Воскресное Евангелие 7-е

Сегодня мы в Евангелии читали, как Петр и Иоанн бежали ко гробу, где лежало тело Иисусово. Почему они туда побежали? А потому, что их сокровищем был Христос, поэтому к Нему они и устремились. Господь сказал совершенную истину: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". К чему сердце прилепляется, тем человек и живет.

Один своими семейными драмами, другой детьми, третий политическими событиями, а четвертый кого-то осуждает, этим живет, все думает: вот он такой-сякой. И так два дня проходит, три, а он постоянно в этом. Для нашего падшего существа это, к сожалению, обычное состояние, но такое устроение неправильное, потому что христианин должен сердцем и умом устремляться к Богу, ввысь, к Царствию Небесному - и тогда все выстраивается совсем иначе. Это не значит, что человек остается холоден, когда кого-то убили, не проявляет сочувствия или что он не заботится о своих близких, о детях, о жене, о муже. Нет, совсем нет, но это перестает быть всепоглощающей страстью.

Поэтому каждому из нас неплохо бы понаблюдать за собой, подумать: а чем я живу? Вот чем я живу, тот я и есть. Если я живу Христом, значит, я христианин. Если мое сердце принадлежит чему-то больше, чем Христу, и это занимает мои мысли, мои чувства, то, значит, я именно таков, потому что сердце наше принадлежит нашему сокровищу, тому, что для нас является сокровенным, любимым, драгоценным. Но всякая иная драгоценность помимо Бога есть идол, грех. Собственно, это-то и есть грех! Грех не обязательно какой-то нехороший поступок, хотя всегда этим кончается. Когда человек живет не Богом, не старается в Бога богатеть, это обязательно выявится какой-то ужасной несуразностью, какой-то жуткой ситуацией, тупиком, в который человек сам себя загонит, потому что не интересуется самым главным, "единым на потребу": он, как морж, выныривает раз в неделю или в две недели в церковь, а потом ныряет опять в пучину своих или чужих страстей - вот это очень живо его интересует, этому он посвящает много времени, сил и энергии души. И конечно, как следствие - полный разор в душе. Потому что если мы будем жить чем-то таким мирским, то вся мерзость мира будет пребывать в нашей душе.

Господь нам заповедал: "Не любите мира, ни того, что в мире", потому что там "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская". Все в мире наполнено только этими вещами - тем, что человек увидел и захотел, а еще гордостью и тщеславием: обязательно себя как-то возвеличивать, настаивать на своем. Любую коллизию разложи на простые элементы, все складывается из этого: желание глаз - зависть; желание плоти - угождение плотской своей сфере: поесть, попить и все прочее, что к этому относится; ну и гордость. Это обязательно. А Господь заповедал нам этого всего не любить, потому что это мешает видеть главное, "единое на потребу", мешает нашей жизни духовной, отвлекает от нее. Поэтому надо препятствовать поползновениям дьявола таким образом завладеть нашей душой, надо с этим отчаянно бороться, бороться с проявлением всяких мирских интересов, потому что это греховные интересы, страстные.

Почему большая часть человечества с такой страстностью смотрит телевидение? Многие, когда отваливаются от ящика, плюются, жалеют о потерянном времени, жалуются, что голова болит, но потом, как после водки, хотят опять. На чем зиждется эта страсть, какие глубинные механизмы тут действуют? Это похоть очей: хочется узнать, посмотреть, развлечься. А нам нельзя развлекаться, надо, наоборот, стараться как можно больше отсекать все внешнее. Потому что мы, к сожалению, очень немощны и если будем распыляться на внешнее, то внутренне никак не сможем преуспеть. Поэтому приходится чем-то обязательно жертвовать. Так лучше жертвовать всем мирским, нежели духовным. Потому что мирское - это преходящее. Хотя в данный момент человека может и волновать, кто у кого с каким счетом выиграл, но через два месяца это уже не имеет никакого значения и команда может съехать в самый низ турнирной таблицы.

