Возможно ли послабление в домашнем молитвенном правиле при большой занятости?
Святой апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал 5:13). И по слову же Апостола, христианину должно непрестанно молиться. Под этим мы должны понимать не только совершение тех или иных молитвенных правил — утренних и вечерних молитв, акафистов или канонов — но и необходимость постоянной обращённости к Богу, которая может выражаться в небольшой молитве, например: «Господи, помилуй!» Известно, что преподобный Серафим Саровский, благословляя мирянам, обуреваемым житейскими попечениями, краткое молитвенное правило, вместе с тем говорил о короткой по форме, но непрестанной молитве, которая занимала бы всю протяжённость дня. Фактически правило преподобного Серафима для мирян призывает нас к научению постоянной молитве, а не к тому, чтобы поскорей от молитвы освободиться. Содержание личного молитвенного правила может быть предметом обсуждения с духовником, если таковой имеется. В конечном счёте, не человек для молитвенных правил создан, но молитвенные правила для человека. Те или иные послабления, в зависимости от степени занятости, могут быть уместны, в то время как душевредным будет оставление молитвы как таковой.
Просмотров: 1129