Что значит быть русским и любить Россию?
Время от времени, когда отступают неотложные дела и появляется возможность задуматься, кто ты и в какой стране живешь, то ответ на первый взгляд очевиден: я русский и живу в России.
Но на самом деле не все так просто: когда спрашиваешь собеседника, кто он по национальности, и получаешь ответ «русский», то, стараясь ответить в унисон собеседнику, отвечаешь: «А я украинский».
Действительно, грамматически слово «русский» — это ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в отличие от названий других этносов, которые в русском языке являются существительными, например американец, англичанин, француз, китаец и т.д. Слово «русский» подразумевает прежде всего КАЧЕСТВО внутреннего мира человека, его принадлежность к Русской цивилизации, а не национальную принадлежность. (В скобках замечу, что такое понимание имеет и исторические корни: согласно одной из наиболее распространенных гипотез, основу руси, объединившей восточнославянские племена, составляло древнегерманское племя; слово же «варяг» обозначает не принадлежность к какому-либо этносу, а профессию. Словом «русские» стали обозначать все объединенные русью этносы, а это были не только восточнославянские племена, но и чуть позже принявшие Православие печенеги, половцы и представители других народов.)
Быть русским — значит прежде всего быть православным (русские ни минуты за свою тысячелетнюю историю неправославными не были), а также знать русский язык (ибо для понимания сути Русской цивилизации это нужно) и, конечно же, быть патриотом своего Отечества. Русские — это «надэтнос» или в латинской терминологии «суперэтнос». Любой православный, говорящий по-русски и живущий категориями Русского мира якут, коми, чуваш и т.д. (о белорусах и малороссах даже не говорю), может сказать: этнически я якут (коми, чуваш и т.д. и т.д.), но я русский. И никакого противоречия здесь не будет, ибо он соотносит себя с Русской цивилизацией, Русской культурой.
Смысл слова «русский» с течением времени (на протяжении веков, но особенно в XX веке) «замылился» в нашем сознании. Я бы, например, почитаемого нами стопроцентного американца Серафима Роуза спокойно назвал русским. Воистину он был русским куда более, нежели многие из тех, кто ныне называет себя таковым и при этом пьет, матерится, гонит и избивает людей за одну лишь неславянскую внешность. А ведь русский человек исстари отличался любовью и состраданием к другим народам, стремлением помочь им, желанием молиться за них.
Именно поэтому всем народам в России живется относительно спокойно только до тех пор, пока государствообразующий этнос сохраняет свое лидирующее положение в структуре населения страны. Но это ненадолго, еще максимум лет на десять, потом Россия может повторить судьбу Византии. И что же? Что делать? За этим извечным русским вопросом чаще всего следует другой: «Кто виноват?» И на него приходится отвечать: прежде всего мы сами.
Сколько детей рождает среднестатистическая русская семья? Одного, реже двух, еще реже трех. Больше — крайне редко. Нужно в корне изменить отношение к рождению ребенка. Чтобы государствообразующий этнос сохранился хотя бы в нынешнем виде, каждая семья должна иметь по семь-восемь детей. Более того, необходимо всем и навсегда понять, что жизнь ребенка начинается не с момента рождения, как это закреплено в настоящее время в законе, а с момента его зачатия. Если это важное положение закрепить в Уголовном кодексе России, то аборт станет уголовным преступлением, каковым он, по сути, и является.
К этому шагу надо безотлагательно готовиться. Ввести запрет на массовую демонстрацию фильмов, рекламы, телепередач эротического и порнографического содержания. Целомудрие должно стать поощряемым образцом поведения для всего населения страны, в первую очередь для молодежи.
Эти требования не какая-то новация, а обычная норма жизни православных семей на протяжении многих столетий существования нашего Отечества. Православная культура впитывалась с молоком матери. Эту практику, эту норму жизни надо вспомнить и возродить. Иначе нас ожидает деградация личности и общества и, как результат, распад страны. Только через православно воспитанных детей в семье можно радикально снизить атеистическую составляющую образовательного процесса в школе и значительно улучшить нравственную атмосферу среди детей и подростков, а через них и всего населения.
Уже сейчас можно реально изменить ситуацию, если каждый даст себе ответ, любит ли он Россию. А ответить на этот вопрос несложно. Если вы убиваете своих нерожденных детей — вы не любите Россию. Если оскверняете свои уста произношением нецензурных слов — вы не любите Россию. Если берете взятки — вы не любите Россию. Если уклоняетесь от службы в армии — вы не любите Россию. Если не знаете свою культуру — вы не любите Россию. Если вы не любите Россию — вы не патриот России. Вы можете и не быть русским и все-таки любить Россию. Но если не любите Россию, то вы и не русский.
А если человек родился и воспитывался в такой дрянной атмосфере, что грязные глаголы и существительные, наречия и междометия, впитавшиеся в ум и душу с малолетства, настолько вплетены в его разговорную речь, что он просто не понимает и не воспринимает речи исконно русской, неповторимо красивой, выросшей из церковнославянского корня... И тем не менее ударяет себя кулачищем в грудь, пытаясь доказать, что вот он-то и есть русский, он-то любит Россию, а нецензурная речь как раз и служит доказательством его русскости. Это как же надо было исказить и изуродовать душу русского человека, чтобы он свое сквернословие почитал за неотъемлемое национальное свойство!
