Как относиться к современным пророчествам?

Как относиться к современным пророчествам, в частности схимонахини Нилы и авторов книги «Расшифрованный апокалипсис» Д. и Н. Зима?

Книг сейчаc издаётся много, в том числе и якобы православными издателями и о якобы православных подвижниках. И поскольку в наше время общецерковной цензуры не существует, отношение православного читателя к этой массе литературы должно быть достаточно осторожным, в хорошем смысле — критическим. Кроме того, о многих подвижниках, старцах и старицах недавнего времени не сохранилось тщательно задокументированных сведений. Так, авторы книги «Схимонахиня Нила» сами подчёркивают, что им не удалось найти никаких архивных материалов по очень большим периодам жизни подвижницы. Отсюда столь характерное построение жизнеописания: исключительно со слов самой схимонахини, причём чаще всего в пересказе тех, кто эти воспоминания слышал. Что же касается высказываний, имеющих пророческий или предсказательный характер, то они всё-таки не являются общецерковным учением, но частным мнением отдельного лица, в данном случае схимонахини, действительно ведшей подвижнический образ жизни и имевшей определённый авторитет среди тех, кто к ней обращался. Большинство современных жизнеописаний о старцах и старицах содержит много интересного и поучительного как в духовном, так и в историческом плане, но некоторые из такого рода литературных записей могут иметь характер современных апокрифов. Апокриф в церковной истории далеко не всегда являлся выдумкой или фантазией. Из некоторых древнейших апокрифов Церковь усвоила в Священном Предании сведения, к примеру, о рождестве Самой Богородицы или о Её введении во храм. Причина, по которой тот или иной апокриф не принимается Церковью всецело, как правило, не в том, что в нём все неверно или чего-то важного не хватает, но чаще в том, что этот текст содержит нечто излишнее, чрезмерное, слишком человеческое, мечтательное или просто искажённое. Можно сказать, что апокрифическая литература при значительной доле положительного часто содержит и то, что всей Церковью не принимается как духовно неполезное. Например, представим себе, что Церковь сделает частью своего общего эсхатологического учения слова схимонахини Нилы, что все женщины, имеющие дерзость носить брюки, во время будущей войны будут поголовно мобилизованы в армию. Очевидно, что этому высказыванию лучше так и оставаться частным мнением покойной схимонахини, но никак не общецерковным учением, поскольку Церковь и Священное Писание ничего не говорят против ношения брюк, но о том, что одежда должна соответствовать полу, например, чтобы мужчины одевались в мужское платье, а женщины в женское. Но женщины и носят именно женские брюки, а вовсе не мужские. Наша Церковь всё-таки является соборной, что мы, кстати говоря, исповедуем в Символе веры. Это свойство всей Церкви заключается и в способности Духом Святым знать и определять истинность того или иного явления. Но соборность заведомо не усваивается никакому отдельному институту или лицу. Это свойство Самой Церкви, которое может проявляться самым разным образом: и через священноначалие, и через соборы, и через старцев, и через мирян. Однако изначально непогрешим один только Бог. Допустив же, что какой-либо институт в Церкви сам по себе непогрешим, мы окажемся солидарны с католиками, у которых непогрешимым гарантом истины является Папа Римский. Но если Папе, прежде чем возгласить с кафедры непогрешимое суждение, необходимо дождаться его тщательной проработки и апробации в соответствующих богословских институтах католической Церкви, то в современной православной действительности порой достаточно заявить, что один старец сказал то-то и то-то, и сомнение в непогрешимости этого мнения может оказаться делом весьма рискованным. Между тем истинное старчество в Церкви было и будет, но никакой старец или старица не являются во всех своих суждениях обязательно непогрешимыми. Ошибались даже и великие святые. Все это и надо иметь в виду при чтении современных книг о современных подвижниках или подвижницах, особенно если речь идёт о пророчествах и предсказаниях. То, что история земной цивилизации в связи с пришествием антихриста окончится событиями катастрофическими, известно Церкви ещё из Откровения святого апостола Иоанна Богослова. И тем не менее Сам Господь говорит, что не дело христиан судить о временах и сроках Его Пришествия (Деян 1:7). То, что общемировые процессы свидетельствуют о самом серьёзном духовном кризисе современной цивилизации, тоже не может быть для нас секретом. Однако какие выводы следуют из этого для христиан — уходить в леса и копать там землянки или расширять площади своих садовых участков? Но ведь земная жизнь каждого отдельного человека также конечна, а затем душа идёт на Суд. И это тоже своего рода «конец света» для отдельно взятой живой и неповторимой личности, для которой необходимым оказывается, прежде всего, покаяние и очищение от греха. Отсюда главный вывод из любых апокалиптических пророчеств: верующим во Христа должно укрепляться в вере и углублять покаяние, чтобы «день тот не постиг... внезапно» (Лк 21:34), независимо от конкретно-исторических сроков его наступления. Не секрет, что даже некоторые святые отцы древности, дерзавшие назначать конкретные сроки Второго Пришествия, в такого рода предсказаниях ошиблись, хотя и не ошибались в главном — в своей духовнонравственной проповеди, в святости во Христе. Так и со словами схимонахини Нилы: там, где она говорит о покаянии, молитве, трезвении, читатель может с полным доверием воспринимать эти поучения; там, где речь идёт о сроках или конкретных деталях апокалиптического грядущего, православный читатель имеет право всё-таки поостеречься, не впадая в панику и стараясь не утрачивать духовной во Христе трезвости. Ещё в большей степени это касается часто эксплуатирующей апокалиптическую тематику современной светской, магической и оккультной литературы, обращаться к которой христианину без особой нужды и вовсе бы не стоило. Сказанное относится и к «Расшифрованному апокалипсису» Д. и Н. Зима, представляющему собой не более чем оккультную спекуляцию на вышеозначенную тему, почему не стоит и браться за критический анализ этого рода писанины. «Да укрепит мысль твою воспоминание о пришествии смерти, которой час неизвестен никому из людей. Постараемся делать добро прежде, нежели прейдём из этой жизни. Не знаем, в какой день будем позваны, чтоб не оказаться нам неготовыми и не остаться вне чертога с пятью юродивыми девами, которые взяли светильники, но не взяли елея в сосудах своих» (Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. Ответ на вопрос 623).

