Воскресное Евангелие (5)

Очень часто, когда человек увлекается какими-то разговорами, обсуждением вещей, в которых обычно недостаточно сведущ, он, как Лука и Клеопа удалялись от Иерусалима, незаметно для себя удаляется от Бога. Человек удаляется от Бога через осуждение, через обсуждение, через всякий обмен мнениями, потому что во время праздных разговоров очень трудно сохранять благоговение и память Божию.

Сегодняшнее воскресное Евангелие повествует нам о том, как апостолы Лука и Клеопа шли из Иерусалима в Еммаус и горячо обсуждали все, что произошло в эти дни в Иерусалиме: как схватили Господа Иисуса Христа, как Его неправедно приговорили к смерти и распяли и как их сестры и братья были на гробе Господнем и не нашли там тела Иисусова. Очень часто, когда человек увлекается какими-то разговорами, обсуждением вещей, в которых обычно недостаточно сведущ, он, как Лука и Клеопа удалялись от Иерусалима, незаметно для себя удаляется от Бога. Человек удаляется от Бога через осуждение, через обсуждение, через всякий обмен мнениями, потому что во время праздных разговоров очень трудно сохранять благоговение и память Божию. Всякий разговор рассеивает, поэтому часто, беседуя даже о духовных предметах, люди потом замечают, что они не то что обогатились, а, наоборот, душа их опустошена. То немногое, что собрали, все расточили, и в душе пустота.

Но Господь никогда не оставляет человека, тем более такого, который верует в Него. Вера не дает удалиться от Бога, и этот евангельский эпизод показывает, как воскресший Господь, чтобы вернуть Луку и Клеопу в Иерусалим, поравнялся с ними и завел разговор о событиях последних дней. И что характерно, апостолы говорят: «Неужели ты не слышал, что было с Иисусом Назарянином?» Они не сказали: «С Иисусом Сыном Божиим», потому что вера их уже поколебалась, они уже забыли, как Господь много раз заранее говорил, что Он воскреснет. Они начали сомневаться, хотя Господь никогда не давал им повода в Нем усомниться.

И вот, когда они прошли часть пути и день склонился к вечеру, Лука с Клеопой нашли себе ночлег, а Господь сделал вид, что Ему нужно идти дальше. Но они сказали: «Останься с нами, поужинай». И это доброе дело по отношению к путнику совершило чудо: когда Господь благословлял трапезу, они Его узнали. И как только узнали, Он стал невидим. Спрашивается, почему Он с ними не остался? А потому, что в этом уже не было никакой нужды. Господь достиг того, чего хотел: они поняли, что Он с ними. Вот так же Господь заботится и о каждом из нас. Мы, конечно, далеки от апостолов, но тем не менее, когда мы удаляемся от Иерусалима, Господь идет с нами и хочет нас вернуть. И если мы совершаем какие-то добрые поступки, та благодать, которая приходит, чтобы помочь их совершить, делает нас зрячими. И тогда мы можем узреть Господа, тогда в любом человеке рядом с собой мы можем увидеть Иисуса Христа, Которого не узнавали из-за помраченности нашего ума.

Господь сказал: «Что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне». Апостолы не упустили возможности сделать добро, разделить ночлег и ужин с путником, и этот путник оказался Христом, они узрели Господа. Мы же часто поступаем совсем наоборот, мы не стремимся творить добро, мы согрешаем, а любой грех тянет за собой следующий, и каждому чудовищному поступку всегда предшествует то, что человек удаляется от Господа. Если же человек постоянно трудится над своей душой в молитве, в бдении, в посте, в чтении Священного Писания, постоянно готовится к Святому Причащению, он не может впасть в тяжкие прегрешения, потому что для этого сперва нужно удалиться от Церкви, потом впасть в какое-то малозначительное прегрешение, потом самому себе это простить, и так далее, и так далее, пока не дойдешь до самого страшного.

