Проповедь в неделю о расслабленном
Христос воскресе!
«Случилось, что Петр, обходя всех, пришел к святым, живущим в Лидде». Евангелист Лука повествует о первых временах существования Церкви Божией. Нам это читать радостно, и в то же время мы в этих словах чувствуем для себя укор, потому что не можем сказать, что вот сегодня мы пойдем к святым, которые молятся в Николо-Кузнецком храме, а они не могут сказать, что вот мы пойдем к святым, которые молятся в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Времена не те: первая Церковь сплошь состояла из святых.
Скажут: но мы же встречаем на страницах Деяний святых апостолов, что кто-то согрешил и даже был наказан. Да, святой — это не значит безгрешный, потому что безгрешен только один Бог. А святость есть приобщение к Богу, которое преодолевает грех. Это есть обращение к свету, который разгоняет тьму, пребывающую в человеке. А в каждом человеке эта тьма есть. Но к сожалению, у нас нет решимости следовать за Христом, поэтому святостью мы оскудели. Конечно, причащаясь Святых Христовых Тайн, приобщаясь к слову Божию, пия святую воду, иногда что-нибудь доброе совершая ради Христа, мы этим самым тоже приобщаемся к святой жизни, но это толика весьма небольшая, и все-таки тьма более заметна. Вот это печально.
«Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу». Вот на глазах у всех подходит и говорит больному: вставай, и он встает. А мы так не можем. Будем ему говорить: вставай, вставай, а он скажет: я не могу, я болею. Вот тебе и все. А Петр те же самые чудеса творил, что и Господь Иисус Христос. В Деяниях святых апостолов об этом рассказывается, можно прийти домой и перечитать. Вообще очень полезно не сразу бросаться на всякие земные дела, а немножко повспоминать, что сегодня в церкви слышали, о чем, какой праздник был, что-то, может быть, об этом почитать. От этого нам будет большая польза, и то, что мы для души своей стяжали на Божественной службе, сохранится в нас подольше.
Вот Святое Евангелие повествует нам сегодня о том, как Господь Иисус Христос исцелил расслабленного. Ради этого Евангелия вся неделя называется Неделей о расслабленном, и действительно этот мотив всю седмицу будет встречаться в богослужении. Начало этого Евангелия нам хорошо известно, потому что оно читается всегда при освящении воды, некоторые даже его наизусть знают. И это Евангелие для нашего благочестия имеет очень важное значение. Был человек, который лежал у Овечьих ворот, около купальни, которая называлась по-еврейски Дом милосердия, и Ангел Господень приходил на эту купель, и вода начинала волноваться. Вот такое необъяснимое явление силы Божией. Очень много есть необъяснимых действий благодати Божией: испокон веков каждый год в Великую Субботу в Иерусалиме зажигается огонь, а над горой Фавор в день Преображения всегда облако видно. С научной точки зрения необъяснимая совершенно вещь. Или по статистике на Пасху в девяноста девяти процентах случаев (специально один процент для маловерных остается) солнце сияет, и так далее. Это Господь утешает нас такими знамениями.
И вот раз в году Ангел приходил и возмущал воду, и обилие благодати Божией исцеляло больного, если он входил в эту купель. Люди долго ждали, когда это случится, и этот расслабленный — какой у него там был диагноз, может, миастения, а может, просто парализованный был человек или еще какое заболевание — тоже очень долго ждал. И Господь подошел к нему, узнал, что он лежит уже долгое время, и задал ему странный вопрос: «Хочешь ли быть здоров?» Этот вопрос, наверное, за каким-то редким исключением всегда имеет только один ответ: конечно, хочу, и чем скорее, тем лучше. «Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи».
Мы очень часто во время болезни расслабляемся, как малые дети, которые разбаловываются, становятся капризными, и потом, когда выздоровеют, их опять в русло ввести довольно трудно. А было бы хорошо во время болезни как раз побольше помолиться, побольше поразмышлять над Евангелием, потому что Господь всегда близко к тому, кто страждет. Но мы по неразумию, нерадению, дурному навыку, к сожалению, не пользуемся теми благодатными периодами нашей жизни, когда мы болеем. Раньше в древних монастырях на вопрос «Как живешь, как спасаешься?» часто можно было слышать в ответ «Слава Богу, болею». То есть люди относились к болезни правильно. Здоровье, конечно, Божий дар, а болезнь — дар бесценный, часто бывает даже незаслуженный. Просто по милости Своей Господь дает человеку этот дар — поболеть. Такой дар имел, например, апостол Павел. Он был святым человеком и весьма одаренным от Бога, и вот Господь дал ему еще дар болезни, чтобы его посмирять и чтобы ему дать еще другие духовные дары, которые он бы не мог удержать, не смиряясь своей болезнью. Поэтому это особая милость Божия к человеку. И людей, которые чем-то больны с детства, на Руси называли всегда убогие, то есть они у Бога на особой заметке. Вот так это понималось.