Является ли молитва об умерших спиритизмом?

Адвентист седьмого дня сказал мне, что молитва за умерших — спиритизм. Как правильно ответить? Тамара.

Спиритизм в собственном смысле есть «вызывание духов» и общение с ними. Если же мы, христиане, молимся об упокоении душ усопших, то обращаемся к Богу с просьбой об упокоении их душ, но при этом к самим душам усопших не обращаемся и не вызываем их. К этому можно добавить, что с духовной точки зрения «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). Поэтому наша молитва об упокоении есть наше ходатайство пред Богом о тех, кто уже преставился, дело нашей веры в победу над смертью, осуществившуюся во Христе, а также и дело нашей любви к ним, к усопшим. Если представители адвентистов седьмого дня лишают себя такой возможности, то мы можем им только посочувствовать, потому что таким образом они сами себя (и своих усопших) элементарно обкрадывают.

Греховно ли общение с астрологом?

Здравствуйте. Скажите, если ты просил астролога сделать тебе натальную карту, это очень страшно? Это прямое обращение к иным силам? Юлия.

Простите, уважаемая Юлия, за моё недоумение, но зачем же верующему во Христа человеку обращаться к астрологу? По канонам (правилам) Православной Церкви такого рода обращение (к астрологам, колдунам, знахарям, лжецелителям, экстрасенсам и т.д.) приравнивается к измене христианской вере и являются своего рода обращением к диаволу. Опасна не конкретика или атрибутика, связанная со всей этой оккультной чепухой, а именно внутренние побудительные мотивы (неверие, маловерие), толкающие человека к подобного рода экспериментам. Всё это есть проявления язычества, которое с христианством несовместимо. Выход здесь только один: оставить все эти оккультные языческие опыты и обратиться к истинному духовному опыту Церкви, к спасительному общению со Христом. Для человека уже крещёного начинать нужно с исповеди как необходимой части Таинства Покаяния.

Почему Церковь не признаёт реинкарнацию?

Здравствуйте. У меня к Вам всем надоевший вопрос: почему Церковь не признаёт реинкарнацию? И почему признание этого может принести вред? Держу перед собой Евангелие от Иоанна (3:1–12.) По-моему, всё ясно. Я верую во Христа и истинно смог понять всю цену Его крови только после изучения ведической литературы (Бхагавад Гита). Иисус говорил, что придёт время, когда истинные поклонники будут молиться Богу в духе и истине, и не нужно, чтобы кто учил, ибо дух будет нас учить изнутри. Хорошо. Но «ревность по дому Твоему снедает меня». И остаётся вопрос — истина должна быть возвышенна или она должна быть сохранена в тайне? Андрей.

