Вопрос священнику
Всегда ли наши ближние могут понести смирение не соблазнившись?
Всегда ли наши ближние могут понести наше смирение не соблазнившись? Расскажите, пожалуйста, о подвиге смирения в проблемной семье. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей работе «О смирении» (Аскетические опыты. Т. 1) приводит слова аввы Дорофея: «Путь смирения — телесные труды с разумом <...> Что значит трудиться с разумом? — говорит далее святитель Игнатий. — Значит нести труд монастырский как наказание за свою греховность в надежде получения прощения от Бога. Что значит трудиться безрассудно? Трудиться с плотским разгорячением, с тщеславием, с хвастовством, с унижением других братий, не могущих нести такого труда по немощи или неспособности, даже по лености. В последнем случае труд, как бы он ни был усилен, долговремен, полезен для обители в вещественном отношении, не только бесполезен для души, но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой добродетели». Это высказывание легко применять и к нашей жизни, пусть даже и не монашеской. Монастырь — тоже своего рода семья, и тоже, кстати, довольно проблемная. Быть христианином что в монастыре, что в проблемной семье, что не в проблемной и означает нести «труды с разумом». Часто же современный неофит-подвижник действует вовсе без разума. Порой можно наблюдать, как в семье, где такой подвижник завёлся, им ставится цель в кратчайшие сроки и ударными темпами построить эдакий «город солнца» по христианскому образцу, где бы все имели смиренно-молитвенный вид. Конечно, таких трудов и такого «смирения» ближние понести не могут. В конечном счёте цель христианской жизни — спасение души, а не устроение земной жизни так, как нам хотелось бы и как нам мечталось бы. В нас горит желание, чтобы наши «проблемные» ближние тоже стали христианами? Единственный путь — самая серьёзная, длительная, неустанная молитва о них, а также этот самый «труд с разумом», кротость, терпение. И если наши ближние удостоверятся, что мы действительно благодаря Церкви стали лучше, светлее, благодатнее, смиреннее, это и будет для них тем примером, какой может зажечь и их сердца любовью ко Христу. Смогут ли они это понести не соблазнившись, — это уже дело Божие и дело их свободной воли, а не наших гаданий.
Как Господь относится к геям и лесбиянкам?
Добрый вечер. Хочу спросить, как Господь относится к геям и лесбиянкам? Алексей.
Уважаемый Алексей! Библейское миропонимание даёт нам достаточно ясные нравственные критерии относительно тех явлений в жизнедеятельности человека, о которых Вы говорите. Господь Бог сотворил человека во образе мужчины и женщины, дав заповедь плодиться и размножаться. А с появлением христианства естественное для всех народов установление брака возводится на новую высоту: единый законный брак становится одним из Таинств Церкви, в то время как извращённые отношения в данной сфере ещё в древние ветхозаветные времена рассматривались как тяжкий грех, нарушающий естественные божественные установления. Разумеется, что в христианском миропонимании отрицательное отношение к этим порокам не переменилось. Так, Апостол, к примеру, говорит: «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение» (Рим 1:21–27). Подытожив, мы можем сказать, что всем людям Бог желает спасения, поэтому и относится отрицательно к тем грехам и порокам, которые делу спасения для жизни вечной прямо препятствуют.