А ведь Россия — это Дом Богородицы; от всякого, кто оскверняет этот Дом нецензурными словами, Пресвятая Богородица отнимает Свой Покров, и он становится незащищенным от нападения злых сил, зачастую при этом лишаясь простого здравомыслия. Когда человек теряет разум, это трагедия для него самого и его близких. А если то же самое происходит с должностным лицом, чиновник он или офицер, страдают также и те, кто находится под его властью. Более того, если должностное лицо допускает в своей речи грязные слова, оно должно немедленно изгоняться с занимаемой должности. Как мы очищаем запачканную одежду, так власть должна очищать себя от тех, кто погряз в сквернословии, коррупции и других неблаговидных поступках. Способность к такому самоочищению — признак нравственного здоровья власти, ее искреннего, а не демагогического стремления служить народу. Только нравственно здоровые люди, стоящие у власти, способны сохранить и приумножить величие России, оградить русского человека от нравственного унижения, одичания и вымирания.
Оказывается, любить Россию очень трудно, любить ее сродни подвигу, прежде всего внутреннему. Надо попытаться победить себя, свои страсти, греховные привычки. Сделать так, чтобы не мы зависели от телевизионных программ, а они зависели от нашего выбора. Если демонстрируются непристойности, нельзя задерживать на них взгляд, а надо выключить телевизор со словами «Господи, помилуй», «Господи, прости». Если мы все будем так поступать, то и программы телевидения изменятся. «Суббота для человека, а не человек для субботы» и уж тем более для телевизора. Именно в таких мелочах человек обретает духовный стержень — любовь, которая подвигает его к жертвенному служению ближнему и Отечеству.
Примеров такой любви много и в наши дни. Достаточно вспомнить о подвиге 6-й роты псковских десантников, которые почти все полегли в бою, но выстояли, не потеряв свои души для Царства Небесного.
28 февраля 2000 года в Чечне на перевале Улус-Кертом рота десантников приняла сражение с отрядом боевиков. На каждого десантника приходилось по 20 (а по некоторым данным, 25) чеченцев. Десантники не дрогнули; силы были неравны, но Русские ребята выстояли! Александр Доставалов, руководя ротой ВДВ, героически погиб. В ту ночь он был вместе с 4-й ротой, которая рванулась в бой спасать солдат 6-й роты. Дважды Доставалов со взводом десантников не мог пробиться к родной 6-й, но к утру они прорвали кольцо чеченских боевиков. Во время прорыва Доставалов уже был тяжело ранен, но не бросил ребят, продолжая мужественно сражаться. И погиб, спасая раненого солдата.
Лейтенант Дмитрий Кожемякин командовал разведчиками на восточном скате высоты, прикрывая фланг 6-й роты. Разведчики отбили четыре лавинные атаки боевиков. Те планировали смять группу Кожемякина, ударить по флангу и сбить десантников с высоты. Но выше гор могут быть только герои: они остались на своей высоте, а чеченцы убегали, бросая своих убитых и раненых. Последняя атака оказалась последней и для лейтенанта Кожемякина. Он прикрыл своим телом раненого разведчика и принял вместо него вражескую пулю.
Когда кончились патроны, десантники пошли врукопашную. И тогда боевики поняли, чего стоит Русский солдат. Никто из чеченцев не спасся. Героически погибли 84 десантника, но выстояли, обретя вечную жизнь в Царстве Небесном. Из всей 6-й роты в живых осталось шесть человек. Но рота жива, она останется в нашей памяти навечно. Ребята доказали, что не только во времена великих побед Суворова, Ушакова, Скобелева, но и в наши дни нет той силы, которая могла бы победить Русского солдата!
Великий князь Константин Константинович Романов, незаурядный поэт, драматург, переводчик, трое детей которого — сыновья Иоанн, Константин, Игорь — были убиты в Алапаевске вместе со святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Феодоровной, так писал о русском человеке и России: «Я русский человек, настолько русский, что даже природа говорит со мной на русском языке. Это небо, вечное и бескрайнее, как русская душа, как русская история, я смотрю в него, и вечные вопросы приходят в голову: кто я, зачем пришел на эту землю, к чему стремится моя душа? Эти вопросы мучают и тревожат меня. Ответ всегда один: я русский. Так просто и так сложно. Достаточно ли говорить по-русски и жить в России, чтобы называть себя по праву русским человеком? Многие считают, что достаточно, и эти многие сегодня говорят о своей любви к России, но жизнь их и душевные силы расходуются на пустые дела и низкие страсти. Неужели и я вот так же бесполезно проживу отпущенные мне Господом краткие годы земного существования, пройду, не оставлю ни светлого следа, ни доброй памяти? Чувство стыда, бессильного возмущения и отчаяния охватывает меня. Что спасает мою смятенную душу в такие горькие минуты, что дает мне силы жить и трудиться во благо России — история моей страны. Быть русским — значит иметь единственной целью, единственным стремлением души благо России, ее величие и славу. Любить Родину — значит дорожить своей историей, очищать ее от искажения и клеветы, свято хранить для будущих поколений, потому что великая Русская история — главная наша ценность, главная опора, без нее мы пропадем. Не проста и трагична Русская история. Каждое новое поколение трактует события прошлого исходя из интересов преходящих, сиюминутных, искажаются целые периоды Русской истории и предаются забвению великие русские люди, те, кто жил до нас, кто трудился и оставил нам плоды трудов своих, — бесценное наследие, основа нашего государства. Образы великих россиян выходят из тьмы веков и протягивают нам руку помощи, направляют по тому единственному и верному пути, по которому мы все, может быть, сделали лишь один шаг, но и это должно наполнять нас гордостью и уверенностью, что жизнь наша не будет пустой и напрасной и что все силы мы отдадим служению великой России».
Так любите ли вы Россию?