Уважаемый Андрей! На самом деле идея реинкарнации никакой истиной не является, потому как противоречит евангельской Истине. Кратко говоря, мы, христиане, «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века». То есть, уповаем и ожидаем, что каждый человек, как живая неповторимая личность, воскреснет во время Второго Пришествия Христова в час Всеобщего Воскресения из мертвых — воскреснет со своим же преображенным телом для жизни вечной, где будет Новая Земля и Новое Небо (Откр 21:1). Если же человек жил в разных телах и нёс на себе черты разных индивидуальностей (а то и черты представителей животного мира), то кем именно, в каком теле и в какой индивидуальности мы воскреснем? То есть идея реинкарнации разрушает сакральную ценность человеческой личности, которую и утверждает христианство и никак не может сочетаться с христианской антропологией (учении о человеке). Кроме того, если Вы более или менее знакомы с оригинальными идеями буддизма и индуизма, то должны знать, что данные восточные системы вовсе не рассматривают реинкарнацию как благо. Но, напротив, скорее, как неизбежное зло цепи перерождений (колесо Сансары), от чего надо избавиться методом отказа от индивидуальных свойств и привязанностей, чтобы достичь полного и окончательного растворения в безличном абсолюте (нирване). Это, кстати, опять же противоречит христианству, которое говорит о том, что неповторимой личности человека, созданного по образу и подобию Божьему, для спасения нужно достичь прямого общения с личностью Самого Бога. Если же человек существует в цепи бесконечных перерождений, то какая именно индивидуальность из тех, что имели честь быть в рамках перевоплощений, должна будет прийти в общение со Христом Спасителем? Тем более что эта индивидуальность фактически должна исчезнуть в неком безличном же абсолюте. В общем, данные восточные идеи настолько расходятся с библейским миропониманием, что невозможно сколько-нибудь серьёзно ставить вопрос относительно их согласования.

На какой срок человек, обращающийся к экстрасенсам, отлучается от Причастия?

Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, на какой срок человек, обращавшийся к экстрасенсам, отлучается от Святого Причастия? Юлия.

Уважаемая Юлия! В древности (в первые века после Рождества Христова), если христианин обращался к колдунам, магам, астрологам, «гадателям», его могли отлучить на несколько лет от Церкви для покаяния, которое он должен был засвидетельствовать, пребывая в храме за Литургией вместе с оглашенными (готовящимися к крещению), но не причащаясь. В наше время такого рода практика вряд ли осуществима, поскольку это не меры для современного человека, а кроме того, отлучается от Причащения в собственном смысле христианин, то есть человек воцерковленный. Иначе говоря, если кто, будучи крещёным, регулярно причащался и зарекомендовал себя как «практикующий» христианин, а потом вдруг стал обращаться к экстрасенсам, заниматься магией и т.д., то такого рода поведением он уже отлучается от Церкви, поскольку «какое согласие между Христом и велиаром?» Если же вдруг, опомнясь после подобных чудачеств, такой христианин желает вернуться в Церковь, вновь причащаться и более не чудить, то какая-то епитимья (в случае раскаяния) должна быть, но это вовсе не годы отлучения от Причастия. Ко всему здесь уже изложенному стоит добавить, что такие случаи на самом деле редки, чаще приходится сталкиваться с элементарным невежеством, когда люди приходят на исповедь с грузом всяких проблем и неординарных опытов, таких кающихся просто не от чего отлучать, поскольку они ещё Церкви не причастны и находятся лишь на пути к воцерковлению. В подобных ситуациях уместней ставить вопрос не об отлучении, а о сознательном покаянии как таковом — о том, чтобы пришедший на исповедь, действительно осознал, что есть грех (в том числе занятия магией и экстрасенсорикой), и имел решимость от этих греховных опытов полностью отказаться.

Мог ли священник разрешить заниматься экстрасенсорикой?

Спасите! У меня есть знакомый, который считает себя экстрасенсом, лечит людей по телефону и не берёт денег, считая, что это у него от Бога. Он не слушает меня и говорит, что ему какой-то духовник разрешил. Как его переубедить? Только я не люблю Бога. У меня родители веруют, но им не надо знать, что я иногда общаюсь с шестидесятилетним, а мне — двадцать два. И что мне делать? Это же грех! Как его переубедить? Ника.

Уважаемая Ника! К сожалению, во многих случаях одними словами редко кого можно в чём-либо переубедить, пока сам человек не начнёт бояться Бога и не захочет следовать его заповедям. Притом иное человеческое самоволие, которое противоречит правде Божией, часто находит себе самые разные оправдания. Это может быть и якобы духовник, якобы благословляющий такие явно нехристианские опыты, как экстрасенсорика, и вообще что угодно, что человеку «по страсти» втемяшилось в голову и стало, как говорится, идеей фикс. Единственно, что может на заблудшего рано или поздно повлиять — это молитва о нём (с просьбой к Богу вразумить этого человека), а также личный пример благочестивой, а то и святой жизни. Греховный же опыт и совместное участие в грехе не в силах оказать положительного влияния на другого человека. Поэтому, мой Вам совет, если действительно хотите помочь своему ближнему, то прежде всего оставьте сами явные греховные опыты и обратитесь к покаянию перед Богом посредством таких Таинств Церкви, как Покаяние и Причащение.

Как Церковь относится к целителям и целительству?

Здравствуйте батюшка. Вы, наверное, слышали о профессоре В. Г. Жданове. Он выступает по всей России с антиалкогольными и антитабачными лекциями, призывает к отрезвлению нации. Он вызывает у меня большое уважение, посмотрев и послушав его лекции, я навсегда оставил пагубные страсти — употребление алкоголя и табакокурение. Но недавно узнал, что профессор Жданов проводит курсы по восстановлению зрения нетрадиционным способом, с помощью физических упражнений для глаз. Результат при этом почти стопроцентный. Мой вопрос: приветствует ли Церковь такие способы врачевания и не является ли этот способ противным Церкви целительством? Спасибо. Михаил.

