В неделю Всех Российских святых
Огромная милость Божия ко всем нам заключается в том, что мы родились на Русской земле. И хотя нашу землю населяют люди многих национальностей, все они по сути являются русскими. В нашем приходе тоже есть представители разных народов. Однажды я потрудился и посчитал: оказалось, у нас двадцать восемь национальностей.
В день Пятидесятницы
Ученики Христовы после Вознесения Господня возвратились«в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога». В этом собрании вместе, чтобы хвалить и благословлять Бога, великая наша схожесть с ними. Хотя пребывание в храме не дает нам той подлинной радости, о чем свидетельствуют и наши лица, и вся наша жизнь после того, как мы из храма исходим. Что же омрачает эту радость? Почему ее нет? Потому что тем, чем ученики Христовы обладали в полноте, мы обладаем лишь крохами.
Память Отцов I Вселенского Собора
"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа".
Жизнь вечная - это знание Бога, и апостолы познали Бога через Иисуса Христа. Они исповедовали Его Сыном Божиим и тем самым объявили, что видят во Христе проявление жизни Отца Небесного.
В неделю о слепом
Христос воскресе!
Неделя о слепом называется так по Евангелию, которое мы завтра будем читать на Божественной литургии. В нем говорится о том, как Господь дал очи человеку, рожденному слепым и никогда раньше не видевшему света.
Проповедь в среду Преполовения
Христос воскресе!
В мире все изменяется: и времена года сменяют одно другое; и человек сначала маленький, потом стареет; и настроение у человека бывает то хорошее, то грустное, то совсем отчаянное. Неизменен только Бог, потому что Он вечен и в Нем нет «ни тени перемены». Бог есть абсолютное добро и любовь, и каждого из нас, сотворенного по Своему образу и подобию, Он хочет ввести в это добро, чтобы независимо ни от чего: ни от нашего возраста, ни от состояния здоровья, ни от каких-то внешних обстоятельств,— то добро, в котором мы бы укрепились, также было вечно и мы вошли бы в жизнь вечную вместе с Богом.
Проповедь о Воскресении Христовом
Христос воскресе!
Святая Церковь живет переживанием события, которое не укладывается в уме,— события Воскресения Христова. Действительно, если над этим размышлять, то человеческому поврежденному уму очень трудно проникнуть в эту тайну. Апостол Павел сказал: если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. Поэтому то, что Христос жил как человек, умер на Кресте и воскрес, есть самое главное, что составляет суть нашей веры.
Проповедь в неделю Антипасхи
Христос воскресе!
В сегодняшнее воскресенье, именуемое Антипасхой, вспоминается святой апостол Христов Фома. С ним связан евангельский эпизод, который в этот день оглашается во всех церквах: Фома, когда узнал от других учеников, что они видели Господа, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Поэтому у нас в фольклоре даже появилось такое присловье: «Фома неверующий». Но Фома по своей вере ничем не отличался от других апостолов, а почему же он так сказал? Ему стало обидно, что вот, все остальные видели Учителя, а он нет. Часто, когда ребенок чем-нибудь хвалится, остальные дети начинают ему возражать. Один говорит: «А у меня что есть», а другие отрицают: «Нет у тебя ничего» — не потому, что они не верят, а просто им обидно, что у того есть, а у них нет.
В неделю Всех Святых
Закончился великопостный и пасхальный круг. Вместе с Церковью мы вспоминали всю историю человечества от грехопадения праотца нашего Адама до пришествия в мир Христа Спасителя и через Вознесение и Святую Пятидесятницу подошли к празднику Всех святых. Человечество проделало такой путь: сначала отпадение от Бога и погружение во ад, потом с пришествием Христа многие, отозвавшись на призыв Божий, устремились к свету и достигли святости и взошли с Богом на небеса. Великий пост — это воспоминание нашего грехопадения и наше покаяние. А Пасха — это участие уже в небесной жизни, жизни святых. Вот два образа жизни: что из этого мы выберем, какой удел? С кем мы хотим быть? От этого зависит наша жизнь и здесь, на земле, и в вечности.
В Духов день
По свидетельству святых отцов, когда Дух Святой пребывает в сердце человека, на душе у него возникает удивительная тишина, мир и покой. Господь так и говорил: "Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы". И когда мы молимся об усопших наших братьях, мы тоже просим, чтобы Господь упокоил их, чтобы дал им Царствие Небесное, этот покой, мир в душе.
На Вознесение Господне
Сегодня мы читали завершение Евангелия от Луки, те слова, которые Господь обратил к ученикам перед самым Своим вознесением: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему». И вот начиная от Иерусалима уже две тысячи лет слово Божие звучит все шире и шире, и каждый человек может его принимать, а может его отвергать.
Слово в неделю о слепом
Вы слышали сегодня евангельское повествование об одном из величайших чудес Христовых – об исцелении слепорожденного. Многое можно было бы сказать об этом, но я говорил уже прошлые годы. Хочу сегодня сказать о том, о чем не говорил, о тех словах Христовых, полных великого значения для нас, – которые изрек Он после исцеления слепорожденного. Он так сказал: "Я свет миру” (Ин. 8,12). “На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Ин. 9, 39).
Проповедь в неделю о расслабленном
Христос воскресе!
«Случилось, что Петр, обходя всех, пришел к святым, живущим в Лидде». Евангелист Лука повествует о первых временах существования Церкви Божией. Нам это читать радостно, и в то же время мы в этих словах чувствуем для себя укор, потому что не можем сказать, что вот сегодня мы пойдем к святым, которые молятся в Николо-Кузнецком храме, а они не могут сказать, что вот мы пойдем к святым, которые молятся в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Времена не те: первая Церковь сплошь состояла из святых.
Проповедь в неделю о Самарянке
Сегодняшнее воскресенье называется Неделей о самаряныне — по Евангелию, которое читается в этот день во всех православных церквях. Оно повествует об очень важных для нас вещах, которые нам надо обязательно сложить в своем сердце и запомнить.
Христос шел через Самарию, хотя иудеи обычно обходили ее кругом, чтобы не встретиться с самарянами, которые, с их точки зрения, были еретиками. Подойдя к колодцу Иаковлю, Господь повстречал там грешную женщину, блудницу. И Он не погнушался ею, а начал беседовать с ней и говорил кротко и с любовью, пытаясь оторвать ее от забот земной жизни, направить ее ум к размышлению о небесном. Господь не скрыл от нее, что Он есть Спаситель мира, что Он тот самый Мессия, которого все ждут. То есть с грешницей Он стал говорить о самом сокровенном и сказал ей очень многое из того, чего не говорил еще даже Своим ученикам.
Проповедь в неделю жен-мироносиц
Христос воскресе!
Жены-мироносицы побежали ко гробу, «но нашли камень отваленным от гроба. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле», Ангелы, которые оказались во гробе, «сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» Ангелам, конечно, все и так было понятно, потому что они сущности духовные, они укоренены в Боге и всегда находятся в служении Ему. Вот послал их Господь встретить Своих учениц у гроба, и они ничтоже сумняшеся пошли и сделали то, что надо.
Проповедь в неделю о расслабленном
Христос воскресе!
«Случилось, что Петр, обходя всех, пришел к святым, живущим в Лидде». Евангелист Лука повествует о первых временах существования Церкви Божией. Нам это читать радостно, и в то же время мы в этих словах чувствуем для себя укор, потому что не можем сказать, что вот сегодня мы пойдем к святым, которые молятся в Николо-Кузнецком храме, а они не могут сказать, что вот мы пойдем к святым, которые молятся в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Времена не те: первая Церковь сплошь состояла из святых.