тех трудных обстоятельствах, о которых Вы говорите.

Как жить семье в беспросветной бедности?

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как жить дальше. Моя семья всю свою жизнь прожила очень бедно, мне не в чем было ходить в школу, я рано вышла замуж, родила двоих детей. Сейчас жду третьего, и не знаю, на что содержать всю эту ораву. Муж не пьёт, не курит, стремится заработать денег, но вот уже десять лет ничего не получается: за какое дело бы он ни взялся — везде одни неудачи. Я поддерживаю его, как могу, но и у меня уже силы на пределе. Такое ощущение, будто мы никому не нужны, или Господь испытывает так долго нас. Сейчас мы жив ём на съёмной квартире, ждём ребёнка, а первых детей мне даже одеть не во что, не говоря уже о себе. Боюсь, что и мои дети вырастут в такой же бедности, как и я. Сейчас я в таком отчаянии. Сама зарабатывать деньги я не умею, образования нет, после тридцати уже никуда не берут. Сделать аборт я не могу, потому что уже три раза делала и сильно раскаялась. Как теперь жить — ума не приложу. Оксана.

Оксана! Боюсь, что никакой священник не сможет ответить на Ваш «крик души» исчерпывающим образом, потому что Ваши личные обстоятельства, как Вы их описываете, действительно, трудны и во многом являются следствием той социальной несправедливости, которая вообще свойственна нашему времени. Конечно, такого рода несправедливость может больно ранить душу. Однако некоторые общие рекомендации духовного характера здесь можно дать. В любых трудных и скорбных обстоятельствах нужно не забывать о Боге. И не просто «не забывать», но усердней, изо всех сил искать у Господа помощи. Применительно к христианской церковной практике Вам имело бы смысл обратить особенное внимание на Таинство Причащения, потому что это есть наше участие в Тайной Вечере Самого Христа Спасителя, средоточие помощи Божией. К примеру, если Вы уже имеете опыт Причащения, то попробуйте настойчиво просить у Бога помощи именно в Причащении за Литургией. Готовясь дома к Причастию, просите Его своими словами, к примеру, так: «Господи, я дерзаю идти к Тебе причащаться, помоги мне в том-то и в том-то, даруй силы на то-то и то-то, помоги справиться с таким-то грехом или с такими-то трудными обстоятельствами…» И перед Чашей в храме можно молиться своими словами, прося у Бога помощи. И когда выходите из храма, причастившись, также повторяйте просьбу… То есть, если у Бога просить этой помощи и не ослабевать в стремлении жить по Его заповедям (а Таинство Причащения тоже есть Его заповедь), то Бог обязательно поможет таким образом, как для нас будет лучше и как Ему, нашему Спасителю, будет угодно.

Сколько раз и когда читать каноны перед причащением?

Здравствуйте, батюшка! У нас возникло разногласие по следующему вопросу. Накануне святого Причастия необходимо прочитать ряд канонов. Я начинаю их читать за два дня до причащения. А в самый день читаю Последование ко Святому Причащению. Моя знакомая мне сказала, что каноны, независимо от того, читала ли я их раньше, необходимо прочитать ещё раз в день или накануне Причастия. Пожалуйста, подскажите, как это делать правильно? Спасибо. Татьяна.

Правильно будет так, чтобы Вам было удобно пребывать в молитвенном покаянном устроении и с благочестивым желанием исполнять евангельские заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Сам Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13), и всякие правила имеют свои исключения. Очень многое зависит от того, каково душевное и физическое состояние самого молящегося, степень его занятости, опытность в молитве, насколько часто он причащается и т.д. Если, к примеру, это многодетная мама, которая целыми днями занята опекой и уходом за детьми, то, как мы можем требовать от неё столь строго неукоснительного исполнения всех правил, если это будет совершенно не по силам? Другое дело, если какой человек не исполняет те или иные правила по лености: мог бы, скажем, вовремя помолиться, но вместо этого смотрел до двух ночи телевизор, тогда — да, это может быть грехом. А так, всякое молитвенное правило должно разумно соотноситься с реальными обстоятельствами жизни.

Как сохранить Бога в душе?