Уважаемый Михаил! Насколько я сам что-либо читал или слышал о методах профессора Жданова, то в основных его методиках, в том числе и в практике восстановления зрения какого-либо духовно-нравственного криминала нет. Однако некоторые суждения общего характера, а также то, что сопровождает различные культурные мероприятия, связанные со Ждановым и его сподвижниками, могут оцениваться неоднозначно. Так, одни мои хорошие знакомые, побывав в одном из летних «ждановских» лагерей, свидетельствовали, что некоторые массовые мероприятии там имели ярко выраженный языческий характер. То есть пользоваться той же методикой оздоровления глаз, которую пропагандирует Жданов, можно, однако не следует доверять всем его суждениям общего нравственно-духовного характера. Здесь он может быть не вполне компетентен, а то и откровенно заблуждаться.

Почему церковь отрицательно относится к практикам типа экстрасенсорики?

Почему Церковь отрицательно относится к духовным практикам типа экстрасенсорики, йоги, медитации, ведь многие из них действительно могут приносить человеку физическое и душевное оздоровление?

Цель христианской жизни — спасение, под которым понимается избавление от греха и главного его следствия — вечной смерти, то есть вечного отлучения от Бога как источника жизни. Недаром Церковь именует Господа Иисуса Христа Спасителем. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:12), потому что именно во Христе Бог стал человеком нашего ради спасения. Сам по себе грех есть не только большая или меньшая сумма плохих поступков. Прежде всего, он подобен болезни, поразившей весь человеческий род начиная с Адама и Евы. Эта греховная болезнь передаётся по наследству, так что внешне человек может быть весьма и весьма праведной жизни, но всё равно он таит в себе эту греховную порчу, первородный грех, который делает его тленным и смертным, по сути — грешником. И к каким бы оздоровительным, успокоительным, развивающим или утешающим средствам человек ни прибегал, он всё равно обречён рано или поздно умереть Конечно, если на тебя работает вся кремлёвская медицина, то ты имеешь больше шансов протянуть подольше, чем, скажем, бомж, живущий в недрах теплотрассы и не имеющий карточки медицинского страхования. Лечиться, впрочем, не грех, но всё-таки, используя традиционные методы лечения, не считать физическое здоровье главной целью и смыслом земной жизни. В отличие от йоги и прочих псевдоучений Православие не льстит человеку. С духовной точки зрения каждый человек находится на тонущем корабле, тогда как спасение заключается в том, чтобы вместе со Христом оказаться на ином корабле — церковном, единственно непотопляемом. Цель христианской жизни иначе можно назвать духовным оздоровлением, которое достигается лишь обретением главного исцеляющего средства — Самого Христа. Представим себе: если на тонущем корабле, вместо того чтобы надевать спасательный жилет и усаживаться в спасательную шлюпку, человек начинает заниматься медитацией, гадает о своей судьбе или в судовой аптечке ищет новомодное лекарственное средство, то это по меньшей мере будет безумием, а по большей — самоубийством. Также и в отношении современных якобы духовных оздоровительных практик. Чаще всего они, отвлекая от спасения, таят опасность духовной гибели, поскольку уводят от Христа Спасителя, нередко приводя совсем к другим духовным сущностям, именуемым в христианской традиции бесами, демонами, нечистыми духами. В святоотеческом учении имеется суждение о том, что ризы кожаные, в которые облёк Господь первых людей после грехопадения, есть одебелевшая человеческая плоть, закрывающая изначально данное им духовное зрение. Эта утрата духовного зрения является своего рода защитой от окончательного вторжения в нашу душу духов злобы — демонов. Если бы, отпав от Бога, человек продолжал пользоваться духовным видением, то непременно вступил бы в личное общение с миром демоническим, что привело бы к полной демонизации и окончательной духовной гибели всего человеческого рода. Истинное восстановление духовного зрения происходит только во Христе, в причастности к Нему, в обретении святости, в достижении бесстрастия. И «духовные» практики, находящиеся вне этого благодатного опыта, таят самую серьёзную опасность взыскания духовного зрения вне Христа, вне святости, вне спасения. «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник» (Ин 10:1) Входя в духовный мир самовольно, человек рискует оказаться в положении вора и разбойника и вступить в общение с демонами, что влечёт за собой весьма серьёзные духовные повреждения. В первую очередь, для них характерно увлечение магией и оккультизмом, однако и другие якобы духовные школы и практики, которым нет числа, также скрывают в себе подобную опасность. Причём тот факт, что они приносят человеку видимость физического и душевного облегчения, не может служить аргументом. Во-первых, как мы уже отметили, истинная цель христианской жизни есть спасение для вечности, и вряд ли разумно ради временного физического здравия рисковать бессмертной душой. Во-вторых, само оздоровление или облегчение, будто бы даруемое через обращение к современным целителям, является не более чем видимостью, в долгосрочной же перспективе — обманом, фикцией. Святые отцы даже говорили, что бывают благотворные бесы, которые улавливают неискушённого человека, принося ему иллюзию выздоровления, на деле же стараясь завладеть его душою. Христианин вообще должен быть духовно бдительным, а в наше время особенно, поскольку вокруг множество самого разного рода соблазнов. Священникам очень часто приходится сталкиваться с проявлениями просто поразительной духовной беспечности. Бывает, что даже человек, ходящий в храм, в трудную минуту обращается к целителю или гадалке, а потом чрезвычайно удивляется, узнав, что за такие фокусы по древним церковным канонам полагается отлучать от Церкви, как за измену вере и фактически обращение к диаволу. Нередко можно услышать и недоумения типа: «А у него (целителя или экстрасенса) иконы висят, свечи горят, всё православное», хотя совершенно очевидно, что это всего лишь бутафория, маскировка, а то и кощунство, ведь, по Апостолу, «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор 11:14). Раз мы исповедуем себя рабами Божьими, нам не должно делаться рабами человеков и стихий мира сего. Если мы вдруг услышим, что кто-то может решить все наши проблемы, исцелить от любой болезни, наделить нас душевным комфортом, то это не есть Христос; если, кроме того, речь пойдёт об ауре, чакрах, третьем глазе, энергетических потоках, биополях, порчах, сглазах и прочей языческой и оккультной дребедени, то спасительней держаться от всего этого подальше и, будучи членами Церкви, прилепляться ко Христу как единственному подлинному источнику вечной жизни. «Искупленному человеку предоставлена свобода повиноваться или Богу, или диаволу, а чтоб свобода эта вынаружилась непринужденно, оставлен диаволу доступ к человеку. Очень естественно, что диавол употребляет все усилия удержать человека в прежнем отношении к себе или даже привести в большее порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее своё оружие — ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения, наши страсти — эти болезненные влечения; он приводит в движение пагубные требования, облачает их в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстям. Верный Слову Божию не дозволяет себе этого удовлетворения, обуздывает страсти, отражает нападения врага (Иак 4 :7)» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). О прелести).