Конечно, понять это легко, но очень трудно преодолеть, потому что человек по своей лени всегда идет по пути наименьшего сопротивления. Читать Псалтирь трудно - болтать легко. Вроде механизм тот же: вибрируют голосовые связки. Но почитал Псалтирь минут пять, уже и голос устал, и стоять трудно - а болтает три часа без умолку и вроде никакой усталости не чувствует. В чем тут дело? Внешне действие одно и то же, но в одном случае уж такая усталость, что просто сейчас умру, а в другом ничего, как-то обходится. Все дело в страсти, страсть помогает преодолевать естественную человеческую немощь. Обычному человеку, который в мире живет, кажется, что он делает все, что хочет. А на самом деле он не то, что хочет, делает, а ровно то, что ему дьявол диктует: то этого захотелось, то того, и человек послушно исполняет, а дьявол его таким путем от страсти к страсти ведет к определенной цели, самим же дьяволом намеченной, и приводит к закономерному концу.

Человек обычно идет на поводу у своих страстей, а христианская жизнь - это, наоборот, попытка с помощью Божией все свои страсти обуздать и тем самым приобрести свободу от них. Поэтому нужно все страсти по возможности отметать. Но каждый, кто в этом направлении что-то пытается делать, всегда видит всю невозможность самому это исправить. Вот кипит мой разум возмущенный, и все. И что тут делать, куда деваться? Только встать на коленочки и скрепя сердце начинать молиться. Иной говорит: я молиться не могу. Ну, не молись, читай "Отче наш". Не спеша, спокойно, один раз читай, два, три, четыре, пять, пятнадцать. Потом загляни в свое сердце - и увидишь: легче стало. Все-таки Господь за твой труд приблизился к тебе и эту тьму некоторым образом разогнал. И теперь, когда чувства пришли более или менее в порядок, надо начинать молиться Богу: Господи, Ты видишь, чтó со мной творится, какой я несчастный человек, до чего я дошел, как мне тяжело, как мне грустно, как мне скорбно, как мне уныло, как отчаянно. А из-за чего? Из-за того, что у меня внутри все кипит. Ты отгони от меня всю эту бесовскую рать, избави меня от "обстояния бесовского". Вот они, бесы, меня окружили и в меня стреляют, "разженные стрелы лукавого" вонзаются в мое сердце.

В этот момент, хотя внешне вроде ничего не происходит, в мире невидимом идет жесточайшая борьба. А победить в ней очень легко. Почему? Потому что побеждать нужно не своей силой. Нужно только понудить себя на молитву. Когда двигаешь тяжелый шкаф, в первый момент сопротивление шкафа силе, с которой ты на него нажимаешь, велико: он тяжелый. А если он немножко сдвинулся, то дальше уже поехал легче. То же самое и с молитвой. Первое здесь - усилие: заставить себя встать на молитву, заставить себя произнести первые слова, перекреститься, то есть заставить себя поступить по заповеди. Для этого нужно направить волю на несогласие с тем, что дьявол завоевывает мое сердце.

Многие запойные алкоголики мучаются: вроде не пьет, не пьет, все хорошо, а потом опять запил. Но на самом деле бросить пить не составляет никакого труда, нужно только каждый раз этот приступ, желание выпить преодолевать. Потому что если человек пристрастился к табаку или если он наркоман, это тяжело, это постоянно ноет. А постоянного желания выпить, если ты не с похмелья, не существует, это чисто психологический момент, и, если бы была хоть какая-то воля, человек смог бы его преодолеть. Поэтому пьяницы обычно люди безвольные. Часто мы видим, что хорошие мастера спиваются, потому что тут налили, там налили, а воли отказаться нет. Нередко среди алкоголиков встречаются люди очень добрые, безобидные, а воли нет противостоять злу, и постепенно человек съезжает, потому что организм-то не выдерживает: годик попил, два попил, и все, на четвертый уже вторая стадия, никуда не денешься, приходится лечиться, помогать всякими психотропными средствами, которые как бы заменяют волю, немножко дают облегчение этих состояний. А нужно-то вообще пустяк: когда налили - отказаться.

