Вопрос священнику
Как сохранить Бога в душе?
Дорогие священнослужители! Как избавиться от тёмного, поселившегося в душе и сохранить в душе Бога. У меня двое деток-девочек, муж. Родители мои далеко, с мамой мужа уже два года не общаюсь (приезжала она помочь нам, ребёнок болел, три года девочке было, а не прожила и двух дней, как побила свою внучку ремнём по лицу). Не могу, к сожалению, простить свекровь, очень мучаюсь. Но вопрос не в этом, наверное. Чувствую, что поселилась внутри какая-то темнота. Стала несдержанна, кричу на детей, на мужа, устала от жизни, как собака (простите). Каюсь за свои слова. Хочу найти выход, отдушину. На руках грудничок, не могу ни с кем оставить, чтобы пойти в церковь. Внутри всё разрывается после скандалов. Изматываю всех своих домашних, причиняю им зло. Как мне быть? Я воспитана в любви и уважении к людям, а сейчас, живя уже долго в огромном городе, начинаю ненавидеть всех и вся... Простите... не хочу этого... Когда рожала вторую девочку, во время родов горько плакала о том, что рожаю её для мучений, прости, Господи... Очень трудно, очень. Сил больше нет. Помогите. Спасибо Вам. Ксения.
Уважаемая Ксения! Коль скоро мы христиане, то во всех трудных для нас обстоятельствах нужно просить у Бога помощи. Церковь даёт нам такую возможность, прежде всего, в Таинствах Покаяния и Причащения. Особенно важным для христианина является Евхаристия (Причащение). Из Евангелия очевидно, что это установление Самого Христа на Тайной Вечере, пища духовная, без которой верующий во Христа может стать духовно мёртв: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53). Поэтому Вам следует не пренебрегать Причащением и, подходя к Чаше Христовой, усиленно просить у Господа (своими словами) помощи в Ваших скорбях и внутренних проблемах. Для того чтобы причаститься, в Вашей объективно непростой 366 367 ситуации (обременённость детьми) можно и нужно ту подготовку, какую принято совершать перед Причащением (пост, чтение канонов и т. д.), скорректировать в той мере, чтобы это было Вам по силам. То же самое касается и присутствия в храме: можно подойти вместе с детьми, объяснить священнику на исповеди сложность Вашей внутрисемейной ситуации, выйти на время с детьми погулять возле храма, потом зайти причаститься. Видя Ваше внутреннее усердие и желание бороться с грехом, Господь не осудит за то, что Вы не в состоянии исполнить всех правил, тогда как стремление к Богу и Его помощи никогда не пропадает втуне.
Как помочь сыну, если у него тяжёлое психическое заболевание?
Благословите, батюшка! У меня год назад случилась беда. Моему сыну двадцать пять лет. Всю свою жизнь он был послушным, добрым, целеустремл ённым мальчиком, никто никогда не слышал от него плохого слова, не видел никогда грубости. Школу закончил с золотой медалью, всегда добивался всего сам, своим трудом. Окончив медицинский университет и получив диплом врача, к чему он стремился всю свою жизнь, он, однако, не сможет работать по специальности. Он психически заболел. Это заболевание сопровождается различными состояниями: печалью, унынием (депрессией), отчаянием, различными бредовыми идеями, эмоциональным оскудением, уменьшением любви в душе, леностью и т.п. Когда начиналось лечение, мы с сыном часто посещали церковь, почти каждый день, ему нравилось, он сам горел желанием идти в храм, исповедовался, причащался. Но после очередного обострения психоза (в храме ему стало плохо) всё как отрезало, и в церковь он наотрез отказывается идти. Сама я только год воцерковляюсь, духовного отца пока не смогла встретить. Батюшкам задаю вопросы по поводу своего сына, но ответы получаю очень разные: одни говорят, что надо ездить по святым местам (сын отказывается); другие, что надо чаще причащаться, но ему после причастия иногда становилось хуже. И когда нет веры, разве можно причащаться, это грех? Каким путём дальше идти, что делать — не знаю. У меня поэтому такой вопрос: как церковь относится к таким людям; как помочь им уверовать, воцерковиться; принадлежит ли им их сознание, воля; как соотнести с ними понятие греха того же уныния, лености и др.? Ищу православные материалы на эту тему, нашла только у Антония Сурожского совсем немного. Помогите мне, пожалуйста. Заранее благодарю, Светлана.
Уважаемая Светлана! Терпения Вам и укрепления в любви! Всякого рода трудные обстоятельства и скорби попускаются нам не для того, чтобы мы унывали, но для того, чтобы лучше искали спасения. А спасение, как известно из Евангелия, обретается взятием креста своего на себя. Видимо, Господь и попустил Вам такой крест, как болезнь сына. Вообще, каждый человек в той или иной степени болен, только степень эта бывает разной. Очевидно, что абсолютно здоровых людей почти нет. Так и Церковь относится ко всем людям, как нуждающимся в исцелении от греха, от болезней, связанных с тем, что человек ещё в Адаме и Еве утратил Бога. Другое дело, что все люди разные, и вера у всех тоже разная. В отношении сына Вам нужно стараться быть очень терпеливой и осторожной, нужно вести очень искусную политику: не давить, но держать в определённых рамках, не принуждать, но направлять к вере. Относитесь к нему, как к маленькому ребёнку, которого невозможно совсем бросить, оставить одного, но и невозможно во всём потакать, потому что это может плохо 364 365 кончиться. В таких ситуациях есть одна серьёзная опасность, которой желательно избегать, хотя это и бывает трудно. Она заключается в том, что любящая мать стремится с такой силой всей душой погрузиться в болезнь и проблемы своего чада, что совсем забывает о себе, о своих духовных нуждах, можно сказать, что забывает и о Боге. Вот этого делать нельзя. Как бы ни вёл себя сын, как бы он ни относился к Таинству Причастия, Вы сами не должны забывать об исповеди и причащении. Напротив, усердней черпать в Таинствах силы на то, чтобы жить по-христиански. Тогда, если Вы будете во всём стараться быть христианкой, это тоже будет иметь благодатное воздействие и на Вашего сына. Последнее может произойти не сразу, а будет осуществляться постепенно, порой годами, а то и десятилетиями. И, несомненно, что тот, кто не забывает о Боге, не замыкается на своих скорбях и болезнях в конечном счёте имеет благой плод своей веры и постоянную помощь Божию. «Стяжи, чадо, мирный дух, — говорит преподобный Серафим Саровский, — и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть, если Вы позаботитесь тоже стяжать этот Дух, то и Ваш сын спасётся.