Вопрос священнику
Почему в Книге Бытия в 1-й главе сказано, что Бог сотворил человека по образу и подобию, а в 5-й главе сказано, что по подобию?
Батюшка! Обращаюсь к Вам с вопросом, который появился у меня во время изучения Книги Бытия. В 1-й главе Книги Бытия написано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Получается, что изначально Бог задумал сотворить человека по образу и подобию Своему, но сотворил только по образу, это даже подчёркивается в Писании. Я уверена, что в Библии нет случайных слов и что каждое слово имеет важнейшее значение для человека. Я увидела в этих словах смысл создания человека Богом: человек создан по образу Божию и призван к подобию Божию. Ведь что такое подобие Божие? Это духовные и нравственные качества, которые свойственны Божественной сущности и к которым человек должен стремиться: любовь, милосердие, прощение, сострадание и т.д. Мы должны развивать в себе подобные качества, чтобы быть достойными нашего Создателя, должны подчиняться тем законам, которые установил Господь Бог во Вселенной. Ибо, когда мы приблизимся к подобию Божьему, мы сможем мудро владычествовать над живой природой в гармонии и любви со всем окружающим. Я увидела в этих словах замысел постепенного развития и воспитания человека для уподобления его Богу. Однако в 5-й главе Книги Бытия сказано, что «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его». Здесь не говорится об образе, а сказано о подобии. Получается, что человек в момент его создания был идеален, он являл собой образ и подобие Бога. Значит ли это, что я неверно истолковала смысл создания человека, смысл его жизни и того, к чему он был изначально предназначен? Почему в Книге Бытия в 1-й главе сказано, что Бог задумал со262 263 творить человека по образу и подобию Своему, а сотворил только по образу. А в 5-й главе сказано, что по подобию? Пожалуйста, помогите разобраться. Спасибо! Тамара.
Уважаемая Тамара! Святоотеческое богословие применительно к цитируемым Вами словам Священного Писания говорит о том, что образ Божий в человеке есть неотъемлемая способность к жизни вечной в общении с Самим Богом, тогда как подобие Божие есть искомое (обретаемое) совершенство в Боге, которое может раскрыться в человеке, если сам человек будет стараться исполнять заповеди, а может и не раскрыться, если человек будет от исполнения заповедей уклоняться. Вообще же, нужно помнить, что Священное Писание, являясь откровением Божием, не есть учебник по догматическому богословию, где все определения и формулировки должны быть окончательно отточены, согласно современному пониманию. В некоторых книгах Священного Писания можно найти и незначительные разночтения, что на самом деле тоже является свидетельством богодухновенности библейских книг. Ведь внушение Святого Духа по отношению к авторам священных книг не означает подавление их человеческой воли, но оставляет за человеком определённую творческую свободу. Это, в свою очередь, могло способствовать проявлению некоторых различий в языке оригинала. Что касается таких терминов, как «образ» и «подобие» Божии в человеке, то по причине их таинственности невозможно дать исчерпывающего определения этим понятиям, как, к примеру, невозможно дать исчерпывающего (окончательного) определения понятию человеческой личности. Последнее, кстати говоря, в современном нашем восприятии формируется именно с торжеством христианского миропонимания. Именно христианство даёт возможность человеку во всей полноте раскрыть в себе образ и подобие Божии, поскольку сама эта возможность становится для человека вполне реальной во Христе, в боговоплощении. Именно опыт жизни наших христианских святых даёт нам пример, каких высот в богопознании и нравственности может достичь человеческая личность как таковая в общении с Личностью Самого Бога. В тайне такого личностного общения и происходит раскрытие образа Божьего в человеке и достижение того подобия Богу, о котором и говорится в Книге Бытия.
Почему Бог, говоря о сотворении мира, говорит о двух эпизодах творения?
Здравствуйте, очень интересует, почему вначале при сотворении человека говорится: со творил его, мужчину и женщину, сотворил их, а во второй главе Бог создаёт человека из праха земного и вдувает в него дыхание жизни, и становится человек душою живою. А только потом из ребра создаёт жену. Мне очень важен ответ, извините за сложность его постановки. Заранее благодарен, Евгений.
В первом случае говорится о месте времени и месте творения человека в общей картине мироздания (1-я глава Книги Бытия). Второй случай — отдельный и более подробный рассказ о творении человека как такового (2-я глава Книги Бытия). Кроме того, существует толкование, что это следы двух разных древнейших преданий в рамках одной ветхозаветной традиции, которые при фиксировании на письме были объединены вместе в одном повествовании. Суть изложенного от этого не меняется. Человек есть венец творения, созданный по образу и подобию Божьему. Внутри человечества наличествует своя естественная ценностная иерархия, или различия. Сюда относится и разделение на мужской и женский пол. Само это фундаментальное различие при всём единстве человеческого рода не случайно, оно позволяет человеку учиться любить другого, отличного от него самого.