Всегда ли наши ближние могут понести смирение не соблазнившись?
Всегда ли наши ближние могут понести наше смирение не соблазнившись? Расскажите, пожалуйста, о подвиге смирения в проблемной семье. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей работе «О смирении» (Аскетические опыты. Т. 1) приводит слова аввы Дорофея: «Путь смирения — телесные труды с разумом <...> Что значит трудиться с разумом? — говорит далее святитель Игнатий. — Значит нести труд монастырский как наказание за свою греховность в надежде получения прощения от Бога. Что значит трудиться безрассудно? Трудиться с плотским разгорячением, с тщеславием, с хвастовством, с унижением других братий, не могущих нести такого труда по немощи или неспособности, даже по лености. В последнем случае труд, как бы он ни был усилен, долговремен, полезен для обители в вещественном отношении, не только бесполезен для души, но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой добродетели». Это высказывание легко применять и к нашей жизни, пусть даже и не монашеской. Монастырь — тоже своего рода семья, и тоже, кстати, довольно проблемная. Быть христианином что в монастыре, что в проблемной семье, что не в проблемной и означает нести «труды с разумом». Часто же современный неофит-подвижник действует вовсе без разума. Порой можно наблюдать, как в семье, где такой подвижник завёлся, им ставится цель в кратчайшие сроки и ударными темпами построить эдакий «город солнца» по христианскому образцу, где бы все имели смиренно-молитвенный вид. Конечно, таких трудов и такого «смирения» ближние понести не могут. В конечном счёте цель христианской жизни — спасение души, а не устроение земной жизни так, как нам хотелось бы и как нам мечталось бы. В нас горит желание, чтобы наши «проблемные» ближние тоже стали христианами? Единственный путь — самая серьёзная, длительная, неустанная молитва о них, а также этот самый «труд с разумом», кротость, терпение. И если наши ближние удостоверятся, что мы действительно благодаря Церкви стали лучше, светлее, благодатнее, смиреннее, это и будет для них тем примером, какой может зажечь и их сердца любовью ко Христу. Смогут ли они это понести не соблазнившись, — это уже дело Божие и дело их свободной воли, а не наших гаданий.
Просмотров: 573