Дорогие священнослужители! Как избавиться от тёмного, поселившегося в душе и сохранить в душе Бога. У меня двое деток-девочек, муж. Родители мои далеко, с мамой мужа уже два года не общаюсь (приезжала она помочь нам, ребёнок болел, три года девочке было, а не прожила и двух дней, как побила свою внучку ремнём по лицу). Не могу, к сожалению, простить свекровь, очень мучаюсь. Но вопрос не в этом, наверное. Чувствую, что поселилась внутри какая-то темнота. Стала несдержанна, кричу на детей, на мужа, устала от жизни, как собака (простите). Каюсь за свои слова. Хочу найти выход, отдушину. На руках грудничок, не могу ни с кем оставить, чтобы пойти в церковь. Внутри всё разрывается после скандалов. Изматываю всех своих домашних, причиняю им зло. Как мне быть? Я воспитана в любви и уважении к людям, а сейчас, живя уже долго в огромном городе, начинаю ненавидеть всех и вся... Простите... не хочу этого... Когда рожала вторую девочку, во время родов горько плакала о том, что рожаю её для мучений, прости, Господи... Очень трудно, очень. Сил больше нет. Помогите. Спасибо Вам. Ксения.

Уважаемая Ксения! Коль скоро мы христиане, то во всех трудных для нас обстоятельствах нужно просить у Бога помощи. Церковь даёт нам такую возможность, прежде всего, в Таинствах Покаяния и Причащения. Особенно важным для христианина является Евхаристия (Причащение). Из Евангелия очевидно, что это установление Самого Христа на Тайной Вечере, пища духовная, без которой верующий во Христа может стать духовно мёртв: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53). Поэтому Вам следует не пренебрегать Причащением и, подходя к Чаше Христовой, усиленно просить у Господа (своими словами) помощи в Ваших скорбях и внутренних проблемах. Для того чтобы причаститься, в Вашей объективно непростой 366 367 ситуации (обременённость детьми) можно и нужно ту подготовку, какую принято совершать перед Причащением (пост, чтение канонов и т. д.), скорректировать в той мере, чтобы это было Вам по силам. То же самое касается и присутствия в храме: можно подойти вместе с детьми, объяснить священнику на исповеди сложность Вашей внутрисемейной ситуации, выйти на время с детьми погулять возле храма, потом зайти причаститься. Видя Ваше внутреннее усердие и желание бороться с грехом, Господь не осудит за то, что Вы не в состоянии исполнить всех правил, тогда как стремление к Богу и Его помощи никогда не пропадает втуне.

Отчего бывает забывчивость на исповеди?

Здравствуйте, батюшка. Недавно я соборовалась и теперь хочу спросить: если на исповеди забыл сказать грехи, то они прощаются в Таинстве Соборования? И отчего забывчивость бывает на исповеди? Екатерина.

Если у нас есть вера и покаяние, то грехи прощаются в каждом Таинстве, какие только есть в Церкви, к которым мы приступаем, потому что тогда к нам приходит благодать Божия, а основным свойством благодати является очищение от греха, спасение для жизни вечной. Поэтому важно не просто признание наличия у нас грехов, но стремление к исправлению жизни, к преодолению греха, к отделению грехов от нашего существа, к дистанцированию от них. Понятно, что будь у нас это стремление неослабевающим, то Господь своей милостью покроет все наши немощи, в том числе и забывчивость, коль скоро она была не преднамеренной.

Как помочь сыну, если у него тяжёлое психическое заболевание?

