Можно ли избежать греха, не ограничивая себя в свободе действий?
Уважаемая Настя! Попробуем в целом разобраться в Ваших недоумениях. На самом деле в Православии человек вовсе не лишается свободы действий, но данная нам свобода подразумевает самую серьёзную ответственность, потому что главная цель реализации этой свободы есть Царство Небесное, жизнь вечная. Всецелому достижению вечности в её благом (с Богом) варианте мешает наша человеческая греховность, которая овладела всем человечеством, как болезнью, после разрыва непосредственных отношений человека с Богом, происшедших ещё в Адаме и Еве. Поэтому в состоянии греха реализация человеческой свободы имеет свою постоянную дилемму: или свобода для греха (без Бога) или свобода от греха (с Богом). Собственно, именно этому (свободе с Богом) и посвящена святоотеческая аскетика. Можно сказать, что главная цель данной христианской практики в том, чтобы обрести высшую свободу в Боге, как говорят святые отцы, прийти в состояние невозможности греха, то есть стать человеком, который не просто удерживается от греха, но, более того, становится неспособным к греху. Конечно, это уже очень высокая мера святости, но это и есть истинное призвание человека. В этом смысле главная цель жизни — творческое пересоздание с Божией помощью самого себя для вечности. Что касается обыденной человеческой жизнедеятельности, то нет никакой необходимости противопоставлять её делу спасения: сама жизнь, профессиональная принадлежность, взаимоотношения между полами, родовая деятельность, творчество, искусство, армейская служба, детство, старость, медицина, спорт и прочее не являются сами по себе ни абсолютным добром, ни заведомым злом.
Просмотров: 773