Национальные аспекты экстремистских настроений в новейшей истории России
Не проходит и дня, чтобы до нас не долетала информация, чаще всего искаженная или неполная, о бытовых происшествиях, ссорах и даже убийствах людей – представителей различных национальностей. Все это очень быстро обрастает слухами, преувеличениями и уже почти автоматически возникает напряженность в обществе, в межнациональных и, как следствие, межрелигиозных отношениях, перерастающая в экстремистские настроения и поведение.
Эти проблемы являются важнейшими не только для развития нашей страны, они крайне актуальны для выживания нашего общества уже сейчас, сегодня. Проявления экстремизма, которые, к сожалению, мы в последнее время наблюдаем, свидетельство недуга нашего общества.
Закономерно спросить: «В чем же причины этого недуга, почему отдельные личности, а зачастую и целые группы граждан объявляют войну всем и вся и прежде всего власти, прибегая к террору, взрывам и убийствам ни в чем не повинных людей? Пытаются ли они таким образом заявить о себе, решить какие-то проблемы, чаще всего политические и финансовые, а иногда и религиозные?»
В основе всех экстремистских действий лежат человеческие страсти, неутомимо подогреваемые, как извне, так и изнутри, средствами массовой информации.
На протяжении многих веков на территории России мирно уживались представители различных народностей и религий. Русская Православная Церковь с любовью и пониманием относилась и относится к другим конфессиям. Именно поэтому на протяжении веков и, можно сказать, до сих пор в целом комфортно чувствуют себя представители традиционных религий - ислама, иудаизма и буддизма.
С падением так называемого железного занавеса в нашу страну хлынули тысячи различных сект, в том числе и таких, которые негативно влияют на психическое состояние человека. Их иногда называют тоталитарными. Сектантское сознание формируется на поверхностных знаниях основ религии и на гипертрофированной оценке своего «я», на уверенности в собственной исключительности. Отсюда - шаг до экстремистских действий.
На разного рода совещаниях мы часто вспоминаем события годичной давности на Манежной площади. Причины этих событий, по первому впечатлению, в неадекватных действиях правоохранительных органов. Сотрудники милиции без достаточных к тому оснований отпустили подозреваемых в убийстве одного из болельщиков «Спартака» - Егора Свиридова. Причем лица, подозреваемые в убийстве, оказались жителями кавказского региона. Если бы убил русский русского, то никакого напряжения не возникло, подобные убийства совершаются сплошь и рядом. Не сам факт убийства возмутил болельщиков, а то, что этих подозреваемых отпустили.
Неприятие людей не своей национальности, тем более с Кавказа или из бывших средне-азиатских советских республик, накапливалось долгое время и периодически подогревалось и продолжает подогреваться различными случаями столкновений на бытовой почве. Ситуация усугубляется еще и тем, что местное коренное население «вымывается» массовым переселением в центральные регионы России как раз представителей этих народностей и республик. В России идет объективный процесс вымирания государствообразующего этноса. В городах все интенсивнее рабочие места захватываются приезжими. Причем приезжие часто даже не пытаются узнать культуру и традиции русского народа. Не считают нужным учить русский язык, уважать праздники и обычаи коренных жителей, чаще наоборот, привносят свои обычаи, свои неписанные законы.
Никто почему-то не задается вопросом, каким должно быть соотношение русского населения и приезжих – представителей неславянских народов, чтобы Россия не утратила свою идентичность. Именно этот вопрос становится основным в процессе самоидентификации личности, группы лиц или возбужденной толпы.
Говорят, русский, значит православный. На Манежной площади почти все были крещеные, но православные ли они? Может быть, один-два процента, кто случайно оказался тогда на этом месте и попал под влияние закона толпы. Господь учит любви к ближнему. И тот, кто не научен этой любви, является податливым материалом в руках провокаторов и экстремистов различных мастей.
Что же делать? Нельзя игнорировать интересы коренного, государствообразующего народа при предоставлении льгот и преимуществ добровольным или вынужденным переселенцам. Миграционные процессы надо согласовывать с мнением местного населения, с тем, чтобы они участвовали в принятии значимых для их будущего положения решений.
