Источника бессмертного вкусите
Можно ли принимать душ в день причащения?
Можно ли в день Причастия принимать душ или купаться в источнике?
Основа подготовки к Таинству Причащения Тела и Крови Христовых — наше покаяние. Конечно, есть совершенно определённые правила относительно того, как и сколько дней поститься или какие каноны вычитывать, но и эти правила не имеют абсолютного значения, когда это касается людей больных, немощных, пожилых, беременных, кормящих, находящихся в условиях военной службы или в тяжёлых работах. Таким образом, те рекомендации, к которым мы так привыкли и которые многим из нас кажутся чем-то принципиально значимым, служат лишь определённым подспорьем для лучшей внутренней подготовки к Таинству Причащения, для более углублённого покаяния. Можно сказать, что при наличии сознания собственной хорошей подготовленности к Причастию лучше и вовсе не причащаться, поскольку это ощущение ложное — ведь никто не может быть вполне достоин бескровной жертвы Христа Спасителя. Напротив, осознание собственного недостоинства, неподготовленности и духовной немощи, но и одновременно невозможности жить без Причастия, без Христа как лекарства от греха является более спасительным, ибо не праведников, но грешников пришёл Христос призвать к покаянию (Мф 9:13; Мк 2:17). В этом смысле вопрос о том, можно ли принимать душ в тот же день после Причастия (а также обязательно ли это делать накануне) или купаться в источнике, является даже не просто второстепенным, но относящимся к области народных преданий, или в каком-то смысле суеверий, которыми современное магическое сознание стремится окружить церковные Таинства и обряды. Рассуждения типа «нельзя купаться, потому что смывается благодать», иначе как к простонародным басням и не отнесёшь. Никаких канонических правил на тему «помывки» до совершения Таинства или после не существует. Другое дело, что в день после Причастия необходимо избегать излишней суеты, празднословия и вообще праздного времяпровождения. Лучше в этот день обратиться к более внимательному чтению Евангелия, к молитве или совершению добрых дел. Правда, в одном из особо посещаемых современными паломниками монастырей пришлось однажды слышать вполне серьёзные рекомендации, запрещающие после Причастия купаться в местных святых источниках. Объяснение этого запрета, услышанное там же, не кажется вполне удовлетворительным: дескать, вы уже получили полноту благодати в Причастии, что вам ещё сегодня нужно? Если согласиться с такого рода «богословием», то надо признать, что Бог дарует нам благодать строго отмеренной мерою, а кто в день Причащения дерзает окунаться в святой источник, тот, стало быть, эту меру нарушает и становится Богу не угоден. Такого рода рассуждение попахивает не больше и не меньше как древним язычеством, где жизнь человека из-за невозможности угождения каждому отдельному идолу могла превратиться в сущий кошмар. Очень странно, что современные православные христиане часто так и делают, окружая себя какими-то фантастическими правилами и обычаями, многие из которых или нелепы, или невыполнимы, в то время как необходимость исполнения евангельских заповедей и борьбы с грехом часто забывается.
Почему перед причащением можно упасть в обморок?
Добрый день! Помогите, пожалуйста! Мой парень хотел причаститься перед Успенским постом, а священник сказал, что нужно выдержать пост и только после этого можно причаститься. Он выдержал пост по всем канонам и пошёл на причастие, но в церкви упал два раза в обморок. Это очень испугало его. Скажите, что могло стать причиной случившегося и что нужно сделать, чтобы этого избежать? Вера.
Причины происшедшего, уважаемая Вера, могут быть самые разные, например, в неопытности и обращения к Богу, и покаяния, и молитвы, и воздержания. Возможно, что пост, или воздержание, которое было предпринято, оказалось слишком строгим для ранее непостящегося, а может быть, в храме было просто слишком душно. Возможны и духовно-нравственные причины. Мне, как священнику, приходилось неоднократно сталкиваться с таким печальным фактом, когда молодые люди, приходящие на исповедь, каются в тех или иных не самых значительных грехах. Но при этом почему-то не упоминают о том, что живут со своими парнями или девушками вне брака (что, вообще-то, является грехом блудного сожительства и за что полагается отлучать от Церкви, пока грех не будет исправлен), по всей видимости, не считая такого рода опыты грехом. Разумеется, я не знаю, какова ситуация в Ваших отношениях, однако будьте осторожны, потому что Причащение за Литургией требует от нас, христиан, определённой ответственности за устроение нашей земной жизни. И устраивать её мы обязаны не так, как принято у всех в миру, но так, как этого ожидает от нас Христос, поэтому мы должны жить по евангельским заповедям.