Вот, допустим, в среду мы колбасу есть не будем, хотя иногда так и хочется. Но если себя уговорил, преодолел, ведь не умрешь же, ничего страшного, подумаешь, колбаса. Просто нужен обязательно навык. Потому и нет Православия без поста, что не бывает у грешного человека настолько сильной воли, что, не упражняясь в посте, он может какую-то страсть преодолеть. И часто замечаешь: хороший человек, и умный, и талантливый, но, если он не постится, он никакую страсть не может преодолеть. Потому что начинается это преодоление с воздержания. А если он не может от чего-то отказаться, то он не может, наоборот, и нечто доброе сделать. Поэтому кто не постится, тот не может понудить себя и на молитву, потому что молитва всегда сопряжена с некоторым усилием, понуждением себя.

Господь сказал: "Царствие Небесное нудится". Только кто сможет себя понудить, и понуждать постоянно, тот может сдвигаться в сторону Царствия Небесного, постепенно от мира отходить. Потому что этот мир есть нечто преходящее, временное: сегодня большевики, завтра коммунисты, потом опять большевики. Нельзя сказать, что это нас не затрагивает. На нас все влияет, даже луна влияет на приливы, на отливы. Но это же неважно; важно то, что у меня в душе. Совершенно неважно, какая будет внешняя жизнь, приспособиться к этому не так уж трудно. К чему только люди за свою жизнь не приспосабливаются. Разные совершенно бывают ситуации. Человек без рук, без ног остается, и то в конечном итоге каким-то образом его жизнь устраивается, хотя это и большое неудобство. Потому что на самом деле по большому счету это не так важно, если, конечно, у человека нет зависти к тем, у кого руки и ноги целы. Вот если есть зависть, то попробуй приспособься, так и будешь всю жизнь роптать, что вот они здоровые, а я больной.

Поэтому каждому из нас нужно по силе возможности, насколько есть эта сила, навык преодоления своих страстей все время приобретать. Тогда мы сможем жить спокойней, радостней, в нашей душе поселится мир. Это не значит, что нас не будет ничто смущать. Нет, все время будут бури накатывать, и чем больше у нас будет навык в преодолении, тем каждое последующее искушение будет сильнее, тоньше; чтобы преодолеть его, нужно будет больше и опыта, и больше воли. Почему так? Казалось бы, достиг какого-то мастерства в духовной жизни, вроде надо и отдохнуть, почить на лаврах. Но нет, это только большой спорт можно покидать, а духовную жизнь нельзя покинуть никак, это процесс перманентный. Как только ты прекратил жизнь свою духовную - сразу скатился вниз, на самый ноль, причем не только на самый ноль, а ты еще будешь весь разбит, то есть будешь в гораздо худшем состоянии, чем то, в котором ты начинал. И очень трудно будет опять наверстать. У кого есть такие неприятные опыты, кто бросал поститься или бросал правило читать, даже если это небольшое правило, тот знает: попробуй опять начни - это гораздо, несравненно тяжелее, чем тогда, когда ты начал его читать впервые, не имея никакого навыка. Поэтому лучше себя таким опасностям не подвергать, а плохо-бедно стараться изо всех сил держаться на плаву, что бы ни случилось. И это даст возможность бури житейские преодолевать.

А для чего Господь попускает искушения все больше, все сложнее, все труднее? Только для того, чтобы улучшить качество нашей души, улучшить качество наших поступков, приблизить нас к Себе, закалить, потому что в искушениях, в этом горниле испытаний, у нас отпадают греховные страсти. Раз человек преодолел, два раза преодолел, три преодолел, а потом и страсть начинает утихать, постепенно ослабевать, а потом, может быть, Бог даст, и вообще исчезнет или не будет проявляться. Это же великое дело, потому что вместо этой страсти: раздражительности, гнева, крикливости, болтливости, еще чего-нибудь - ведь свято место пусто не бывает - может вырасти христианская добродетель, которая привлекает благодать Божию.