Кто такой иеродиакон Авель?

Кто такой иеродиакон Авель? Где он служит? Выходец Иван.

Простите меня великодушно, уважаемый Иван, но я не имею точной информации, где сей иеродиакон служит. Если речь идёт о неком иеродиаконе Авеле Семёнове, авторе «обличительных книг», изданных «по благословению епископа Диомида», то он, собственно, к Русской Православной Церкви не принадлежит, а имеет отношение к тому расколу, который пытается устроить бывший епископ Диомид. Беда в том, что в русской истории наиболее успешными бывают попытки осуществить раскол с позиций борьбы за правду и чистоту Церкви. Сюда же, как правило, привносится апокалиптическая идеология аллармизма, то есть тревоги, страха перед концом света. Бегло ознакомившись с книгами данного иеродиакона, также нельзя не признать с определённой печалью, что этот автор довольно проникновенно пытается эксплуатировать идеи необходимости нравственного обновления в нашей Церкви, очищения от духа сребролюбия, сервилизма и т.д., что в какой-то степени может производить впечатление искренней борьбы за правду. Однако верить этим призывам не стоит не потому, что у нас всё так хорошо в Церкви и не требуется от нас нравственных изменений, но потому, что никакие декларации такого рода не оправдывают раскола в Церкви. Поэтому призываю Вас быть осторожней с некоторыми как будто православными крикунами и правдорезами. К сожалению, часто они сами являются волками в овечьей шкуре. О чём нас и предупреждает Апостол: «В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд 1:18–19).

Как относиться к деятельности священника О. Моленко?

Есть сайт священника О. Моленко. Он отвечает только на первый вопрос, а на последующие по тексту вопросы — нет. Почему он так поступает? Проверяли и с других адресов.

Уважаемый Владимир! Вообще-то, некто Олег Моленко священником как таковым не является, это, скорее, самозванец, который создал целую секту, и лучше с ним и его последователями никакого дела не иметь (см., к примеру: http://promolenko.narod.ru/). О такого рода явлениях нас предупреждает Сам Господь в Евангелии: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф 7:15). Поэтому будьте осторожны!

Одобрил бы Иисус Христос реформу Никона?

Хотелось бы услышать ответ: одобрил бы Иисус реформу Никона, а особенно пролитую кровь русского народа? Очень прошу, если ответите, то именно только на заданный вопрос. Выходец Иван.