Мы, к сожалению, довольно далеко от этого отошли, болезнь воспринимается как проклятие, как наказание, как кара. Во что бы то ни стало надо от нее избавиться и, как говорится, подольше пожить. Главное для всех стало здоровье, это главный лозунг сегодняшнего дня, и для того, чтобы быть здоровым, человек готов на очень нехорошие часто вещи. И когда смотришь, как старшие относятся к младшим, то видишь, что телесный недуг ребенка их больше беспокоит, чем душевный. Телесному здоровью больше уделяется внимания. И воспитание больше воспринимается именно как питание: главное, чтоб детки кушали, а что они кушают, какую духовную пищу, это уже не так важно, за этим мало кто, к сожалению, следит. А должно быть наоборот, воспитание должно быть прежде всего духовное, а уже потом все остальное. И нам нужно постараться по возможности это переосмыслить, потому что все-таки цель нашей жизни не здоровье. Это слишком уж жалкая, слишком ничтожная задача — сохранить свое собственное здоровье.
И вот это Евангелие направляет нашу мысль к истинному пониманию. Почему Господь именно к этому человеку подошел и вот так взял его и исцелил? Для нас это загадка, а на самом деле отгадка очень проста и лежит на поверхности. Она в диалоге Христа Спасителя и этого болящего человека, который не жаловался, не ныл, не показывал свои болячки и, когда Господь к нему подошел, не стал просить, не накинулся на Него, что вот, Ты пришел, давай теперь помоги. У нас, если человек нам чем-то помог, всегда бывает первый порыв сесть ему на шею, мы по гордости, по себялюбию помощь воспринимаем так, что он все сделает за нас, от начала до конца. А помощь это что значит? Вот я несу что-то тяжелое, и он подпирает, а не то что снимай, давай я понесу. Это не помощь, это значит, он делает за меня. И мы все хотим именно так, навьючить человека, и так все требуем друг от друга.
А расслабленный не требовал и не просил. Хотя, конечно, он хотел исцелиться и понимал, что вот спасение близко, просто нет возможности сделать эти последние шаги. Он очень смиренно ждал, очень долго, и, что очень важно, он надеялся, он верил. И Господь это все увидел, и поэтому Он к нему и подошел, хотя болящих вокруг купели было полно. Но Он подошел именно к нему, потому что этот человек свою болезнь использовал не для того, чтобы озлобиться на весь мир, не для того, чтобы стать завистливым, не для того, чтобы стать раздражительным и злым, таким, про которого говорят «горбатого только могила исправит». Нет, болезнь дала ему вырасти духовно, он стал человеком смиренным, кротким, верующим, надеющимся на Бога. И Господь этой надежды не посрамил. Он пришел к нему и сказал: «Возьми одр свой и ходи, ты здоров».
Тут же подскочили фарисейчики и стали объяснять. Фарисейчики всегда с радостью все объясняют: что надо, что не надо, что положено, как нужно стоять, какой рукой креститься. Все тебе расскажут, объяснят, сами палец о палец ничего никому, только рассказывают, как надо, и всех за все осуждают, потому что все остальные делают все неправильно. И этот человек проявил еще и мужество, он не отрекся от Христа, он не убоялся этих фарисейчиков, хотя они очень опасный народ. Вообще с ними лучше не ссориться. Если наживешь их себе как врагов, они спуску не дают, они никогда не прощают. И вот этот человек явил подлинное мужество, христианское исповедничество. Поэтому Господь его и исцелил: болезнь ему была уже не нужна, потому что каждая болезнь есть наказание Божие: через каждую болезнь Господь хочет дать нам некий наказ, мы должны что-то очень важное понять.
Почему, например, Господь велел Еве и всем дочерям Евы рожать в муках? Вроде бы самое простое, обыкновенное дело — рожать детей. Все так в человеческом организме устроено замечательно, и такое радостное событие — а нужно в муках. Потому что в этих муках, оказывается, залог будущей любви к дитяти. Потому что то, что дорого досталось, то потом лучше ценится. Вот мамаша родит в муках и, пока страдает, уже привяжется к этому ребеночку, хотя она от него и настрадалась. И многие даже, когда начинают рожать, думают: ну больше никогда в жизни на это не отважусь, а потом проходит время, и отваживаются опять. Ну, не все, конечно, потому что мы уж слишком теперь расслабленные.
Это расслабление происходит не потому, что мы стали физически слабые. Нет, мы видим это по рекордам Олимпийских игр, которые все время растут: прыжки, поднятие тяжестей, и женщины в этом преуспевают, всякие снаряды кидают незнамо на какие расстояния, аж диву даешься, и маленькие девочки, пятнадцатилетние, на брусьях такое вытворяют, что даже непонятно, как может человек так складываться в разные стороны. У людей есть воля и к тому, чтобы на Северный полюс по нескольку раз ходить, там флаги, кресты ставят. И в поисках денег удивительные чудеса терпения проявляют или в поисках спиртного. Все это есть в человеке: и воля, и терпение, и даже самоотверженность, потому что некоторые ради своей страсти обрекают себя на настоящие страдания, все вокруг себя рушат.