Каждый человек, который трудится душой, привлекает этим благодать Божию. И хотя это все очень трудно, очень тяжело, болезненно: нужно смиряться, нужно терпеть, преодолевать свое раздражение, преодолевать уныние, гнев, все время преодолевать, преодолевать без конца,- но зато наградой бывает спокойное, ясное сердце, радостная молитва, любовь к Богу, сочувствие к ближнему. То есть появляется в душе то, чего раньше никогда не было. Все само начинает расцветать, как дерево из зерна горчичного вырастает постепенно в душе. Только надо упорно, упорно этим заниматься и бояться сломать какую-нибудь веточку этого дерева, быть очень осторожным, осторожно к своей душе относиться.

Сокровище наше, оно должно быть здесь: надо заниматься своей душой. И вроде бы формально: о, какой эгоизм, если все "я" да все собой заниматься. А на самом деле нет, потому что плоды этого обращены вовне. Когда человек созидает свое внутреннее, он познает опытно любовь Божию, и от этого у него рождается любовь к ближнему. А ведь ближнему никак не поможешь, если у тебя нет к нему любви. А если есть любовь, то, наоборот, это делать гораздо легче, все становится преодолимо. И вроде бы человек занимался своей душой, а благодаря этому смог и ближнему своему помочь, и все устроилось благополучно и к славе Божией. Почему так? Потому что это есть закон Божий.

Закон Божий заключается не в том, что Моисей родился в таком-то году, туда-то пошел, кого-то привел, накормил. Иисус Навин, Амалик, Нагорная проповедь, там десять заповедей, тут девять - это все представляет определенный интерес, статистический скорее, справочный, но подлинный закон Божий иной. Закон Божий - это закон благодатной жизни, то есть иной принцип бытия. И по милости Божией, святые отцы, которые опытно прошли путем духовной жизни, оставили нам свои письмена, и мы имеем возможность тоже этим путем следовать - в ту меру, которая для нас возможна, потому что у каждого свои возможности, выше головы не прыгнешь, немножко улучшить свой рекорд возможно, но чуть-чуть, больше никак не сделаешь. Но только это и является жизнью духовной.

Поэтому как бы мы ни развлекались, как бы мы ни отвлекались, надо иметь в себе волю, веру, стремление все-таки все время возвращаться. И этот возврат - это есть покаяние. Поэтому те чувства, которые нас обуревают, кроме чувства любви к Богу, желания Ему послужить, по определению есть чувства греховные: что не направлено к Богу, все грех. Даже любовь к собственному дитяти, внуку, родине, партии, еще к каким-то высоким вещам, если это помимо любви к Богу,- это все греховно, безусловно, абсолютно. Потому что все, что отделяет человека от Бога,- это и есть грех. Поэтому любое наше действие надо всегда с этой точки рассматривать.

Вот многие спрашивают: хорошо это или плохо, нужно это или не нужно? Нужно мне дом покупать в деревне или не нужно? А ты подумай: приблизит это тебя к Богу или удалит? И тогда все будет сразу ясно. Надо все время исходить из этого. Я однажды старца вопрошал об одном человеке: угодно ли Богу, чтобы ему в брак вступить, или не угодно, потому что вроде бы неплохо этого человека таким образом пристроить. Он ответил: ну, пристроить-то формально вроде неплохо, но для духовной жизни это маловато. То есть показал, что вопрос лежит совершенно вне сферы духовной жизни, а значит, это совершенно и непринципиально, сразу получается какая-то чушь и глупость.

Поэтому мы должны отвергать все, что не служит нашему духовному выздоровлению, нашей духовной жизни, нашему внутреннему миру. Причем не надо путать внутренний мир духовный с равнодушным, отупелым, самодовольным существованием. Нет, христианство - это не есть свинство, отнюдь, совсем даже наоборот. И сегодняшнее Евангелие говорит, что у апостолов, хотя они многого не понимали в духовной жизни, все-таки центром их жизни был Христос. И вот они к Нему устремились, к тому, чтобы Его тело осязать - это была та форма, в которой они могли оказать Ему любовь. Так же и мы должны во всем предпочитать Христа. Помоги нам в этом Господь. Аминь.

Просмотров: 391