А почему, собственно, в прошедшем времени: «одобрил бы»? Христос ясно сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:20). Господь эти события ХVII века всё-таки попустил. Может быть, ещё и потому что сказал: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк 12:14) А причины реформы были, скорее, не духовные, но светские: нужно было привести обряд русской Церкви в полное соответствие с обрядом греческой Церкви, дабы было соответствие Третьего Рима (Руси) Второму Риму (Византии). Думаю, что ставить вопрос об «одобрении» или «неодобрении» вообще не совсем корректно: о каждом участнике той исторической драмы, не зависимо от стороны, будет свой суд Божий, и не дело нашего человеческого ума предвосхищать его.

Как относиться к вопросу о прославлении Григория Распутина?

Как относиться к вопросу о прославлении Григория Распутина, а также к тому, что требующие этого прославления опираются на авторитет старца Николая Гурьянова?

Относиться к этой проблеме нужно с верою в то, что Промыслом Божиим всё будет расставлено по своим местам. Если есть воля Божия на то, чтобы Распутин был прославлен в лике святых, то рано или поздно это совершится, а если это всё исходит только от людей, то со временем эта идея уйдёт из церковной жизни. Сама же личность и деятельность Григория Распутина являются настолько сложными и неоднозначными, что если официально и возникнет вопрос о канонизации, то потребуется тщательное исследование и соборное решение всей Церкви. Безусловно, что клеветы и подлогов в своё время против Распутина было множество (к примеру, как известно, был двойник Распутина, который и вёл себя демонстративно неподобающим образом). Однако канонизация предполагает свидетельство не только о напрасной клевете, но и о святости прославляемого подвижника. В случае с Распутиным факт его насильственной смерти ещё не является вполне достаточной причиной для прославления. В церковном сознании должно появиться реальное видение: в чём именно заключается христианский подвиг этого человека, где действительно правда, а где клевета, где страдание за истину, а где опасность духовных экзальтаций или романтических преувеличений. В отношении Распутина должна стать ясной истинная подоплека его деятельности, природа его дарований, характер мотиваций. Подвиг ли это внутреннего смирения при внешнем юродстве или, возможно, за этим крылась духовная прелесть? Вот эти вопросы и нуждаются в самом серьёзном рассмотрении. Стоит заметить, что даже прославление новомучеников и исповедников Российских совершается только после тщательного исследования всех материалов, связанных с именем того или иного страстотерпца. А излишний ажиотаж вокруг требований прославления Григория Распутина оказывается фактически направленным против единства Церкви. Если не удалось внести раскол в нашу Церковь с помощью так называемого ИНН, то теперь, похоже, эти попытки начинают предприниматься несколько иначе — в желании развернуть очередное противостояние священноначалию, поскольку Святейший Патриарх уже высказывался отрицательно по отношению к идеям прославления Распутина, а также царя Иоанна Грозного. И как уже было не раз, во всём этом присутствует, с одной стороны, заведомое недоверие Патриарху и другим иерархам, а с другой — слепая вера в то, что та или иная, к примеру, женщина (монахиня, келейница, старица, певица...) сказала. Заметим, что почему-то лично от покойного старца Николая Гурьянова никаких требований к священноначалию о прославлении Распутина не исходило. То, что сам о. Николай мог почитать Григория Распутина, имел у себя его изображения, вовсе не служит основой для немедленного общецерковного прославления. В отличие от католиков у нас никому, кроме соборного разума всей Церкви, не усваивается свойство непогрешимости. Если мы признаем за ныне здравствующими и почитаемыми старцами это свойство, то впадём в ересь, которая усваивает тому или иному институту в Церкви то, что принадлежит Самому Богу. Истинные старцы являются великими за нас молитвенниками, часто могут открывать тому или иному человеку волю Божию, но вряд ли кто из них будет брать на себя ответственность непогрешимо решать те вопросы, которые требуют рассмотрения и исследования именно с о б о р н о г о. По крайней мере, сами старцы являются примером терпения, смирения и любви. В деятельности же тех, кто ныне пытается опираться на авторитет протоиерея Николая Гурьянова, угрожая при этом небесными карами всем, кто идеи о прославлении Григория Распутина не приемлет, мы видим, скорее, нетерпение, ревность не по разуму, а также (и это самое опасное) тенденции к церковному расколу. «Когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что даётся единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в Евангелии создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его. Все мимоходящие, то есть бесы и страсти, посмеваются им, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письмо 229 из Собрания писем издания Фонда священника Павла Флоренского).

Можно ли верующему человеку заниматься единоборствами?

Здравствуйте. Меня интересует вопрос, можно ли верующему человеку заниматься единоборствами (имеются в виду только те, в которых отсутствуют духовные практики, как, например, в восточных)? Моя мотивация — не хочется бояться, что на улице может что-то приключиться с тобой, с твоей семьей. Где грань между попыткой защититься и защитить свою семью и верой, и тем, что без воли Господа ни один волос не упад ёт с головы? Максим.