Очевидно, что одними указами демографию не изменишь. Но трезвую оценку перспектив развития нашей страны надо иметь, чтобы не повторить судьбу Византии: очень уж похожи параллели. Не имеет права Россия утратить свою р у с с к о с т ь. Достаточно посмотреть на близлежащие улицы у мечетей во время мусульманских праздников. Количество верующих на этих праздниках увеличивается с каждым годом в геометрической прогрессии.
Мир, в котором мы живем, меняется стремительно под воздействием процессов глобализации, затрагивающих все стороны нашей жизни. Но и в этом неспокойном мире нам надо научиться выживать совместно, независимо от различных религий, партий и интересов. Отчасти мы уже научились это делать. Мы не ведем религиозных споров. Стараемся, насколько это возможно, не затрагивать вопросы, которые могут привести даже к малой напряженности между верующими различных религий. Наоборот, с уважением относимся к праздникам друг друга, признаем позитивными, достойными уважения примеры нравственного отношения к старшему поколению, к детям, к женщине. Восхищаемся умением и волей отдельных руководителей субъектов Федерации не допускать на телеэкраны программы с эротическим содержанием, насилием, полностью исключать азартные игры и многое другое на своих территориях, что способствует сохранению физического и нравственного здоровья молодежи.
Вместе с тем, надо исследовать мотивацию крайних форм поведения человека, ибо поверхностное впечатление от происходящих событий еще не дает понимания его причин и сути.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей отмечал: «…когда нам сегодня говорят, что конфликты, которые имеют место среди нашей молодежи, продиктованы разными верами, то это глубочайшее заблуждение и неправда. Только безответственность и эгоизм может сталкивать людей; только лишенные разума могут вдохновлять приезжих, какими бы верующими они себя ни называли, на жестокость по отношению к местному населению, в результате чего погибают люди; и только искаженное мировоззрение может породить у местного населения реакцию, в результате которой опять-таки страдают и гибнут неповинные люди.
То, что с нами происходит, — это не конфликт вер. То, что с нами происходит, — это некая иллюстрация того, чем становится человек, который утрачивает всякую веру и живет вне человеческой нравственности.
Сегодня на просторах исторической Руси происходит возрождение веры. И как бы ни противодействовали те, кому это возрождение неприятно, оно совершается, но не потому, что кто-то приказал народу возродиться в вере, не потому, что кто-то перстом с высоты указал, кому и куда идти, а потому, что наш народ, пережив многие муки и страдания, понял — как, может быть, ни один другой народ — великую истину, что жить нужно с Богом и по Божиему закону».
Конечно же, пришельца надо накормить, это обычная норма любой религии, любой мало-мальски нравственной группы лиц.
Более того, посмотрите, как повелевает Евангелие вести себя христианину с другим человеком: «…кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф., 5:39-41). Более того: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф., 5:42).
В Ветхом Завете сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Иисус Христос говорит нам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф., 5:44-45).
Одновременно мы должны помнить и другие слова Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин., 15:13). Этими евангельскими словами руководствуются наши Вооруженные силы при защите Отечества, а правоохранительные органы при защите граждан от преступных посягательств. Именно на эти слова ссылался философ и правовед Иван Александрович Ильин в своей работе «О противлении злу силой» в ответ на «непротивленчество» Льва Толстого.
А если человек не хочет жить по заповедям Божиим? Если он не хочет слышать голоса своей совести? Если народ наш не осознает, что невозможно жить по законам языческого мира, то будет все, что захочет человеческая плоть. Будет безрассудство, будут самые страшные преступления, и никакие правоохранительные органы, никакие законы не остановят людей — человека могут остановить только совесть, только вера, только убеждения. И эти слова относятся ко всем — и к православным, и к мусульманам, и к людям других вер: только религиозная жизнь может удержать от подобного рода преступлений.
Предупредить экстремистские выступления можно, если мы поймем одну очень важную истину: насилием, злобой невозможно достичь своих целей. Сдержанность в поступках и мудрость в решениях помогут нам найти правильный выход из любых тупиковых ситуаций.