В чем же дело? Не в том, что мы стали слабее. Нет, человечество выросло, люди стали огромные по сравнению с теми, которые были когда-то раньше, просто титаны, гиганты. И на каждого нужно и ткани гораздо больше, чтобы его одеть, и едят они неизмеримо больше, чем в прошлые века. Но воля к тому, чтобы управить себя в Царствие Божие, чтобы заняться внутренним деланием, чтобы себя воссоздать, вот это стремление, к сожалению, почти угасло. Нет такой любви к Богу, к благочестию, любви к молитве, к подвигу, совершенно эта любовь оскудевает, как Господь и сказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Потому что вот такое полное оскудение.
Поэтому Неделя о расслабленном — это как бы именины для всех нас, и для тех, кто в церковь ходит, и тем более для всех остальных, потому что просто прийти в храм и даже малый какой-то пост совершать для многих уже стало непосильным бременем. А уж действительно христианскую жизнь начать — это почти не представляется возможным. Даже такие простые вещи, которые сто лет назад любой обычный человек спокойно совершал. Ну, например, муж кормил свою семью — жену и в среднем семь-восемь человек детей. Современный мужчина этого сделать не в состоянии, он просто никак не может взять на себя такой подвиг. Или рожать детей. Беременность воспринимается как несчастье, как некое стихийное бедствие. Если раньше это было благословением для людей, и все были в трепетном ожидании, и всегда радовались тому, что каждые полтора-два года в семье рождается ребеночек, посланник с небес. В доме пребывает безгрешное существо, которое является духовным центром семьи. И как только он подрастает и уже начинает свои маленькие детские грехи, тут же рождается новый ангел, и он опять является этим центром, и старший заботится о младшем. Так было не только в России, это было и в Австралии, и в Гренландии, и вообще по всему миру. А сейчас нет, это воспринимается ужасно, потому что самая естественная вещь, то, что вполне доступно для птицы, ужа или любого млекопитающего, для человека стало уже трудностью: кормить своих детей, давать им образование и так далее, и так далее, то есть основное дело человека.
Что уж говорить о христианском подвиге, когда требуется сверхъестественная нравственность, когда человек должен в своем сердце найти любовь не только к своим детям, а и к врагу своему. Господь говорит: «Любите враги ваша». Какие там враги, дай Бог детей любить, уж не говоря о более дальних родственниках, как отец и мать. Вот такое расслабление. А отчего это происходит? Это происходит от маловерия, оттого, что человек удалился от Бога, ему кажется, что он одинок, ему кажется, что он не справится. И это маловерие лишает нас благодати Божией. А расслабленный, он верил. И поэтому к нему пришла благодать Божия и всю его расслабленность восстановила. И каждого из нас может восстановить, если мы не будем себя жалеть, если мы будем жалеть Христа, если мы проникнемся любовью к Нему и вперим свой духовный взор в Его подвиг ради нас. Если наше сердце отзовется на это и мы захотим ради Христа совершить нечто подобное, пусть не как святые, но в какой-то своей малой силе исполняя то, что Господь нам каждому заповедал, неся свой собственный крест, который каждому дан, и не сопрягая это с бесчисленными стонами и жалобами. Действительно, вот как же тяжело! Как будто прямо бомбы рвутся на каждом шагу, и людям ноги отрывает, и море крови, и мы не успеваем хоронить. Прямо так тяжело: вот откроешь холодильник, а оттуда все вываливается, и так тяжело потом это все туда назад собирать!
Поэтому все зависит от того, в каком мы устроении находимся, потому что даже самую благую погоду, которая существует, и то можно воспринимать с раздражением. То немножко чуть больше подуло, то немножко чуть больше припекло, и уже это воспринимается как страдание. Если относиться к себе с таким жалением, то, конечно, даже самая прекрасная жизнь будет восприниматься со скрипом, с раздражением, неблагодарно. Эта неблагодарность наша Богу происходит потому, что мы забываем о том, что Господь для нас сделал и сколько раз Он нас миловал и не наказывал за наши грехи. Поэтому, если мы хотим быть христианами, нам нужно учиться совершать тот малый подвиг, на который Господь нас благословляет, нужно поменьше стараться себя жалеть. Нужно со смирением нести свой крест, а не воспринимать его как проклятие и несчастье. Нужно ни у кого ничего не требовать и ни в коем случае не жить за счет других, даже если этот другой твой ближайший родственник и сам предлагает себя в жертву. Потому что это бессовестно, нехорошо и для души всегда вредно жить за счет другого. Нужно иметь мужество не отрекаться от Христа.
Конечно, совершенно понятно, в чем наша трудность. Мы воспитаны не в атмосфере подвига, а совершенно в другой, нехристианской атмосфере, и у нас появилась такая внутренняя установка, как бы полегче прожить. Но если мы хотим быть христианами, нам нужно от этого отказаться. И, отказавшись от саможаления, мы уподобимся в этом расслабленному, мы увидим, как силы наши будут прибавляться, потому что сама благодать Божия будет помогать нам совершать странствие в этом мире.
Помоги нам в этом, Господи! Аминь.
17 мая 1997
Просмотров: 625