Как разобраться, где смирение подлинное, а где ложное?
Как разобраться, где смирение подлинное, а где ложное?
Подлинного смирения у нас, как известно, нет. Не надо обольщаться. Тот, кто его достиг, уже восшёл на вершину духовной жизни и уже свят. «Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всём отсекать свою волю, повиноваться всем, без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит места тщеславие. Смиренномудрый не должен выказывать своё смирение смиреннословием, но довольно для него говорить «прости меня» или «помолись о мне» (преподобных Варсонофия и Иоанна совет 275). Такие слова приводит святитель Игнатий в своей работе «О смирении». Далее он говорит: «Лицемерство и человекоугодие не могут быть причиной добра... Не могут быть причиной назидания: они могут понравиться миру, потому что они всегда нравились ему... Мир любит своё; им восхваляются те, в которых он слышит свой дух (Ин 15:18–20). Одобрение миром смиреннословия уже служит осуждением ему. Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф 6:1–6), а смиреннословие есть вынаружение смирения на показ человекам. Оно — притворство, обман, во-первых, себя, потом других». В самом деле, христианину, который старается жить благочестиво, совсем не нужно из себя что-то разыгрывать, быть актёром в театре `а la монастырь. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», — говорит Господь (Мф 10:16). Умение общаться с людьми есть искусство, которое вполне уместно и для христианина. Хотя бы во исполнение заповеди о любви. Но это должно быть вполне искренним, не притворным. Недаром в другом месте Евангелия Господь говорит: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк 12:1). Подлинное смирение благодатно, растворено чувством собственного недостоинства, ложное смирение — лицемерно, в его основе — гордость.
Просмотров: 726