Вопрос священнику
Как простить мужа, который оставил семью ради другой женщины?
Здравствуйте! Моя история такова. С мужем прожили двадцать лет, венчаны, детей Бог нам не дал, два года как мы расстались, а недавно развелись. Он три года мне изменял со своей коллегой по работе. Сил не было терпеть, чуть не попала в психбольницу. Не помню, как я очнулась, так как на руках была больная мама. В этом году будет год, как мама умерла. Он звонит, изредка приходит пообщаться! Я иногда с ним нормально могу разговаривать, а иногда, особенно когда их вместе вижу счастливых, я не могу себе найти места. Я отчаиваюсь и не знаю, как мне простить его? Прошу мне ответить. Катя.
Уважаемая Екатерина! Дело в том, что «простить» в зависимости от конкретных обстоятельств может означать несколько разные вещи. Если, к примеру, увы, супруг изменил, но кается и просит прощения, говорит, что это больше не повторится, то та же супруга может простить так, как будто этого зла не было, то есть продолжить совместную жизнь в том же качестве, что и ранее. Но если бывший супруг повторяет этот грех или вовсе ушёл к другой, то, естественно, простить его так, как будто ничего не было, уже невозможно, потому что «с той стороны» нет покаяния, нет исправления. В этом случае «простить» означает постараться не держать зла, не желать его, а то и по-христиански молиться за недавнего ближнего, который, увы, стал обидчиком. При этом общаться с ним или не общаться вовсе, Вы вправе решить сами, ведь при такого рода сложных ситуациях никто не принуждает Вас к непосредственному общению как таковому, потому как это действительно может быть слишком болезненно.
Может ли венчанный мужчина уйти в монастырь против воли жены?
Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, может ли венчанный мужчина, у которого пяти330 летний сын уйти в монастырь, если жена против, и может ли мужчина жить вне семьи в другой стране, обеспечивая семью, говоря при этом, что любит жену, а сын видит отца два раза в год. Муж говорит, что Бога любит больше, и по этой причине жить с семьей не хочет, приводя слова из Святого Писания: кто оставит свою жену и детей, тот спасётся. И в каком статусе остаётся жена, которая вроде бы и замужем и не замужем. Да и сын, который растёт без отца. Спасибо большое за ответ. Елена.
Уважаемая Елена! Судя по всему, у данного супруга по отношению к жене и сыну совершенно искажённые представления о том, что угодно Богу. Как говорит апостол Павел: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1Тим 5:8). Кроме того, сам Христос указывает на то, что извинительной причиной для развода является только супружеская измена: « А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Мф 5:32). Согласно законных актов Российской империи (до 1917 г.) женатый человек имел право вступить в монастырь и принять монашество только по взаимному согласию другого супруга или супруги и только в том случае, если не имел несовершеннолетних и нуждающихся в попечении детей. Да, в Евангелии мы находим некоторые категорически звучащие нравственные императивы, как один из тех, который Вы упоминаете: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26), однако, если принимать во внимание контекст, в котором Христос произносит эти слова, то имеется в виду, прежде всего, то, что наша привязанность к самим себе и этой жизни, поражённой грехом, должна быть принесена в жертву любви к Богу, тогда как исполнения элементарных заповедей, в том числе попечения и сохранения единства семьи, никто не отменял.
Можно ли уйти в монастырь, если после моей измены отношения не восстановились?
Спаси Господи, батюшка. Год с небольшим, как я совершил прелюбодеяние, и длилось это полгода. Мы тринадцать лет живём с супругой. Было много отвратительного с моей стороны: пьянство, жадность, в общем, всего не перечислишь. В этих грехах я покаялся (думаю, что искренне), пытаюсь как-то исправить положение в семье, но, однако очень часто возникают страшные скандалы. Жена всё время кричит о том, каким я был алкоголиком, изменником. Я не могу на неё поднять руку, а она позволяет это себе в порыве бешенства. У нас есть квартира, дача, две машины, но сейчас не очень ладится с бизнесом. Это тоже провоцирует скандалы. Бог не дал нам детей, она не может рожать, да и возраст уже у обоих за пятьдесят. У меня возникает мысль уйти в монастырь (просто трудником), может, Господь откроет и вразумит, как жить дальше, но всё-таки после очередного скандала наступает временное мирное житьё. В скандалах я стараюсь молчать, но редко это получается. Жена стала ходить к какой-то женщине, которая, по её словам, со чтением молитв окропила святой водой квартиру. Когда же я сказал, что надо сходить в храм и поговорить со священником по этому поводу, опять разразился скандал. Ради Бога дайте совет, как быть дальше. Олег.
Помилуй, Господи, и вразуми Вас и Вашу супругу! Самое главное в сложившихся обстоятельствах — не отпадайте от Церкви, не пренебрегайте Таинством Причащения как таковым! Да, конечно, если есть непреходящее чувство обиды, к Чаше, быть может, подходить и рискованно, однако, с другой стороны, само чувство обиды, проявление той или иной страсти можно победить только с Божией помощью, для чего эту помощь и нужно искать изо всех сил. Так, если ощущаете в себе внутреннюю борьбу, брань против ближнего или ближней, то и надо просить у Бога помощи и одоления в этой брани, к примеру, такими словами: «Господи, помоги мне во святом Твоём Таинстве Причащения справиться с этой обидой, с этим гневом!» И вот тогда, в состоянии борьбы, а не капитуляции перед грехом дерзайте подходить к Чаше Христовой, чтобы в ещё большей степени вооружиться на дальнейшую духовную брань. Что касается монастыря, то, как бы ни складывались в дальнейшем обстоятельства, важно понять, насколько вообще образ монашеской жизни может быть для Вас подходящим. Для этого нужно пожить при каком-либо монастыре, присмотреться к тому, что внутри монастырских стен происходит, почувствовать — ваше это или не ваше. И вероятно, имеет смысл предпринимать такого рода шаги, если окончательно станет ясным, что Вашу семейную жизнь выправить Вы не в состоянии. Помощи Божией!