Источника бессмертного вкусите
Как правильно причаститься?
Я совсем не знаю, как причащаться, но чувствую, что мне нужно это сделать. Спросить некого. Я часто бывал в церкви, молился. Как причащаться, когда это бывает? У меня нет духовника, но очень хочу, чтобы был, я не знаю, куда мне пойти и где найти его. Посоветуйте, пожалуйста. Олег.
Уважаемый Олег! Главное — это начать двигаться в нужном направлении! Для начала почитайте любую доступную литературу о Таинстве Евхаристии. Такого рода описания Вы можете легко найти и в Интернете. Если же сформулировать кратко, то суть Причащения в нашем участии в Тайной Вечере самого Христа. Божественная Литургия, которая совершается в каждом православном храме и есть та самая евангельская Тайная Вечеря. Хлеб (просфора) и виноградное вино, которые приносятся в алтарь, во время совершения Литургии по действию силы Божией освящаются как Тело и Кровь Христовы. И когда священник выходит с Чашей из алтаря, мы, христиане, можем причаститься Самому Христу, Его Святым Дарам. Ради этого в Церкви принята определённая подготовка. В неё, как правило, для здоровых людей входит два-три дня поста, чтение молитв перед Таинством Причащения, исповедь (совершается накануне или непосредственно перед Причастием), приход в храм с утра натощак (после полуночи ничего не едим и не пьём). Также рекомендуется то, чтобы евхаристический опыт был регулярным, то есть в этом опыте нам нужно стараться укрепляться и возрастать. Для этого начните регулярно причащаться, хотя бы не реже, чем раз в месяц. Что касается духовника, то он обретается опытно. Если будете регулярно исповедоваться и причащаться, то присмотритесь к священникам в том храме, куда Вам будет удобно ходить. Возможно, кто-либо из них сможет быть Вашим духовником. Помощи Божией!
Как понять, достойно ли ты причастился?
Как понять, причастился ли достойно, не в осуждение? Как часто можно причащаться?
Можно сказать так, что данные вопросы есть дело практики нашей христианской жизни, а не одной только теории. В принципе мы должны стараться жить похристиански осмысленно, жертвенно, одновременно стараясь, чтобы Евхаристия стала для нас нравственнодуховным центром жизни, её реальным содержанием. Можно сказать и так: для христианина сама жизнь должна быть евхаристичной, должна быть благодарением Богу, таким стремлением ко Христу, когда Литургия для нас не какой-то отдельный, скажем, еженедельный эпизод, но даже если мы не бываем на богослужении ежедневно, но всё равно живём, прежде всего, пищей духовной, евангельскими заповедями, общением со Христом. В этом смысле Евхаристия для нас не должна ограничиваться только пределами храма или только временным отрезком, в течение которого служится Литургия. Так, если мы готовимся к Причастию, постимся и читаем каноны, можно считать, что это уже начало нашего личного участия в Тайной Вечере Самого Христа. Если мы стараемся чем-то пожертвовать ради ближнего, совершить какое-либо доброе дело или просто удержаться от греха, то это всё возможно только с помощью Божией, тогда как средоточие этой помощи — Евхаристия. В этом смысле сам вопрос о достоинстве или недостоинстве можно осознать только при настоящей (интенсивной) евхаристической жизни. Из своего опыта могу сказать, что такое понятие, как «мир душевный», вполне может помочь решить этот вопрос. Если мы дерзаем регулярно причащаться, и мир душевный сопутствует нам, то — слава Богу! Если же, причащаясь, мы испытываем непроходящую тягость на душе, то тогда нужно разбираться, в чём причина. Так или иначе, но определённым средством духовной безопасности здесь является покаянное осознание собственного недостоинства, вообще, невозможности быть достойным Даров Самого Христа, видение себя заблудившимся ребёнком, который хотел бы скорей вернуться к любящим родителям, но без их же помощи не может найти верную дорогу. При таком (в отношении к Богу) самосознании у нас сама постановка вопроса о возможном «достоинстве» вряд ли будет возникать, тогда как наши невольные человеческие немощи будут покрыты неизреченной милостью Божией. Что касается частоты Причащения, то и это дело тоже практическое, зависит от конкретного человека, его покаяния, жертвенности, любви, опытности в духовной жизни, а также и воли духовника, если таковой есть. Святые отцы заповедовали нам, христианам, причащаться не реже, чем раз в месяц (это минимальная норма!), тогда как многие современные ревностные христиане причащаются в среднем еженедельно, что, при еженедельном же литургическом общем собрании всего прихода является вполне нормальным и соответствует апостольской норме, когда члены одной церковной общины в большинстве своём причащаются все вместе не реже, чем в день воскресный, который для нас является своего рода еженедельной же Пасхой. Естественно, что вполне уместно приступать к Чаше не только в день воскресный, но и в другие великие праздники, когда в храме за Литургией как приход мы собираемся все вместе и наше собрание по определению является евхаристическим.