Еще 6 октября 2004 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было принято Заявление о противодействии экстремизму и терроризму. В этом Заявлении, в частности, было сказано: «Питательной средой экстремизма, паразитирующего на религиозных и национальных чувствах, является недостаток у широкого круга людей религиозных знаний и духовной практики, выдержанной в духе многовековых вероисповедных традиций. Под видом древних учений эмиссары экстремизма обычно проповедуют новые идеи, придуманные для оправдания насилия по отношению к людям другой веры. В то же время опыт религиозной жизни, опыт добрососедства и соработничества, накопленный верующими, остается невостребованным в национальных системах образования, воспитания и массовой информации.
Кроме того, экстремизм, прикрывающийся религиозными или национальными лозунгами, нередко эксплуатирует и такие традиционные ценности, как личная и общественная нравственность, любовь к своему народу. Преступники, декларирующие намерение захватить весь мир, пытаются обратить себе на пользу естественное стремление людей защитить свою веру и культуру перед лицом воинствующей секулярной глобализации. Экстремистская пропаганда становится привлекательной для некоторых из тех людей, которые не могут смириться с нравственной распущенностью, безрелигиозностью, социальной и экономической несправедливостью, царящими в современном обществе.
Причиной роста экстремизма в XXI веке стал духовный и нравственный вакуум, образовавшийся в жизни народов. Для устранения этого вакуума сегодня недостаточно только церковной проповеди. Необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации. Ответственность за это лежит на государстве, духовный смысл существования которого – в ограничении зла и поддержке добра. Настало время, когда народы наши должны вернуться к мировоззрению, основанному на твердых нравственных принципах, приобрести необходимые познания в религиозной области, обогатиться опытом диалога религий и культур. Это будет лучшей прививкой, убивающей смертельный вирус экстремизма».
Очень важный призыв - «обогатиться опытом диалога религий и культур». Однако и религия, и культура – принадлежность конкретного народа, конкретной нации. Но почему-то сегодня стараются уйти от национальности в паспорте, а значит, и в других документах. А разве это правильно? Веками спрашивали: какого ты роду-племени? Совсем еще недавно, лет двадцать пять назад, за ответом: «русский», «украинец», «белорус», «татарин», «калмык», «ингуш», «осетин», «грузин»… видели не только человека с его неповторимыми национальными чертами внешности, но и полноправного представителя народа с его языком, песнями и танцами, с особым складом ума, что всегда находило отражение в фольклоре, с особыми нормами поведения, но почти всегда уважительными. Может быть, все же не следует загонять в подполье национальный компонент? Может быть, мы еще не прошли точку невозврата к национальным ценностям?
Сейчас же чувства наши настолько обострены, что если кто-то скажет вдруг во всеуслышание: «Я русский!» или, более того, станет говорить о великой роли русского народа в отечественной истории, то его слова уже можно объявлять «экстремистскими».
По этому поводу представляется уместным привести точку зрения Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.
Отец Всеволод убежден, что существующий подход в российском и международном праве не предполагает «автоматического объявления экстремистскими любых высказываний, которые настаивают на истинности или ложности той или иной системы взглядов». Он обратил внимание на то, что большинство православных верующих настроены на конструктивный диалог и сотрудничество с религиозными меньшинствами, в первую очередь с традиционными. По его словам, религиозные общины России вполне способны, о чем говорит ее история, на диалог, который предполагает не размывание собственной идентичности, а «уважение к мнению собеседника или оппонента и одновременную готовность взаимодействия с ним в тех или иных делах, полезных для всех религиозных общин и общества в целом».
И еще очень важно, чтобы псевдорелигиозные группы не уродовали духовно людей. Не отрывали их от Родины, не делали их иностранцами в своей собственной стране.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с общественностью в Архангельске обратил внимание на то, что в таких группах под религиозной личиной осуществляется деятельность, крайне далекая от религиозных целей. «Само по себе то, что мы сейчас называем сектантством, явление очень болезненное, уродливое явление. В самом деле, появляется какой-то человек, который вдруг заявляет, что он и есть носитель Божией правды, что его религия – которую он сочинил – является самой «правильной» религией. Возникает вопрос: а до тебя-то что было? Что происходило до тебя? Как создавались великие цивилизации – христианская цивилизация, исламская цивилизация, другие? В этой сектантской деятельности есть отрицание истории, есть отрицание религиозного опыта других, есть попытка монополизировать религиозный фактор и подчинить его не декларируемым целям.