Почему большинство убийств совершается в состоянии алкогольного опьянения? Потому что пьянство — это смертный грех, и, когда человек вкусил смертного греха, душа его делается обнаженной, благодать Божия отходит, она не может сочетаться со свинством, а пьянство — это свинство. Поэтому сперва человек выпьет, потом делается свиньей, а потом уже совершает все остальные преступления. Но люди убивают друг друга не только из-за пьянства, они могут убить и из-за сребролюбия. Жадность, желание денег бывают так велики, что человек утрачивает даже то, что естественно для каждого зверя, потому что звери одного вида друг друга не убивают, разве случайно. Есть даже поговорка: «Ворон ворону глаза не выклюет», хотя они могут и подраться. И коты между собой дерутся, иногда в кровь раздирают когтями голову, уши, но чтобы они забили насмерть другого кота, такого не бывает. Неразумное животное это понимает, а человек не понимает. А почему? А потому что у кота нет сребролюбия, он, конечно, может и за пищу сражаться, и со своего ареала обитания чужаков прогонять, но убивать из-за этого не будет. Человек же бывает ослеплен деньгами так, что убивает другого человека: сначала сребролюбие, потом убийство. Грех никогда не бывает один; сказано: кто нарушил одну заповедь, тот нарушил все. У любого преступника помимо преступления, за которое он сидит, обязательно есть еще другие прегрешения. Где пьянство, там и блуд, это почти абсолютное правило; где блуд, там и жестокость; где гнев, там и убийство. Каждый грех тянет за собой последующие, поэтому нельзя начать подвизаться против одного греха, а другой оставить в небрежении. Если мы хотим душу спасать, обязательно нужно против всех грехов подвизаться, против всех страстей. Нельзя оставлять в себе какой-то грех хоть на чуть-чуть, потому что обязательно впадешь и в более тяжкие.

Господь не хочет, чтобы мы впадали в грехи, Господь хочет все время возвращать нас в Иерусалим, но мы, к сожалению, то ленимся, то раздражаемся, то осуждаем, то презираем, то злопамятствуем, то негодуем, то ревнуем. И вместо того, чтобы раскаиваться в грехах, стараться их изжить, начинаем оправдываться и тем теряем благодать Божию. А надо действовать наоборот, надо заниматься постоянным самоукорением, ведь в том, что происходит с каждым из нас, виноваты только мы сами, больше никто. Мы все время склонны обвинять других, но на самом деле причина всегда в нас самих. Вот какое-то неосторожное движение сделал, зазевался, упал и нос расшиб. А бывает и так, что человек в пятнадцать лет какую-нибудь гадость сделал и через тридцать лет ему это аукнулось.

Нет ничего тайного, что бы не сделалось явным; обязательно все вскроется, и Господь за каждый грех обязательно попустит человеку понести наказание. Мы-то педагоги плохие, мы действуем по правилу: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. А Господь хочет каждого из нас спасти, поэтому Он ни один грех не пускает просто так на самотек. Господь обязательно должен человеку показать последствия греха, чтобы он этот грех изжил. Господь обязательно поставит человека в такую ситуацию, когда он вынужден будет признать свой грех и раскаяться в нем. Если же не раскается, тогда умрет со своим грехом, а смерть грешника бывает люта, потому что после смерти он не сможет реализовать свои страсти и будет мучиться, как богатый в притче о Лазаре: он кричит, и никто его не слышит, взывает о помощи, а помощь не может прийти, это невозможно, потому что пропасть лежит слишком большая, и человек страдает.

Каждый нераскаянный грешник обрекает себя на страдания, и не только в веке будущем, потому что для многих это слишком отдаленная перспектива, но и в веке настоящем. Только какие-то особо лютые злодеи доживают спокойно, без всяких болезней до старости, потому что нет на земле такой казни, которую бы они претерпели и покаялись. Но это очень редкий случай, а так Господь дает человеку пострадать, чтобы он искупил свою вину. Бывает даже, что кого-то и застрелят. Когда человека настигает насильственная смерть, это тоже милость Божия, потому что через это страдание, через эту боль, через эту преждевременность Бог тоже очищает. Просто другого пути у Него нет, хотя бы таким образом человека как-то очистить, потому что, если дать ему возможность жить дальше, он может в еще худшее впасть и лишиться того малого, что сумел собрать в этой жизни.

