Почему Благодатный огонь сходит в Великую Субботу?

Скажите, пожалуйста, почему Благодатный огонь сходит именно в Великую Субботу, а не в саму Пасху? Спаси Господи! Виталий.

Великая Суббота и есть самый канун Пасхи — тот таинственный и удивительный момент, когда Христос сошёл в преисподние глубины земли и таким образом победил смерть, разрушил ад. Можно сказать, что это уже и есть средоточие нашего спасения, главный смысловой центр боговополощения. Дальнейшее —лишь следствие, торжество из торжеств, радость радостей. В древности, как правило, Таинство Крещения над новыми членами Церкви совершалось именно что в Великую Субботу, а известный нам пасхальный крестный ход был шествием в храм только что крещёных, где другие христиане встречали их радостными возгласами «Христос воскресе!» И это было общим пасхальным торжеством всей Церкви, где радость самой Пасхи была неотделима от событий Великой Субботы. Кроме того, так по воле Божией повелось исторически, и, вероятно, человеческий ум не в состоянии исчислить и истолковать всю премудрость Божиего Промысла, прямо связанного с этим чудесным явлением.

Должна ли Церковь давать оценку действиям общества?

Должна ли Церковь давать оценку действиям общества, и если общество следует явному греху, который именуется таковым в слове Божием, то обязана ли Церковь обличить грех такого общества? Есть ли какие-либо соборные решения по данному вопросу? Алексей.

В настоящий момент одним из основных соборных церковных документов, который касается такого рода вопросов, являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В одном из параграфов этого документа, в частности, говорится: «Обо всём, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам, независимо от того, насколько они совершенны или неудачны. Когда же исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения» (http:// www.patriarchia.ru/db/text/141422.html). То есть, как мы видим, Церковь и каждый христианин действительно призваны обличать грех, а не потворствовать ему.

Как произошёл раскол Церкви на православную и католическую?

Здравствуйте, меня интересует вопрос раскола христианской церкви в 1054 г. Кто отделился первым? Православные от католиков или католики от православных? Юрий.

Вопрос этот очень непростой. Проблема в том, что определённые вероучительные расхождения переплелись с достаточно сложными историческими процессами, которые в то время, в том же ХI веке, по-разному протекали, с одной стороны, в Западной Европе, с другой стороны — в Восточной. В своё время, к примеру, Карл Великий использовал так называемую догматическую формулу «филиокве» чисто в политических целях для скорейшего вхождения некоторых народов в его империю, но благодаря подобным его неосторожным действиям эта формулировка чуть позже повсеместно утвердилась на Западе. Кроме того, первоначально, на рубеже тысячелетий, Восточная Римская империя (Византия) был в силе, тогда как Западная Римская империя была в упадке. Вдруг, именно в ХI веке всё стало стремительно меняться местами — Византия начала приходить в упадок, Запад возвышаться, плюс к тому так называемые «григорианские реформы» в Западной Церкви привели к стремительному возвышению папства и стремлению этого института к подчинению других Церквей. То есть однозначно сказать, кто первым отделился — сложно. Это был довольно длительный процесс, в который прямо вторгались откровенно политические мотивы, хотя в Церкви изначально никто и не ставил такой цели — разделения. Разделение последовательно углублялось с годами и веками. И в результате явились две разные христианские культуры, одна из которых — православная — сохранила первоначальную апостольскую чистоту веры, а другая (католическая) пошла по пути определённой модернизации изначального апостольского опыта христианской жизни.

Почему православие самое правильное учение?

Здравствуйте! Почему Вы считаете, что православие самое правильное учение. В Библии нет конфессий, только христиане. Вы не признаёте своих братьев католиков и протестантов — это грех. Основные положения у них такие же, как и у Вас. Такое впечатление, что Библия для Вас не авторитет, а прихожане в основной своей массе её даже не знают. Бога живого не ищут, довольствуются ритуалами и обрядами.

  Почему же это Библия не авторитет? Для каждого православного Библия, как Священное Писание, является безусловным авторитетом наряду со Священным Преданием как таковым. Христос говорит: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин 14:6–7). Мы знаем от Самого Христа, что Православие истинно, потому что опыт духовной жизни не прерывался в Церкви со времён апостольских.