Вот в чем опасность – никто не знает подлинных целей тех людей, которые создают новые религиозные движения, привлекают туда адептов. Чаще всего это направлено против кого-то. В России это всегда направлено против Русской Церкви. Но ведь не только борьба с Русской Церковью – есть пафос отрицания своей истории, своей культуры. Эти люди не принимают ни Достоевского, ни Пушкина...
Самое главное, повторюсь, чтобы псевдорелигиозные группы не уродовали духовно людей. Не подчиняли их неизвестно чьей воле – неизвестно кого и где находящегося. Чтобы эти люди не отрывали детей от родителей; чтобы эти люди не спекулировали на человеческом несчастье, не обирали людей, оказавшихся в тяжелом духовном состоянии, состоянии одиночества, стресса, который часто порождается болезнями. Когда мы узнаем, что родители теряют детей, что кто-то теряет жилплощадь, деньги только потому, что некто, прикрываясь религиозной фразеологией, все это умело отобрал, одурачил, превратил своих жертв в легко управляемых несвободных личностей – это, конечно, представляет не только духовную, религиозную, но и общественную опасность».
Когда нарушается привычный образ жизни в обществе, всегда появляются люди, которые активно с этими изменениями не соглашаются, прежде всего тогда, когда жизнь ухудшается.
Распад Советского Союза на независимые государства породил множество проблем в сфере межнациональных отношений, которые, в свою очередь, в целом ряде случаев затронули - не всегда корректно - межрелигиозные отношения. Россия «скукожилась» и уже это создает некоторую напряженность, хотя территория ее так и остается самой большой территорией в мире. Внутри самой России во весь рост поднимаются все те же национальные и религиозные вопросы, обремененные не очень приятными экономическими и политическими проблемами.
Если раньше, в советское время, все мы жили как братья и сестры, не обращая внимания ни на цвет кожи, ни на акцент, то уже к концу так называемой перестройки началась зачистка национальных территорий от русскоязычного населения. Дома и квартиры в лучшем случае по дешевке скупались, а потом для русских настало время бежать, бежать, чтобы остаться в живых.
Если случается сбой властных отношений, то происходит разлад всех сторон общественной жизни, особенно экономической, вот тогда-то и начинают искать виноватых и непременно находят в лице человека или группы людей обязательно другой национальности и, как правило, другой религии. Здесь уж всякое нечаянное слово или опрометчивое поведение – квалифицируется как проявление экстремизма.
Вот читаем, казалось бы, прогрессивное конституционное положение – равноправие наций и народов. Статья 19 Конституции Российской Федерации гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Но вот вопрос: а гарантирует ли все это нам государство. А государство - это кто? Если нет духовного фундамента и авторитетной силы, то что есть государство?
И если мы семья народов, то кто же выступает в лице отца этой семьи? Когда все равны, всегда есть соблазн быть несколько равнее других. Дружба народов сохраняется либо на авторитете власти, либо на власти авторитета, когда тебя все уважают и любят.
Откроем Библию и прочтем, что Господь произвел от Авраама великий народ (Быт., 12:2), народ избранный. То есть были в истории ситуации, когда не все народы перед Богом, то есть перед высшей справедливостью, были равны. И это было угодно Богу. Не кроется ли в этом какой-то величайший смысл? Еврейский народ был народом, избранным с одной целью, чтобы через него пришел в мир Мессия, Иисус Христос – Спаситель Мира. После Его пришествия избранность ветхого Израиля прекратилась, перейдя к тем, кто принял Христа. Но евреи сочли иначе: Христа распяли и продолжили считать себя богоизбранным народом и ожидать своего мессию – антихриста.
