• Московский университет МВД России им. В.Я.Кикотя - крупнейшее государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МВД России, в котором реализуется фундаментальная академическая и профильная подготовка кадров для органов внутренних дел. Университет на качественно новом уровне готовит специалистов для большинства подразделений МВД. Первое из образовательных учреждений МВД на территории которого построен храм.

    Указом Президента РФ №566 от 12/08/20014 университету присвоено имя В.Я. Кикотя.
  • Храм открыт ежедневно с 10.00 до 19.00.

    Богослужения совершаются в Воскресные и Праздничные дни.

    Подробнее о Богослужениях смотрите в Расписании.

  • Многие офицеры и высшие чины МВД молятся в храме, живут церковной жизнью, стараются исполнять заповеди Божии. Но делают это в тишине, не напоказ.

    Курсанты и преподаватели Университета могут прийти в храм и священники обязательно помолятся Богу, чтобы начать путь к Нему.

    Достаточно прийти в храм и оставить записку со своим именем и именами близких людей.

  • Для тех кто уже вступил на путь спасения или хочет внимательнее разобраться в духовных основах жизни проводятся лекции по основам Православия.

Почему святые отцы отрицательно относятся к юмору?

Категория: Грехи наши тяжкие Опубликовано: 09.12.2017
Каким должно быть отношение христианина к чувству юмора и смеху как таковому, ведь, с одной стороны, иногда без чувства юмора трудно, но, с другой стороны, известно, что святые отцы выражали отрицательное отношение к смеху?

Скорее всего, суть проблемы здесь заключается в соблюдении меры. Святые отцы тоже не были чужды чувству юмора, однако выражали его крайне осторожно, ограничиваясь, как правило, лёгкой улыбкой и проявлением духовного радования, но никак не безудержного веселья или насмешничества, свойственного духу мира сего. В человеке и его душе заложено множество свойств и способностей, которые изначально не могли быть греховными, поскольку всё, что сотворено Богом, «добро зело». Однако в дальнейшем, вследствие грехопадения, основные свойства и движения человеческой природы подверглись искажениям, подпали под действие страстей. Очевидно, что и чувство юмора, изначально также данное человеку Богом, легко подчиняется действию страстей и превращается в иронию, колкое насмешничество, травление анекдотов и т. д. Вот почему христианину стоит проявлять здесь разумную осторожность, стараясь следовать чувству меры. Зачем же тогда вообще нужен юмор, если это чувство так легко приобретает греховную окраску? Ведь дело спасения души есть весьма серьёзная задача и, как мы знаем из Евангелия, «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Казалось бы, очевидно, что при наличии столь серьёзной цели чувство юмора — плохой помощник, а то и вовсе может воспрепятствовать духовной жизни и делу спасения. Но всё же при более внимательном рассмотрении закономерностей духовной жизни и аскетического подвига — а его может предпринимать и современный человек — мы найдём некоторую пользу и в чувстве юмора, которое при определённых обстоятельствах будет трудно чем-либо заменить. Связано это с тем, что всякий человек поражён такой фундаментальной страстью, как гордость. Даже ради спасения собственной души предпринимая те или иные усилия, христианин часто делает это гордостно, с упованием не столько на Бога, сколько на собственные силы, следствием чего бывают явные неудачи, скорби, падения и в наихудшем результате — уныние. В такой ситуации чувство юмора отнюдь не помеха. Иногда гораздо безопасней осознать собственные неудачи не с унынием, но с определённым юмором: вот ведь куда меня моя гордыня завела, прости меня, Господи! Ведь я веду себя из-за своего тщеславия просто смешно, и лучше я над собой посмеюсь, чем буду упорствовать в собственной гордыне. Неумение осознать собственную неправоту, нетрезвость, гордыня часто приводят к печальным результатам как в масштабе одной личности, так порой и в исторических масштабах. Конечно, для преодоления гордыни нужна помощь Божия, но полноту Божественной благодати ещё нужно, как говорят святые отцы, мало-помалу взыскать. Поэтому в борьбе с собственным самообольщением лучше лишний раз поставить себя на место, чем пребывать в тоске и непроходящей печали. К сожалению, в обыденной жизни можно найти много примеров того, как излишняя требовательность к себе и другим людям, упорствование в собственных заблуждениях или негибкость быстро приводят к духовным сломам и даже душевным заболеваниям. Чувство юмора в таких случаях, что костыли для безногого и, пожалуй, наименьшее из всех зол. Можно заметить, что многие современные христиане так озабочены собственным спасением, что никого и ничего вокруг не замечают, производя впечатление людей угрюмых, напряжённых, сложных в общении. Другой крайностью является своего рода протестантская гипертрофированная весёлость, обязательная принуждённая улыбка. Ни то, ни другое, по-видимому, не является истинным, отвечающим правде Божией. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь», — говорит апостол Павел (1 Фес 5:16–17). Верующий во Христа должен быть радостным, светлым человеком. Это достигается только с помощью Божией, по молитве. Обретается не сразу, но такая цель — духовное радование — должна также нами ставиться. Конечно, беда ещё и в том, что мы, как правило, почти не знаем, что такое истинное духовное радование, и подменяем его обычным душевным весельем. Таким образом, признав за чувством юмора некоторую, скорее душевную, чем духовную, терапевтическую пользу, не рискнём слишком в эту тему углубляться, поскольку у святых отцов мы не найдём исчерпывающих суждений об этом свойстве человеческого характера, вероятно, потому что истинные аскеты и подвижники куда большее значение придавали духовному плачу о собственных грехах. «Святые отцы говорят, что Царство Божие не приходит с соблюдением. Когда будем ожидать духовных радостей, тогда как раз можем (чаще всего так и бывает) не получить их. Правильное устроение души: считать себя недостойным никаких духовных утешений. Более того, преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный её, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря». Эта мысль в разной форме высказывается всеми святыми отцами. Все люди «удобно поползновенны» на всякий грех, а особенно на такие, не менее вредные, чем грубые. Усмотреть и побороть всё никто не может своей силой. Только сознание своей немощи, нищеты, греховности, неоплатной задолженности пред Богом, а отсюда непрестанный плач сердечный (сердце сокрушенно, от которого делается и смиренно), который имели все угодники Божии, — вот правильное духовное устроение, ограждающее человека от падений, ведущее к духовным дарованиям и ограждающее эти дарования, если их сподобится он» (Игумен Никон Воробьев. Нам оставлено покаяние (письма духовным детям). Письмо 132).

Просмотров: 486