Благословите, батюшка! У меня год назад случилась беда. Моему сыну двадцать пять лет. Всю свою жизнь он был послушным, добрым, целеустремл ённым мальчиком, никто никогда не слышал от него плохого слова, не видел никогда грубости. Школу закончил с золотой медалью, всегда добивался всего сам, своим трудом. Окончив медицинский университет и получив диплом врача, к чему он стремился всю свою жизнь, он, однако, не сможет работать по специальности. Он психически заболел. Это заболевание сопровождается различными состояниями: печалью, унынием (депрессией), отчаянием, различными бредовыми идеями, эмоциональным оскудением, уменьшением любви в душе, леностью и т.п. Когда начиналось лечение, мы с сыном часто посещали церковь, почти каждый день, ему нравилось, он сам горел желанием идти в храм, исповедовался, причащался. Но после очередного обострения психоза (в храме ему стало плохо) всё как отрезало, и в церковь он наотрез отказывается идти. Сама я только год воцерковляюсь, духовного отца пока не смогла встретить. Батюшкам задаю вопросы по поводу своего сына, но ответы получаю очень разные: одни говорят, что надо ездить по святым местам (сын отказывается); другие, что надо чаще причащаться, но ему после причастия иногда становилось хуже. И когда нет веры, разве можно причащаться, это грех? Каким путём дальше идти, что делать — не знаю. У меня поэтому такой вопрос: как церковь относится к таким людям; как помочь им уверовать, воцерковиться; принадлежит ли им их сознание, воля; как соотнести с ними понятие греха того же уныния, лености и др.? Ищу православные материалы на эту тему, нашла только у Антония Сурожского совсем немного. Помогите мне, пожалуйста. Заранее благодарю, Светлана.

Уважаемая Светлана! Терпения Вам и укрепления в любви! Всякого рода трудные обстоятельства и скорби попускаются нам не для того, чтобы мы унывали, но для того, чтобы лучше искали спасения. А спасение, как известно из Евангелия, обретается взятием креста своего на себя. Видимо, Господь и попустил Вам такой крест, как болезнь сына. Вообще, каждый человек в той или иной степени болен, только степень эта бывает разной. Очевидно, что абсолютно здоровых людей почти нет. Так и Церковь относится ко всем людям, как нуждающимся в исцелении от греха, от болезней, связанных с тем, что человек ещё в Адаме и Еве утратил Бога. Другое дело, что все люди разные, и вера у всех тоже разная. В отношении сына Вам нужно стараться быть очень терпеливой и осторожной, нужно вести очень искусную политику: не давить, но держать в определённых рамках, не принуждать, но направлять к вере. Относитесь к нему, как к маленькому ребёнку, которого невозможно совсем бросить, оставить одного, но и невозможно во всём потакать, потому что это может плохо 364 365 кончиться. В таких ситуациях есть одна серьёзная опасность, которой желательно избегать, хотя это и бывает трудно. Она заключается в том, что любящая мать стремится с такой силой всей душой погрузиться в болезнь и проблемы своего чада, что совсем забывает о себе, о своих духовных нуждах, можно сказать, что забывает и о Боге. Вот этого делать нельзя. Как бы ни вёл себя сын, как бы он ни относился к Таинству Причастия, Вы сами не должны забывать об исповеди и причащении. Напротив, усердней черпать в Таинствах силы на то, чтобы жить по-христиански. Тогда, если Вы будете во всём стараться быть христианкой, это тоже будет иметь благодатное воздействие и на Вашего сына. Последнее может произойти не сразу, а будет осуществляться постепенно, порой годами, а то и десятилетиями. И, несомненно, что тот, кто не забывает о Боге, не замыкается на своих скорбях и болезнях в конечном счёте имеет благой плод своей веры и постоянную помощь Божию. «Стяжи, чадо, мирный дух, — говорит преподобный Серафим Саровский, — и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть, если Вы позаботитесь тоже стяжать этот Дух, то и Ваш сын спасётся.

Простит ли Господь за то, что причащалась в католическом храме?

Я эмигрировала в Италию одиннадцать лет тому назад. Я крещена в православной вере. Здесь, где я живу, нет рядом православного храма. И в трудное для меня время я пошла в католическую церковь и там исповедалась и причастилась, но душа моя не лежит к этой вере, и я больше не ходила туда никогда! Но гораздо позже у меня появилась возможность через Интернет прочитать много православной литературы, слушала проповеди православных священников и даже на шла документальное подтверждение того, что наш Господь Иисус Христос проповедовал именно православную веру. После этого я приняла решение больше никогда не изменять Православной Церкви! Я стала регулярно молиться, читать Библию, но боюсь, что за мой грех Господь не простит мне. Я собираюсь поехать в отпуск на родину и хотела бы пойти на исповедь и причащение в православный храм. В связи с этим хотела бы спросить, возможно ли это и как мне поступить, чтобы Господь простил мне мои грехи, потому как я сокрушаюсь в сердце моём и каюсь искренне?! Елена.

