Вопрос священнику
Как разведённым супругам в новом браке относиться к чужим детям?
Мне тридцать пять лет. Я была замужем пять с половиной лет. Скажу честно, женой я была плохой, так как порой неуважительно относилась к мужу. Мой муж ушёл к другой женщине и попросил развода. Я просила его не разводиться, но муж настоял на разводе. Прошло много лет. Я понимаю, что вряд ли встречу человека, у которого до меня не было семьи, детей. Я верующий человек, но я не понимаю, совершу ли я грех, если выйду замуж за разведённого мужчину, тем более если у него есть дети от другого брака. И совершила ли я грех, разведясь с мужем (не желая этого, хотя вину свою нисколько не умаляю). И как должно женщине, будучи замужем за мужчиной, имеющим детей от другой жены, относиться к его предыдущей семье. И должен ли муж активно участвовать в жизни своей прежней семьи? Наталья.
Уважаемая Наталья! В данном случае Вы задаёте такие вопросы, исчерпывающие ответы на которые можно получить только опытно, стараясь жить похристиански применительно к тем обстоятельствам, которые уже сложились. Конечно, в идеале лучше выходить замуж в целомудрии и за того, кто ещё опыта семейной жизни не имел, чтобы брак был действительно единым и единственным. Однако, к сожалению, реаль ная жизнь часто далека от идеала, и надо исходить из того, что есть. Вы имеет право выйти замуж за человека разведённого, если с предыдущей супругой он находится в состоянии реального официального развода. В таком случае в Ваших отношениях не будет элемента прелюбодеяния. Разумеется, что этот Ваш брак тоже должен быть законным, то есть зарегистрированным. Что касается понимания «грех — не грех», то уже хорошо то, что Вы видите собственные недостатки и неправильное поведение по отношению к предыдущему мужу. Хуже бывает, когда человек своих недостатков не видит и во всём винит исключительно только другую сторону. Если же мы осознаём собственные грехи и неправильное поведение, то это уже есть основа для исправления жизни.
Можно ли принимать душ в день причащения?
Можно ли в день Причастия принимать душ или купаться в источнике?
Основа подготовки к Таинству Причащения Тела и Крови Христовых — наше покаяние. Конечно, есть совершенно определённые правила относительно того, как и сколько дней поститься или какие каноны вычитывать, но и эти правила не имеют абсолютного значения, когда это касается людей больных, немощных, пожилых, беременных, кормящих, находящихся в условиях военной службы или в тяжёлых работах. Таким образом, те рекомендации, к которым мы так привыкли и которые многим из нас кажутся чем-то принципиально значимым, служат лишь определённым подспорьем для лучшей внутренней подготовки к Таинству Причащения, для более углублённого покаяния. Можно сказать, что при наличии сознания собственной хорошей подготовленности к Причастию лучше и вовсе не причащаться, поскольку это ощущение ложное — ведь никто не может быть вполне достоин бескровной жертвы Христа Спасителя. Напротив, осознание собственного недостоинства, неподготовленности и духовной немощи, но и одновременно невозможности жить без Причастия, без Христа как лекарства от греха является более спасительным, ибо не праведников, но грешников пришёл Христос призвать к покаянию (Мф 9:13; Мк 2:17). В этом смысле вопрос о том, можно ли принимать душ в тот же день после Причастия (а также обязательно ли это делать накануне) или купаться в источнике, является даже не просто второстепенным, но относящимся к области народных преданий, или в каком-то смысле суеверий, которыми современное магическое сознание стремится окружить церковные Таинства и обряды. Рассуждения типа «нельзя купаться, потому что смывается благодать», иначе как к простонародным басням и не отнесёшь. Никаких канонических правил на тему «помывки» до совершения Таинства или после не существует. Другое дело, что в день после Причастия необходимо избегать излишней суеты, празднословия и вообще праздного времяпровождения. Лучше в этот день обратиться к более внимательному чтению Евангелия, к молитве или совершению добрых дел. Правда, в одном из особо посещаемых современными паломниками монастырей пришлось однажды слышать вполне серьёзные рекомендации, запрещающие после Причастия купаться в местных святых источниках. Объяснение этого запрета, услышанное там же, не кажется вполне удовлетворительным: дескать, вы уже получили полноту благодати в Причастии, что вам ещё сегодня нужно? Если согласиться с такого рода «богословием», то надо признать, что Бог дарует нам благодать строго отмеренной мерою, а кто в день Причащения дерзает окунаться в святой источник, тот, стало быть, эту меру нарушает и становится Богу не угоден. Такого рода рассуждение попахивает не больше и не меньше как древним язычеством, где жизнь человека из-за невозможности угождения каждому отдельному идолу могла превратиться в сущий кошмар. Очень странно, что современные православные христиане часто так и делают, окружая себя какими-то фантастическими правилами и обычаями, многие из которых или нелепы, или невыполнимы, в то время как необходимость исполнения евангельских заповедей и борьбы с грехом часто забывается.