Вопрос священнику
Как отличить суждение от осуждения?
Как отличить суждение от осуждения?
Часто между суждением и осуждением грань очень тонкая — особенно в различных разговорах и обсуждениях жизни и поступков третьих лиц. Здесь барометром также должна быть наша совесть. В борьбе с осуждением важно не участвовать в праздных разговорах, отгонять молитвой приходящие на ум осуждающие мысли и не забывать о собственных грехах и неблаговидных поступках. «Бегай всегда чрезмерностей и недостатков в добродетелях, а ищи претрудно середины, чтобы творить всё в своё время и в должной мере… Одна только чрезмерность благословенна — это любить врагов, быть в мире с ненавидящими, благотворить злотворящим, благословлять клянущих и злословящих, любить всякого человека, как себя и даже более себя, как и Христос возлюбил нас» (Палестинский патерик. ТСЛ, 1996. С. 104).
Почему мы не достойны даров Божиих?
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, почему Вы говорите, что мы не достойны Божиих даров, если Иисус говорил, что будем делать больше, чем он? Татьяна.
Святые отцы, истинные ученики Христа, за время всей новозаветной эпохи сотворили очень много добрых дел — среди разных народов и на разных континентах, потому что время самой евангельской истории, когда Сам Христос ходил по этой земле, ограничивается тремя с половиной годами, после чего (после Своей Крестной жертвы и Воскресения) Господь восходит на небеса. Однако всё то, что совершают святые, осуществляется силой Божией, богочеловеческим действием, а не одними человеческими силами. Христос, когда указывает, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин 14:12), говорит о силе веры, а не о достоинстве или равночестности его учеников Ему Самому. Кроме того, мы можем обратить внимание на другие слова Христа Спасителя в Евангелии: «Так и вы, когда исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17:10). Согласитесь, что данный императив, уподобляя делателя «рабу ничего не стоящему», вовсе не призывает христианина думать о каком-то своём достоинстве по отношению ко Христу Спасителю.