Уважаемая Елена! Нет никаких препятствий для покаяния! Тем более что Ваш «визит» к католикам был, скорее, ошибкой невольной, поскольку Вы оказались в окружении именно западной христианской культуры и быта. Напротив, поскольку Ваш выбор в отношении православия является вполне осознанным и обдуманным, то это ещё более ценно для Бога, чем действия необдуманные и невыстраданные. Правда, меня несколько удивляет следующее: неужели во всей Италии нельзя найти ни одного русского православного священника, который бы понял Вас? Попробуйте обратиться с этим вопросом непосредственно в канцелярию Московской Патриархии — вероятно, там могут поделиться сведениями, какие именно приходы нашей Церкви есть в стране Вашего нынешнего проживания и кто из священников там сейчас служит.

Как причащаться, если у тебя сахарный диабет?

Как причащаться больному тяжёлой формой сахарного диабета? Ведь утром ему надо сделать инъекцию инсулина и поесть, то есть на Литургию он приходит уже не натощак, как положено перед Причастием.

Смысл евангельских заповедей состоит в любви к Богу и другому человеку. В Евангелии Господь подтверждает это неоднократно — и словом, и делом. Христос говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13; Мф 12:7). Множество чудесных исцелений, совершённых Господом, сопровождалось порой нарушением буквы Закона Моисеева (исцеления в день субботний или исцеление кровоточивой). Буква закона приводилась таким образом в соответствие с духом любви и милосердия. Так и в притче о добром самарянине дело любви ставится выше формальных предписаний закона. Помощь пострадавшему от разбойников оказывает самарянин, который в глазах правоверного израильтянина и вовсе является еретиком, в то время как священник и левит проходят мимо и формально исполняют закон (они не могли прикасаться к окровавленному телу, чтобы не оскверниться), но на самом деле пренебрегают главным в законе — заповедью о любви. Если в наше время больному человеку отказывают в Причастии или он сам отказывается от причащения изза невозможности быть строго натощак, то здесь явный грех формального следования букве общепринятых ныне правил и пренебрежение самым главным — духом любви и милости Христовыми. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53 ). Разве эти слова Самого Христа можно понимать двояко? Грехом является всё то, что отлучает нас от Бога как источника жизни вечной. И далеко не всегда это только видимо тяжкие грехи — очень часто это просто суетность, нераскаянность, невежество, лень, а то и ложный стыд (к примеру, побеспокоить батюшку просьбой прийти на дом к болящему), ложное понимание того, «как должно». Всем этим мы сами себя отлучаем от Причастия, а значит, от Христа и от Его Церкви. Главное условие, необходимое для Причащения Святых Христовых Таин, — наше покаяние, видение своих грехов и немощей, осознание того, что среди грешников «первый есмь аз». Остальные условия: чтение канонов и Последования ко Святому Причащению, то или иное количество дней поста, возможность быть натощак перед Причастием тоже необходимы, но не должны становиться стеною между Богом и человеком — в случае, если какое-либо из этих правил оказывается в принципе неисполнимым. Если совесть того, кто из-за болезни вынужден причащаться не натощак, смущается этим фактом, то и здесь можно найти определённый выход. К примеру, встать на два часа раньше обычного, принять лекарство, запить его; по необходимости же (как лекарство!) принять нужное количество пищи, после чего до момента Причащения уже ничего не вкушать. Пусть это будет меньший, чем у других, евхаристический пост, но и этот труд, совершаемый Христа ради, без сомнения, будет принят Господом как жертва благоприятная на духовную пользу кающемуся, в то время как уклонение — даже под видимо благочестивым предлогом — от Святых Таинств есть уклонение от спасающей нас благодати и духом евангельских заповедей оправдано быть не может. «Перестанем проводить жительство по указаниям нашего падшего разума, по влечению нашего падшего сердца! Начнём проводить жительство по указанию евангельских заповедей, по требованиям воли Божией. Жительствуя так, спасёмся» (святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о спасении и о христианском совершенстве. Аскетические опыты. Т. 2).

Сколько раз в год нужно причащаться?

Здравствуйте. Что означает крест, который человек носит на своей груди? Как мне исправиться в лучшую сторону? Как научиться не впадать в искушение? Сколько раз в год исповедоваться и причащаться? Спасибо. Да хранит Вас Господь. Алёша.

