Вопрос священнику
Почему если без воли Отца Небесного не упадёт и волос с головы, всё-таки совершается страшное зло?
Смотрела передачу по TV. Тринадцатилетняя девочка с чистой душой и чистой жизнью из маленького посёлка Тамбовской области пять дней умирала в подвале заброшенного дома в руках взрослых извращенцев, снимающих детское порно. Не могу без слёз думать обо всём том ужасе, который девочка испытала. Если у Вас есть дети, Вы поймёте меня. И не могу без страха и боли думать над вопросом, всплывающим с завидной регулярностью в жизни: если без воли Отца вашего не упадёт и волос с головы вашей, то почему же совершается такое зло. Ведь Ты — везде сущий, и имя Тебе — любовь! Оксана.
Уважаемая Оксана! Боюсь, что на вопрос, который поставлен именно таким образом, исчерпывающего ответа нет, поскольку ответ невозможно сформулировать на обычном (можно сказать — обыденном) понятийном человеческом уровне в рациональном понятийном ряду. Что я имею в виду? То, что, вопрошая таким образом Бога, мы уже выводим его за скобки, за границы нашего бытия, словно бы говоря Ему: вот Ты, Господи, есть Любовь, Ты сотворил этот мир и нас, а теперь, посмотри, что в Твоём мире происходит, какие мерзости творятся, куда же Ты смотришь и где Твоя любовь? Однако с точки зрения веры при такой постановке вопроса есть самая серьёзная ошибка: Бог применительно к проблеме зла не вне мира и по ту сторону добра и зла, а на самом деле — в гуще беды, в средоточии зла, которое ополчилось и на Него Самого, то есть — на Голгофе. Ответ Бога на зло, от которого страдает человек, не в словах, а в Кресте Христовом. А если и в словах, то звучат они по отношению к самому Богу крайне парадоксально: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Элои! Элои! ламма савахфани?» Что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк 15:34). Это для человеческого ума — непостижимый факт. Ибо тайна нашего спасения прямо связана с тем, что Богочеловек Христос испытывает на Кресте всю тяжесть человеческих страданий, вплоть до богооставленности, которые усугубляются тем, что, согласно своему Божественному достоинству, совершенству и безгрешности, Он не должен испытывать их, так как они не свойственны его природе. Но всё это Христос (как единая богочеловеческая Личность) принимает на себя и входит в область страдания и смерти добровольно, по любви к нам. Так что если мы спрашиваем у Бога: где же Твоя Любовь, то ответ только один — на Кресте, где разделяет с нами все наши страдания, причём и страдания невинных (например, детей), потому что Сам Христос тоже невинен. В разного рода трагических и страшных историях, одну из которых Вы упомянули, мы не найдём прямо вины Бога, мы видим здесь, прежде всего, произвол и крайнее беззаконие самого человека. Однако стоит задуматься, что в общем числе беззаконий и те, которые оказываются на поверхности и явно вопиют об отмщении. Это только некая верхушка айсберга, которая по тем или иным причинам стала нам видимой (и мы вполне справедливо ужаснулись), тогда как всю толщу или массу человеческих грехов и беззаконий знает один только Бог и както ещё долготерпит род человеческий. Думаю, не одно человеческое сердце не выдержало бы знания и видения всех греховных скверн в совокупности, какие только есть в мире. Более того, святые отцы говорят, что если бы человек увидел в своей душе во всей полноте свою собственную греховность, то сердце этого зрелища бы тоже не выдержало. А ведь Бог знает про каждого из нас все исчерпывающим образом. Знает про каждую сироту, про каждый аборт или вообще детоубийство… И тем не менее желает каждому без исключения спасения и дарует его и замученному, и убиенному за его страдания, и мучителю и убийце, если тот покается, потому что, наверное, нет ничего хуже мук совести, когда уже нет возможности покаяния (это, по сути, и может стать адом). И всё это объемлет Господь со своего Голгофского Креста. Но, повторюсь, знание этого есть очевидность и дело веры. Будучи верующими, мы не должны бегать трудных вопросов, испытаний, скорбей и даже страданий, однако переживать всё это (каждый в свою меру) мы можем не наедине со своими человеческими силами, но вместе со Христом Спасителем.
Почему в храме торгуют свечками?
Почему в храме торгуют свечками, иконами,ведь сам Иисус выгнал торгашей из церкви?Почему Церковь больше интересуют деньги? Виктория.
Если быть более исторически точным, то Христосвыгнал из храма тех, кто создал в ветхозаветном храмесвоего рода валютный обменный пункт (внутри храмабыла в ходу своя денежная единица, на которую обменивали внешнюю денежную единицу, поскольку нельзябыло приобретать жертвенных животных с помощьюденег, на которых мог быть изображен римский языческий император и т .д.). Впрочем, в чём-то Вы правы: вовнешней жизни современной Церкви элемент торговли(свечами, книгами, утварью) достаточно сильно развитпо той простой причине, что Церковь, как правило, неимеет иных источников дохода, кроме пожертвованийеё членов. В более традиционные эпохи этот вопросрешался проще, поскольку имело место быть правило«десятины» (каждый более или менее состоятельныйприхожанин жертвовал «на храм» десятую часть своихдоходов), однако в наши дни это правило, в общем-то,не работает, хотя православными себя считают почтивосемьдесят процентов населения России. Поэтому, ксожалению, вместо «десятины» функционирует «прейскурант», или элементарная торговая деятельность,тут уж ничего не поделаешь. Можно, конечно, было бывернуться к «десятине», тогда всё в храме станет бесплатным, но, боюсь, что к этому ещё пока не готов самнарод, которому отношения купли-продажи проще ипонятней, чем регулярные добровольные пожертвования. Поймите меня правильно, ведь если мы люди верующие, то мы и должны являться Церковью, а еслинам что-то в Церкви не нравится, то, стало быть, что-тоне нравится в нас самих. Тогда и давайте исправлять этосообща! Что касается практики обращения к Богу и егосвятым, то, разумеется, никто не запрещает обращатьсяк Богу напрямую, однако опыт духовной жизни показывает, что для человека, отягощённого грехом, это оченьнепросто, этому надо учиться.