Максим! В принципе занятие единоборствами для христианина возможно, но, как Вы и сами правильно заметили, в том случае, если к этому не примешиваются восточные «духовные» практики, потому что, понятно, они могут скрывать в себе совершенно иные мировоззренческие установки, чем данные нам во Христе. Кроме того, каждый человек является живой неповторимой личностью со своими индивидуальными особенностями и характеристиками. И здесь надо смотреть, подходят ли Вам те или иные виды борьбы, потому как в разного рода единоборствах есть свои особенности и хитрости, которые далеко не всегда могут совпадать с психофизической организацией конкретного человека. Выбор в этой области нужно делать с осторожностью и рассуждением, а если с течением времени окажется, что занятие данным видом борьбы влечёт за собой какие-то проблемы, то лучше вовремя остановиться и осознать, с чем именно это может быть связано. А вообще же, быть сильным и крепким, способным постоять за себя и своих близких христианину, разумеется, не возбраняется.

Почему Вы не считаете святым блаженного отрока Славика Крашенинникова?

Добрый день, у меня вопрос к священнику Андрею Спиридонову. Я прочитала заметку про отрока Вячеслава Крашенинникова, Вы его отрицаете как святого и говорите это людям, настаивая на своём. Скажите, что будет с Вами и с теми людьми, которых Вы увели от истины, ведь книгу о Славике благословил старец, духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Неужели архимандрит Кирилл нёс полную чушь? Ирина.

Уважаемая Ирина! Истина во всей полноте — это не Славик и не какой-либо святой, пусть даже кажется, что это человек необычный. Истина — это Сам Христос. Поэтому каждый желающий спасения должен приходить ко Христу Спасителю, искать общения с Ним, тогда как феномен того же отрока Крашенинникова к делу нашего спасения во Христе прямого отношения вовсе не имеет. Моя скромная задача как священника — помогать людям обретать покаяние и жить Евхаристией (Таинством Причащения). Когда рукополагают во священники, то в определённый момент рукополагающий епископ дает будущему священнику часть Святых Даров со словами: «Приими залог сей, о нем же истязан имаши быти в день Страшного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа». То есть со священника Господь спросит в первую очередь, насколько тот служил созиданию Церкви как Тела Христова, а не то, насколько священник служил или противился популяризации того или иного якобы блаженного отрока. К сожалению, нездоровая и даже магическая атмосфера вокруг этой темы «блаженного отрока» слишком очевидна. Да и, судите сами, разве кого-либо во всеуслышание можно объявлять святым, пока об этом не вынесла соборного решения вся Церковь? Напротив, есть вполне официальная церковная точка зрения на данное явление. Чтобы не быть голословным, приведу соответствующие документы (см. Приложение), по прочтении которых можно увидеть, что критическое отношение к данному явлению не есть позиция одного священника, но вообще священноначалия нашей Церкви. Что же касается благословения на издание книги, якобы данное архимандритом Кириллом Павловым, то это, мягко говоря, обман. Кроме того, в 2010 г. Издательский совет Русской Православной Церкви запретил распространение через церковную книжную сеть изданий «Ах, мама, маменька…» и «Бог говорит избранникам своим…». Так что давайте будем более осторожными в отношении тех или иных необычных явлений, на которых некоторые не вполне духовно трезвые, а то и корыстные люди, стремятся осуществить свой бизнес, а также не будем спешить осуждать священноначалие как таковое, которое и должно ограждать церковный народ от подобного рода спекуляций.

Как относиться ко множеству чудес в наше время?

Как правильно относиться к множеству чудес, происходящих в наше время, например, к большому количеству мироточащих икон? Все ли чудеса бывают истинными и как отличить истинное чудо от ложного?