У каждого человека, даже вроде бы совершенно потерянного для Бога, бывают какие-то проявления добра, какие-то лучшие минуты его жизни, какое-то просветление. И Господь так устраивает, что дает человеку возможность умереть в лучший час его жизни. Поэтому как бы преждевременна и трагична, на наш взгляд, ни была кончина человека, Господь старается взять его к Себе на суд в самый благоприятный момент. Если мы с этим не согласны, если мы страдаем, тогда мы бываем не правы, потому что только Господь знает, кому когда предстать на суд Божий.

И если мы хотим спасти свою душу, нам нужно чаще размышлять о том, что суд Божий будет каждому, и он совсем не таков, как наш человеческий суд, хотя на фресках и иконах и изображают нечто подобное. На самом деле человек сам себя судит, человек сам себе выбирает все последующее бытие. Вот кому-то дали условно, а он вместо того, чтобы быть тише воды, ниже травы, наоборот, лезет на рожон — ну и получает на всю катушку. Ты сам хотел, сам и получай. Если ты такой бесстрашный, ну что же, посиди в тюрьме, посмотрим. А если второй раз не поймешь, то второй раз сядешь и третий. Есть люди, которые из-за какой-то ерунды вот так по три, по пять лет тридцать лет сроку себе набрали. К сожалению, вместо того, чтобы трудиться над спасением своей души, над тем, чтобы на земле добрый след оставить, кому-то помочь, что-то доброе сделать, что-то построить, вырастить, как-то нашу землю приукрасить, большинство людей всем другим, особенно самым близким — отцу, матери, детям, жене, — приносят одни только горести. Живет человек, и никто на земле от него ничего хорошего не видит, ни человек, ни животное, ни даже растение. Ужасная такая ситуация.

Поэтому надо оглянуться вокруг и подумать: «Что это меня никто не любит, не жалеет, что это я никому не нужен?» А посмотри, причина-то в тебе, больше ни в ком. Если Господь и попускает тебе какую-то несправедливость, то только для того, чтобы ты познал свою собственную несправедливость к другим. Но пусть даже ты перед людьми ни в чем не виноват, все равно ты виноват перед Богом. Часто человек бывает неоправданно требователен. Вот он требует, требует, требует, забывая о том, что Господь ничего Себе не требовал. Он принял то, что Ему дали, а дали ему высочайшую несправедливость и страдание. Поэтому тот, кто хочет быть учеником Христовым, по отношению к себе справедливости не ищет. Он ищет совсем другого, ищет Царствия Божия, а оно находится совершенно в другой плоскости. И нам нужно к этому постоянно возвращаться, как Лука с Клеопой возвратились в Иерусалим. Нам нужно этому учиться, потому что мы все время как бы в двух жизнях вращаемся — в жизни нашей земной и в жизни небесной. Но к сожалению, они противоположны. Нельзя таким образом устроиться, чтобы и здесь, и там все было хорошо. Это невозможно, потому что мир противен Богу, и никакой баланс никак нельзя сохранить.

Если человек хочет жить здесь не страдая, он должен сам себя обречь на страдания. Он должен жестоко поститься, должен много молиться, он должен не быть пристрастен ни к вещам, ни к людям, он должен быть послушлив, полностью отсечь свою волю и отдать себя в руки Божии. Это очень жестокое житие, но мы видим, что многие старцы живут так и сто лет, и сто десять. Почему? Потому что сами этот путь выбирают. А обычный человек ленив, поэтому Господь ему должен помогать и болезнью, и каким-то искушениями, и обидами, и страданиями. Это совершенно необходимо, а мы все время пытаемся от этого уклониться и тем самым уклоняемся от своего спасения. Поэтому не будем неразумными, а будем, как Лука и Клеопа, не упускать возможность сделать хотя бы маленькое добро и уклоняться от всякого зла, даже небольшого, потому что от небольшого зла можно дойти и до худшего, и обычно так и бывает. А совершив что-то ужасное, потом это вернуть невозможно. Поэтому, оставаясь в том, в чем мы призваны, будем стараться стяжать ту благодать Божию, которая возможна для нашей души. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.

12 декабря 1998 года, вечер

Просмотров: 465