Подлинное и ложное
Как Церковь относится к целителям и целительству?
Здравствуйте батюшка. Вы, наверное, слышали о профессоре В. Г. Жданове. Он выступает по всей России с антиалкогольными и антитабачными лекциями, призывает к отрезвлению нации. Он вызывает у меня большое уважение, посмотрев и послушав его лекции, я навсегда оставил пагубные страсти — употребление алкоголя и табакокурение. Но недавно узнал, что профессор Жданов проводит курсы по восстановлению зрения нетрадиционным способом, с помощью физических упражнений для глаз. Результат при этом почти стопроцентный. Мой вопрос: приветствует ли Церковь такие способы врачевания и не является ли этот способ противным Церкви целительством? Спасибо. Михаил.
Уважаемый Михаил! Насколько я сам что-либо читал или слышал о методах профессора Жданова, то в основных его методиках, в том числе и в практике восстановления зрения какого-либо духовно-нравственного криминала нет. Однако некоторые суждения общего характера, а также то, что сопровождает различные культурные мероприятия, связанные со Ждановым и его сподвижниками, могут оцениваться неоднозначно. Так, одни мои хорошие знакомые, побывав в одном из летних «ждановских» лагерей, свидетельствовали, что некоторые массовые мероприятии там имели ярко выраженный языческий характер. То есть пользоваться той же методикой оздоровления глаз, которую пропагандирует Жданов, можно, однако не следует доверять всем его суждениям общего нравственно-духовного характера. Здесь он может быть не вполне компетентен, а то и откровенно заблуждаться.
Кто такой иеродиакон Авель?
Кто такой иеродиакон Авель? Где он служит? Выходец Иван.
Простите меня великодушно, уважаемый Иван, но я не имею точной информации, где сей иеродиакон служит. Если речь идёт о неком иеродиаконе Авеле Семёнове, авторе «обличительных книг», изданных «по благословению епископа Диомида», то он, собственно, к Русской Православной Церкви не принадлежит, а имеет отношение к тому расколу, который пытается устроить бывший епископ Диомид. Беда в том, что в русской истории наиболее успешными бывают попытки осуществить раскол с позиций борьбы за правду и чистоту Церкви. Сюда же, как правило, привносится апокалиптическая идеология аллармизма, то есть тревоги, страха перед концом света. Бегло ознакомившись с книгами данного иеродиакона, также нельзя не признать с определённой печалью, что этот автор довольно проникновенно пытается эксплуатировать идеи необходимости нравственного обновления в нашей Церкви, очищения от духа сребролюбия, сервилизма и т.д., что в какой-то степени может производить впечатление искренней борьбы за правду. Однако верить этим призывам не стоит не потому, что у нас всё так хорошо в Церкви и не требуется от нас нравственных изменений, но потому, что никакие декларации такого рода не оправдывают раскола в Церкви. Поэтому призываю Вас быть осторожней с некоторыми как будто православными крикунами и правдорезами. К сожалению, часто они сами являются волками в овечьей шкуре. О чём нас и предупреждает Апостол: «В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд 1:18–19).