Уважаемый Алексей! Нательный крест каждого христианина являет собой образ орудия нашего спасения — Пречистого Креста Христова, с помощью которого Господь победил смерть как главное следствие греха и даровал нам совоскресение с Ним, со Христом, для жизни вечной. Именно благодаря тому, что спасение уже осуществлено во Христе, мы можем с Божией помощью становиться лучше и побеждать те или иные искушения, ведь, если с нами Бог, то кто против нас? Разумеется, осуществление этого даётся христианину нелегко и непросто, но на то и есть помощь Божия, чтобы взыскивать её, как и само Царство Божие, с усилием. Основа здесь — покаяние и стремление к общению с Богом, в том числе и в церковных Таинствах. Что касается частоты причащения как такового, то согласно святоотеческим правилам, причащаться христианину должно не реже, чем раз в месяц. Более редкое причащение, фактически, приводит к разрыву непосредственных отношений с Церковью. Более частое, чем раз в месяц, причащение не возбраняется, но его частота зависит от веры, глубины покаяния, решимости, опытности, добродетельности, жертвенности самого христианина, а также порой от воли духовника, если, конечно, таковой есть.

Как причащаться, если у тебя рассеянный склероз?

Здравствуйте, батюшка! У меня заболевание — рассеянный склероз, и так как болезнь аутоиммунная, пост соблюдать нет сил. Даже перед причастием три дня говения для меня испытание, но без причастия не могу. Наш священник в храме говорит, что нужно соблюдать. Получается замкнутый круг. Спаси Вас Господь! Наталья.

Уважаемая Наталья! Надо прямо признать, что данный священник ошибается, исходит из несколько формально понятых требований. Дело в том, что на самом деле для болящих, немощных и пожилых гастрономический пост перед причащением может ослабляться до полной его отмены, поскольку такого рода пост есть средство, а не самоцель. Богу угодно, чтобы мы причащались за Литургией, фактически, это есть заповедь Самого Христа Спасителя. Если же мы из-за невозможности поститься не будем причащаться, то отлучим себя от Церкви, что, в свою очередь, будет грехом, потому что грех есть всё то, что отлучает нас от Бога, от общения с ним. Поэтому, не сомневайтесь: имея веру и покаяние все мы призваны участвовать в Тайной Вечере Христа Спасителя! Желаю Вам выйти из этого «замкнутого круга» и не терять евхаристической (литургической) наполненности жизни!

Почему не всегда удаётся причаститься?

Батюшка, меня волнует следующий вопрос. Я редко причащаюсь, но недавно просто душа потребовала, и я решил, что необходимо причаститься. Пост держал только два дня, но довольно строго. Себя здесь не в чем упрекнуть. Прочитал все необходимые каноны и молитвы. С другой стороны, когда был на вечерней службе, то стало очень плохо. Несколько раз садился и до конца так и не достоял, веры не хватило, наверно. Когда приш ёл причащаться на следующий день (воскресный), то чудесным образом мне этого сделать не удалось. Сначала пропустил исповедь, затем и само Причастие. Я очень сильно расстроился. Что мне думать? Возможно ли это из-за недостаточного покаяния? Мне оно трудно даётся, честно говоря. Спасибо! Павел.

Уважаемый Павел! Христос желает нам всем спасения, почему и дарует нам Самого Себя в пищу духовную в Таинстве Причащения, в то время как диавол, желая нам погибели, является источником всякого смущения, искушений, лжи. Редкое или эпизодическое причащение не даёт определённого духовного равновесия, можно сказать — устойчивости в духовной жизни, почему и случаются такого рода искушения, о которых Вы говорите. При этом искать в такого рода ситуации знамений или знаков от Самого Бога вряд ли имеет смысл, поскольку, как Вы сами говорите, происшедшее Вас расстроило, было огорчительно, а значит, и вряд ли угодно Богу, да и произошло, судя по всему, из-за Вашей же невнимательности и духовной несобранности. Поэтому лучше всего собраться с силами, мобилизоваться и постараться обрести более или менее регулярный евхаристический опыт, прося при этом у Бога помощи и укрепления. Строгость поста, кстати говоря, при этом должна соответствовать мере сил и опытности готовящегося к принятию Святых Тайн.