Воскресное Евангелие (11)
Когда апостол Петр отрекся от своего Учителя и Господа, у него на душе было очень тяжело. Всегда у человека, который совершит какой-то плохой поступок, на душе бывает ужасно скверно, уныло, все приносит боль, его мысль все время к этому возвращается, ему не хочется даже жить, он испытывает глубокое разочарование во всем, и прежде всего в самом себе.
Воскресное Евангелие 7-е
Сегодня мы в Евангелии читали, как Петр и Иоанн бежали ко гробу, где лежало тело Иисусово. Почему они туда побежали? А потому, что их сокровищем был Христос, поэтому к Нему они и устремились. Господь сказал совершенную истину: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". К чему сердце прилепляется, тем человек и живет.
Проповедь на Евангелие о бесноватом отроке
Произнесена 1 мая 1986 года.
Ceгодняшнее воскресное Евангелие от Марка повествует нам об исцелении бесноватого отрока. Однажды один человек от народа подошел к Господу Иисусу Христу и говорит: "Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли".
Мудрость мира и мудрость чистого сердца
Вам, моей пастве, скажу я те слова, которые св. апостол Павел написал пастве своей филиппийской, а вы вложите их в сердце свое: Молюсь о том, чтобы любовь ваша все более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в День Христов (Флп. 1, 9).
Как их понять? Как любовь наша должна возрастать в познании и всяком чувстве? Есть две, совершенно различных, области знания. Одна та, которой занимаются все ученые: они исследуют природу и все совершающееся в ней, накапливают огромные познания мудрости мира сего, а другая — та, которой достигают и люди совсем неученые; для восприятия этого познания надо только иметь чистое сердце.
О терпении
В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: "…терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21, 19). О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши?
Если, по слову Христову, так спасительно терпение, то его можно поставить рядом с царицей всех добродетелей – смирением, рядом с кротостью, и надо нам глубоко вдуматься в слово Господне о терпении. Постараемся же по мере нашего слабого ума понять значение слов Христовых. Для этого нам нужно вспомнить, что человек состоит из духа, души и тела, и что все тяжелое в жизни нашей – болезни, скорби житейские, обиды и оскорбления – все переносим мы этим трехчастным естеством нашим – и духом, и душею, и телом. Физические боли, страдания от болезней воспринимаются, нередко в сильнейшей степени, душой и духом нашими. Наш мозг и вся нервная система заведуют всеми нормальными и болезненными процессами в теле нашем, регулируют и координируют их. А дух наш властвует и над душой.
...и обрящете покой душам вашим
Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на Себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. И обрящете покой душам вашим”.
Знаю, знаю, как обременены вы жизнью и трудами, как нужен вам покой. Пойдем же к Нему, Спасителю нашему, Зовущему нас, научимся от Него – и обрящем единственно подлинный и блаженный покой.
Научимся от Него смирению, которое так ярко проявилось уже при рождении Его в скотском загоне, в яслях вифлеемских.
Подумаем о том, какие гонениям подвергался Он всю жизнь Свою: уже новорожденным младенцем спасался Он в Египет от хотевшего убить Его Ирода.
Воскресное Евангелие (10)
Петр с апостолами, своими друзьями, пошел ловить рыбу. И когда они, проловив долгое время, ничего не поймали, то, подплывая к берегу, увидели Человека, Который сказал: «Дети! есть ли у вас какая пища?» — и велел им снова забросить сеть. Они забросили и поймали множество рыб, как потом оказалось, сто пятьдесят три. И Иоанн сразу шепнул Петру и всем остальным: «Это Господь». Как он это почувствовал? Он был самый любимый ученик Спасителя, потому что больше всех любил Христа. И вот эта любовь к Богу дает возможность каждому человеку открывать для себя присутствие Божие в самых обычных вещах и делах.
За жизнь мира
Как ни часто бываете вы в храме при совершении Божественной литургии, но вам недоступно знание важнейшей и святейшей части великого таинства Тела и Крови Христовых, ибо оно совершается священником тайно, при закрытых царских вратах, и до слуха вашего доносятся только отдельные возгласы священника.
Но важно вам знать, что при закрытых царских вратах, когда хор поет "Тебе поем, Тебе благословим…", наитием и действием Пресвятого Духа, по молитве священника совершается великое таинство Пресуществления хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы за жизнь мира.
Воскресное Евангелие (9)
В сегодняшнее воскресенье, называемое Неделей по Богоявлении, мы читали Евангелие от Иоанна, которое заканчивается такими словами: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».
Ни одна иота не прейдет в законе
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 17-18).
Эти слова Господа нашего Иисуса Христа, вероятно, во многих из вас возбуждают недоумение. Как это Господь говорит, что ни одна иота, ни одна черта не прейдет в законе, что все исполнится?
А разве многое не отменено Самим Господом Иисусом в законе Ветхозаветном, данном чрез Моисея?
Воскресное Евангелие (8)
Стояла Мария Магдалина у гроба и горько плакала. Отчего человек плачет? Чаще оттого, что ему плохо или больно, и реже от радости. Бывает и заболевание, когда глаза на мокром месте и человек готов рыдать по любому поводу, но если все более-менее в порядке, то обычно плачут от каких-то глубоких переживаний, это в некотором смысле защитная реакция души.
Господь послал Своих учеников на проповедь
Сегодняшнее Евангелие повествует нам о том, как Господь послал Своих учеников на проповедь. Они еще не были во всей полноте апостолами, но Господь уже дал им благодать Божию, чтобы проповедовать Царствие Божие, исцелять больных и бесноватых, и они разошлись во все концы Палестины, прошли по ее городам и весям. Господь велел им не брать с собой ничего: ни посоха, ни сумки, ни хлеба, ни денег, даже по две одежды не брать в запас. Так Он приучал их всю надежду полагать на Бога: «трудящийся достоин пропитания», поэтому ни о чем не беспокойтесь, идите с Богом.
Воскресное Евангелие (6)
Когда Господь воскрес и явился Своим ученикам, он «отверз им ум к уразумению Писаний». Священное Писание — это такая книга, которая является самой распространенной в мире, самыми большими тиражами выходит и выходила и переведена на самое большое количество языков. Но тем не менее эта книга для подавляющего большинства людей является закрытой, потому что люди просто не разумеют, что там написано.
О подвиге Веры
Сегодня мы читали Евангелие о том, как Лука и Клеопа на пути из Иерусалима встретили Христа, но не узнали своего Учителя. А когда на трапезе Господь преломил хлеб, они Его узнали, но Он стал невидимым. Почему так? Неужели Он сразу не мог открыться им? И зачем Он стал невидим, в чем тут дело?
Воскресное Евангелие (5)
Очень часто, когда человек увлекается какими-то разговорами, обсуждением вещей, в которых обычно недостаточно сведущ, он, как Лука и Клеопа удалялись от Иерусалима, незаметно для себя удаляется от Бога. Человек удаляется от Бога через осуждение, через обсуждение, через всякий обмен мнениями, потому что во время праздных разговоров очень трудно сохранять благоговение и память Божию.