Всякое истинное чудо имеет смысл и цель свидетельствовать о действии благого Промысла Божьего в нашей земной жизни. Конечная цель этого Промысла — наше спасение, избавление от греха и смерти. Считая себя христианами, мы знаем, что спасение уже осуществлено во Христе благодаря Его схождению в мир, благодаря Его Крестной жертве и Воскресению. Существование Церкви Христовой в этом мире, исполненном греха, смерти и тления, уже есть великое чудо не прекращающегося действия благодати Божией, дарующей нам спасение. Чаще всего оно происходит обычным порядком — без особых знамений, при слышании и восприятии нами Слова Божия, при нашем покаянии, при совершении богослужения, но иногда, по особому смотрению Божьему, явление благодати может совершаться через видимые чудеса и знамения. «Чудеса Господа имели святой смысл, святую цель. Хотя они и сами по себе были великими благодеяниями, но в видах Божественного смотрения служили только свидетельством и доказательством благодеяния несравненно высшего. Господь, приняв человечество, принёс человекам вечный, духовный, бесценный дар: спасение, исцеление от греха, воскресение из вечной смерти. Слово Господа и образ жизни являли этот дар со всею удовлетворительностию: по жизни Господь был безгрешен, всесвят; слово Его было преисполнено силы. Но человеки ниспали глубоко во мрак и мглу плотского мудрования; сердца и умы их ослепли. Оказалось нужным особенное снисхождение к болезненному состоянию человеков; оказалось нужным дать самое ясное свидетельство для телесных чувств их; оказалось нужным посредством телесных чувств сообщить жизненные познания уму и сердцу, которые умерли свойственною им смертию, смертию вечною. В помощь слову Божию даны Божии чудеса», — так пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в своём замечательном труде «О чудесах и знамениях». По слову святых отцов, видимые чудеса имеют, скорее, вспомогательное значение и никак не могут быть основным смыслом и целью духовной жизни. Чаще всего они служат для обращения тех, кто по своему внутреннему устроению нуждается именно в такого рода свидетельстве о правде Божией. «Знамения были наиболее предназначены для убеждения и приведения к вере людей чувственных, занятых попечениями мира. Погружённые в житейские заботы, постоянно пригвождённые душою к земле и делам её, мало способны оценить достоинство слова. Милосердое слово привлекало их к спасению, даруемому словом, посредством видимых знамений, которые, составляя собою вещественное убеждение, действовавшее чрез чувства, приводили немощную душу к всемогущему, спасительному слову». Эти «…знамения свидетельствовали о силе и значении слова. Существенный деятель — слово. Не нужны там знамения, где приемлется слово, по причине понятого достоинства, принадлежащего слову. Знамения — снисхождение к немощи человеческой» (Там же). Святые отцы также говорят о том, что обилие чудес в первохристианские времена, совершаемые Апостолами и их учениками, были не только свидетельством святости и силы веры тех, через кого эти чудеса совершались, но и главным образом необходимы были для обращения язычников. «При споспешестве дивных знамений Апостолы быстро распространили христианство по вселенной: знамения были ясным и сильным доказательством христианства и для образованных народов, и для народов, погружённых в невежество и варварство. Когда же насаждена была повсеместно вера, насаждено было слово, тогда отъяты знамения, как окончившие своё служение» (Там же). Наше время имеет сходство с первохристианским из-за того, что ныне Церковь существует в окружении мира неоязыческого, и евангельская проповедь ныне вновь обращена к людям, имеющим склад мышления стихийно-языческий. Однако, если в первохристианские времена чудеса, подтверждающие истинность слова о Христе, творились через святых Апостолов, то в наши дни при наших немощах обилие чудес, необходимых для утверждения в вере новообращённых, проистекает не через людей, а через церковные святыни. Мы знаем множество случаев с мироточением икон или другие явления явно чудесного порядка. Таким образом, проблема не в количестве чудес, о которых мы слышим или свидетелями которых мы можем являться, проблема в нашем отношении как к этим чудесам, так и к евангельским заповедям. Беда, если мы начинаем искать видимых чудес, делать это смыслом и центром своей духовной жизни, забывая, что без покаянного изменения нашей души, без преображения её светом благодати Божией, даже при обилии окружающих нас чудес, нам от этого будет мало толку. В самом деле, если мы видим явления мироточения от многих икон, прикладываемся к ним, помазываемся этим миром, ездим по монастырям, поклоняемся мощам святых угодников и другим святыням, обращаемся к прозорливым старцам, имеем дома множество икон и святынь, привезённых со всех концов света, и при этом остаёмся всё такими же завистливыми, раздражительными, сварливыми, немилостивыми, то есть не становимся лучше, — не в осуждение ли нам будет обилие окружающих нас чудес и знамений? В особенности если мы будем воспринимать эти чудеса как должное, с определённой гордостью, даже кичением. Наше отношение к происходящим чудесам и знамениям должно быть исполненным покаяния и смиренного чувства собственного недостоинства. Если эти чудеса истинные, то они даны не по нашей праведности, а, напротив, по нашему маловерию, для утверждения нас в покаянии и для обращения тех, кто нуждается в такого рода свидетельстве. Если же Богом попущены чудеса ложные, прелестного характера, то при покаянном и трезвом к ним отношении ничто не может нас смутить, потому что во Христе нет ни тени перемены и нам изначально дано в Церкви величайшее чудо Божественной Любви к нам — вся полнота благодати, которую мы можем по вере усваивать, будучи причастными к Святым Таинствам Покаяния и Причащения. «Слово Божие содержит в себе самом свидетельство о себе. Оно, подобно цельбоносным знамениям, действует в самом человеке и этим действием свидетельствует о себе. Оно есть высшее знамение. Оно — знамение духовное, которое, будучи даровано человеку, удовлетворяет всем потребностям его спасения, соделывает пособие от вещественных знамений ненужным. Христианин, которому неизвестно такое свойство слова, обличает себя в холодности к слову, в незнании слова Божия или в мёртвом знании по одной букве» (Там же).

Ещё статьи...