Вопрос священнику
Кто такой иеродиакон Авель?
Кто такой иеродиакон Авель? Где он служит? Выходец Иван.
Простите меня великодушно, уважаемый Иван, но я не имею точной информации, где сей иеродиакон служит. Если речь идёт о неком иеродиаконе Авеле Семёнове, авторе «обличительных книг», изданных «по благословению епископа Диомида», то он, собственно, к Русской Православной Церкви не принадлежит, а имеет отношение к тому расколу, который пытается устроить бывший епископ Диомид. Беда в том, что в русской истории наиболее успешными бывают попытки осуществить раскол с позиций борьбы за правду и чистоту Церкви. Сюда же, как правило, привносится апокалиптическая идеология аллармизма, то есть тревоги, страха перед концом света. Бегло ознакомившись с книгами данного иеродиакона, также нельзя не признать с определённой печалью, что этот автор довольно проникновенно пытается эксплуатировать идеи необходимости нравственного обновления в нашей Церкви, очищения от духа сребролюбия, сервилизма и т.д., что в какой-то степени может производить впечатление искренней борьбы за правду. Однако верить этим призывам не стоит не потому, что у нас всё так хорошо в Церкви и не требуется от нас нравственных изменений, но потому, что никакие декларации такого рода не оправдывают раскола в Церкви. Поэтому призываю Вас быть осторожней с некоторыми как будто православными крикунами и правдорезами. К сожалению, часто они сами являются волками в овечьей шкуре. О чём нас и предупреждает Апостол: «В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд 1:18–19).
Как причащаться, если у тебя сахарный диабет?
Как причащаться больному тяжёлой формой сахарного диабета? Ведь утром ему надо сделать инъекцию инсулина и поесть, то есть на Литургию он приходит уже не натощак, как положено перед Причастием.
Смысл евангельских заповедей состоит в любви к Богу и другому человеку. В Евангелии Господь подтверждает это неоднократно — и словом, и делом. Христос говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13; Мф 12:7). Множество чудесных исцелений, совершённых Господом, сопровождалось порой нарушением буквы Закона Моисеева (исцеления в день субботний или исцеление кровоточивой). Буква закона приводилась таким образом в соответствие с духом любви и милосердия. Так и в притче о добром самарянине дело любви ставится выше формальных предписаний закона. Помощь пострадавшему от разбойников оказывает самарянин, который в глазах правоверного израильтянина и вовсе является еретиком, в то время как священник и левит проходят мимо и формально исполняют закон (они не могли прикасаться к окровавленному телу, чтобы не оскверниться), но на самом деле пренебрегают главным в законе — заповедью о любви. Если в наше время больному человеку отказывают в Причастии или он сам отказывается от причащения изза невозможности быть строго натощак, то здесь явный грех формального следования букве общепринятых ныне правил и пренебрежение самым главным — духом любви и милости Христовыми. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53 ). Разве эти слова Самого Христа можно понимать двояко? Грехом является всё то, что отлучает нас от Бога как источника жизни вечной. И далеко не всегда это только видимо тяжкие грехи — очень часто это просто суетность, нераскаянность, невежество, лень, а то и ложный стыд (к примеру, побеспокоить батюшку просьбой прийти на дом к болящему), ложное понимание того, «как должно». Всем этим мы сами себя отлучаем от Причастия, а значит, от Христа и от Его Церкви. Главное условие, необходимое для Причащения Святых Христовых Таин, — наше покаяние, видение своих грехов и немощей, осознание того, что среди грешников «первый есмь аз». Остальные условия: чтение канонов и Последования ко Святому Причащению, то или иное количество дней поста, возможность быть натощак перед Причастием тоже необходимы, но не должны становиться стеною между Богом и человеком — в случае, если какое-либо из этих правил оказывается в принципе неисполнимым. Если совесть того, кто из-за болезни вынужден причащаться не натощак, смущается этим фактом, то и здесь можно найти определённый выход. К примеру, встать на два часа раньше обычного, принять лекарство, запить его; по необходимости же (как лекарство!) принять нужное количество пищи, после чего до момента Причащения уже ничего не вкушать. Пусть это будет меньший, чем у других, евхаристический пост, но и этот труд, совершаемый Христа ради, без сомнения, будет принят Господом как жертва благоприятная на духовную пользу кающемуся, в то время как уклонение — даже под видимо благочестивым предлогом — от Святых Таинств есть уклонение от спасающей нас благодати и духом евангельских заповедей оправдано быть не может. «Перестанем проводить жительство по указаниям нашего падшего разума, по влечению нашего падшего сердца! Начнём проводить жительство по указанию евангельских заповедей, по требованиям воли Божией. Жительствуя так, спасёмся» (святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о спасении и о христианском совершенстве. Аскетические опыты. Т. 2).