Сегодня есть государства, для которых государствообразующая нация является приоритетной. Если мы возьмем самую близкую по многим позициям к нам страну Германию, то в ее Конституции записано:
«…немецкий народ признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека в качестве основы всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле» (Статья 1).
«Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, без предварительного извещения или разрешения» (Статья 8).
«Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации» (Статья 11).
«Все немцы имеют право свободно избирать профессию, место работы и учебы» (Статья 12).
«Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательной, исполнительной и судебной власти».
«Всякому, кто попытается устранить этот строй, все немцы имеют право оказывать сопротивление, если не могут быть использованы иные средства» (Статья 20).
Лишь дважды можно встретить слово «народ» в процитированном п.2 ст. 20, во всех других случаях говорится только о немцах. А как же другие народы, где же записаны их права? Тем не менее, никто не подвергает критике немецкую демократию.
Здесь есть некое обстоятельство, ставящее немцев в такое привилегированное положение. Численность населения Германии по данным 2004 года составила 82,5 млн. человек. Подавляющее большинство (91 %) – немцы. В ФРГ также проживают около 60 тыс., лужицких сербов (земли Бранденбург и Саксония), 50 тыс. датчан (северные районы земли Шлезвиг-Гольштейн), 12 тыс. фризов (Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн) и 70 тыс. цыган. Эти группы официально признаны государством национальными меньшинствами. Кроме того, в Германии постоянно проживают более 7 млн. иностранцев, большая часть которых - иностранные рабочие.
По национальному составу самая большая группа иностранцев - турки, почти треть от общего количества и около 2,4% от численности населения Германии, выходцы из Югославии - 0,9%, итальянцы - 0,7%, греки - 0,4%, поляки - 0,3%, хорваты - 0,2%, боснийцы - 0,25% и граждане Австрии - 0,2%. Подавляющее большинство немцев вполне терпимо относится к таким рабочим, не выражает по отношению к ним неприязни, за исключением групп немцев с расистскими и неонацистскими настроениями.
Однако в условиях массовой безработицы среди коренных жителей страны пребывание миллионов иностранных рабочих объективно создает значительный конфликтный потенциал. Иностранцы стали в Германии серьезным экономическим фактором.
Сравнивать Россию с Германией не совсем правильно, но некоторые особенности государственного устройства мы перенимали и раньше. Екатерина II приглашала в Россию именно немцев – специалистов из различных областей промышленности, кораблестроения, сельского хозяйства, да и общественного устройства тоже. Екатерина Великая восклицала: «Россия – не государство. Россия – вселенная! Сколько в ней климатов, сколько народов, сколько языков, нравов и верований».
Россия является одним из самых многонациональных государств мира. Самым многочисленным народом в России являются русские. Их численность по переписи 2002 года — 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте — татары (5,6 млн, или 3,8 %), на третьем — украинцы (2,9 млн, 2 %), на четвёртом — башкиры (1,7 млн, 1,2 %), на пятом — чуваши (1,6 млн, 1,1 %), на шестом — чеченцы (1,4 млн, 0,9 %), на седьмом — армяне (1,1 млн, 0,8 %).
К сожалению, нет данных по национальному составу России по переписи 2010 года. И это еще одна проблема – стремление организаторов переписи скрыть национальный состав России. По совершенно непонятным причинам национальность объявляется интимным делом каждого человека. Но если твоя национальность видна на твоем лице со всех сторон, куда ты денешься? Надо гордиться своей принадлежностью к той или иной нации, но одновременно и делать все возможное, чтобы твой народ был уважаем в семье других братских народов. Чтобы не держали друг друга в рабстве и не издевались друг над другом. Если все, что сейчас происходит, не кончится миром, то напряженные межэтнические отношения перерастут в страшную катастрофу и великий хаос.
По общепринятым нормам мононациональной страна может быть в том случае, когда государствообразующая нация составляет 90 и более процентов, как, например, в Германии. Именно поэтому такое внимание уделено правам немцев, которые специально зафиксированы в Конституции. Россия не дотягивает до этой цифры каких-нибудь 10-12 процентов.
