Как относиться к вопросу о прославлении Григория Распутина?
Как относиться к вопросу о прославлении Григория Распутина, а также к тому, что требующие этого прославления опираются на авторитет старца Николая Гурьянова?
Относиться к этой проблеме нужно с верою в то, что Промыслом Божиим всё будет расставлено по своим местам. Если есть воля Божия на то, чтобы Распутин был прославлен в лике святых, то рано или поздно это совершится, а если это всё исходит только от людей, то со временем эта идея уйдёт из церковной жизни. Сама же личность и деятельность Григория Распутина являются настолько сложными и неоднозначными, что если официально и возникнет вопрос о канонизации, то потребуется тщательное исследование и соборное решение всей Церкви. Безусловно, что клеветы и подлогов в своё время против Распутина было множество (к примеру, как известно, был двойник Распутина, который и вёл себя демонстративно неподобающим образом). Однако канонизация предполагает свидетельство не только о напрасной клевете, но и о святости прославляемого подвижника. В случае с Распутиным факт его насильственной смерти ещё не является вполне достаточной причиной для прославления. В церковном сознании должно появиться реальное видение: в чём именно заключается христианский подвиг этого человека, где действительно правда, а где клевета, где страдание за истину, а где опасность духовных экзальтаций или романтических преувеличений. В отношении Распутина должна стать ясной истинная подоплека его деятельности, природа его дарований, характер мотиваций. Подвиг ли это внутреннего смирения при внешнем юродстве или, возможно, за этим крылась духовная прелесть? Вот эти вопросы и нуждаются в самом серьёзном рассмотрении. Стоит заметить, что даже прославление новомучеников и исповедников Российских совершается только после тщательного исследования всех материалов, связанных с именем того или иного страстотерпца. А излишний ажиотаж вокруг требований прославления Григория Распутина оказывается фактически направленным против единства Церкви. Если не удалось внести раскол в нашу Церковь с помощью так называемого ИНН, то теперь, похоже, эти попытки начинают предприниматься несколько иначе — в желании развернуть очередное противостояние священноначалию, поскольку Святейший Патриарх уже высказывался отрицательно по отношению к идеям прославления Распутина, а также царя Иоанна Грозного. И как уже было не раз, во всём этом присутствует, с одной стороны, заведомое недоверие Патриарху и другим иерархам, а с другой — слепая вера в то, что та или иная, к примеру, женщина (монахиня, келейница, старица, певица...) сказала. Заметим, что почему-то лично от покойного старца Николая Гурьянова никаких требований к священноначалию о прославлении Распутина не исходило. То, что сам о. Николай мог почитать Григория Распутина, имел у себя его изображения, вовсе не служит основой для немедленного общецерковного прославления. В отличие от католиков у нас никому, кроме соборного разума всей Церкви, не усваивается свойство непогрешимости. Если мы признаем за ныне здравствующими и почитаемыми старцами это свойство, то впадём в ересь, которая усваивает тому или иному институту в Церкви то, что принадлежит Самому Богу. Истинные старцы являются великими за нас молитвенниками, часто могут открывать тому или иному человеку волю Божию, но вряд ли кто из них будет брать на себя ответственность непогрешимо решать те вопросы, которые требуют рассмотрения и исследования именно с о б о р н о г о. По крайней мере, сами старцы являются примером терпения, смирения и любви. В деятельности же тех, кто ныне пытается опираться на авторитет протоиерея Николая Гурьянова, угрожая при этом небесными карами всем, кто идеи о прославлении Григория Распутина не приемлет, мы видим, скорее, нетерпение, ревность не по разуму, а также (и это самое опасное) тенденции к церковному расколу. «Когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что даётся единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в Евангелии создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его. Все мимоходящие, то есть бесы и страсти, посмеваются им, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письмо 229 из Собрания писем издания Фонда священника Павла Флоренского).
Просмотров: 681