Германия опирается на свой немецкий народ, как на стержень, который обеспечивает всю жизнедеятельность нации и государства, причем не только немцев, но и представителей всех народностей, так называемых национальных меньшинств.
Впрочем, Россия всегда в своей истории опиралась на русский народ – народ-Богоносец, который в сражениях за свое Отечество в боевых порядках нес хоругви с изображениями Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, а также небесного покровителя воинов-победителей – Архистратига Михаила. И почти всегда русские побеждали, теряя на полях боев своих героев - когда мало, когда - много, а когда - очень много. Как было это в последнюю войну.
Высокую оценку подвигу русского народа в Великой Отечественной войне дал И.В.Сталин. Выступая на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 года, он сказал: «Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост. Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»). Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества — над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие! За здоровье русского народа! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты)».
Как бы мы ни относились к Иосифу Сталину, как бы ни оценивали сегодня то время, но это наша история, и в тот момент в словах о русском народе звучала истина.
Однако, спустя немногим более полувека, мы имеем совершенно иную ситуацию. Русских в Москве, оказывается, всего 31 процент. Русский народ по инерции пытается играть роль великороссов, но только по инерции, да еще потому, что без русского языка не могут пока обходиться. Хотя где-то на окраинах мегаполиса русская речь слышится все реже. Власть не терпит слабых рук – это уроки истории. События последних месяцев, особенно этих дней после парламентских выборов провоцируют русскоязычное население на экстремальное, нет, не поведение, еще пока только мышление. Так или иначе, в умах зреет крупномасштабный национальный конфликт. Когда он созреет, тогда народ поймет, что отступать некуда. Когда, наконец, русские проснутся, то увидят, что в их дома уже пришло Куликово поле.
Почему мы уже не чувствуем себя хозяевами в своем доме? Нас, русских, в целом по России по-прежнему много. Но все ли русские являются русскими? Мой сосед по дому, совсем молодой человек, несколько раз говорил мне, что он русский и москвич в пятом поколении, но некрещеный. Не будем вспоминать слова Федора Михайловича Достоевского, каким становится русский человек без Бога. Но здесь напрашивается очень важный вывод: когда русские на протяжении своей истории жили с Богом, то есть были православными, тогда русский народ играл ведущую роль на всем пространстве своего Отечества. И эта ведущая роль признавалась другими державами, причем не только ближними, но и дальними. Как только русские в большинстве своем потеряли свою русскость, то есть перестали быть верующими православными христианами, то эта ведущая роль утратилась сама собой. А «русские», считающие себя таковыми по факту своего рождения от русских родителей и прародителей, могут стать, и зачастую становятся, той силой, которую лукавые лозунги влекут к слепым поводырям. К сожалению - и это характерная наша черта - объединить русских на благое дело может только крайняя ситуация, когда всем станет очевидно, что страна разваливается, что защищать ее уже некому ни от внешних волков, ни от внутренних взяточников. Тогда только могут появиться Александр Невский и Димитрий Донской.
Увы, русский народ постепенно утрачивает, если уже совсем не утратил свою лидирующую роль в семье братских народов. В этих условиях на постсоветском пространстве России в целом ряде субъектов федерации появляются новые молодые и сильные лидеры, способные организовать вокруг себя целые регионы. С одной стороны, это может провоцировать центробежные тенденции, с другой – русский народ, опомнившись, может предпринять попытки вернуть себе утраченную роль лидера народов. Особенно опасны эти тенденции в период выборов в центральные органы власти.
Что же делать? Надо, наконец, понять, что без нравственного возрождения, без обращения всех, кто считает себя русским, к духовным истокам Святой Руси, мы станем рабами на своей земле.
И, конечно же, нужно сближать народы через культуру, через общегосударственные, идейно обеспеченные совместные проекты, через преодоление стихийных и иных бедствий. Примириться можно только в одной упряжке, в одном окопе (дай Бог, чтобы войны все же не было). Через приобретение нравственных ценностей наши народы уже возвращают доверие и любовь друг к другу. Помогай нам Бог!
Протоиерей Александр Шестак