Какая заповедь выше: о послушании мужу или о милосердии?
Муж не разрешает подавать милостыню, помогать другим, так как считает, что жить нужно для себя. Что делать? Какая заповедь выше: о послушании мужу или о милосердии?
Наибольшая заповедь в Законе Божием, как следует из Евангелия, есть заповедь о любви к Богу и другому человеку. Если исходить из этого правила, то и к мужу, и к другим людям нужно учиться относиться с любовью. Другое дело, что понимать под делами любви в той или иной ситуации, особенно если эти ситуации не простые, а запутанные?
В наши дни с жалобами на неверующих мужей священнику приходится сталкиваться довольно часто. Однако бедным верующим женам неверующие мужья в качестве супругов насильно вряд ли навязывались. Бывает так, что кто-то из супругов (чаще всего жёны) обращаются к вере уже значительно позже заключения брака, но бывает и так, что даже и, по-видимому, верующая девушка выходит замуж за не слишком твёрдого в вере кандидата, под тем гордостным предлогом, что «я его приведу, я его воцерковлю»... Так или иначе, всётаки замуж именно за этого человека её силком не выдавали, выбор в большинстве случаев был сознательным, и винить во всём одного мужа не всегда справедливо.
К сожалению, в такого рода ситуациях нет одногоединственного правила, которое безошибочно действовало бы при его слепом применении. Священнику, чтобы правильно ответить на жалобы супруги, неплохо бы хорошо знать и ту, которая жалуется, и того, на которого жалуются. С точки зрения формальной, казалось бы, здесь всё просто: конечно, заповедь о милосердии выше, и вообще, по Евангелию, «враги человеку — домашние его». Однако реальная жизнь показывает, что нередко цитирующие Евангелие таким образом склонны со всем неофитским пылом в кратчайшие сроки обратить ко Христу всех своих домашних и, делая это без любви и такта, добиваются прямо противоположных результатов.
На самом деле жена верующая должна быть милостива и к своему мужу, а не только к другим людям. То есть должна быть снисходительна и к его, супруга, неверию или маловерию, раз в своё время вышла за такового замуж. Не упрекать его в неверии, не тащить силком в храм, не заставлять молиться и тем более под предлогом собственной молитвы не пренебрегать своими прямыми домашними обязанностями. Как знать, может быть, если супруга благодаря храму стала добрее, светлее, мягче, проще сказать, лучше, то и супруг со временем (иногда на это уходят годы) тоже придёт в храм. Если же муж видит, что его жена, напротив, благодаря своему хождению в храм превращается в некую православную фурию, то это будет крайне плохим свидетельством об истинности христианской веры.
Кроме того, если действительно ситуация столь обострена, то милостыню по отношению к другим можно стараться творить тайно, совсем не обязательно это делать напоказ. Сохранение мира в семье — одна из первостепенных задач для христианской совести, по крайней мере, для тех, кто связан семейными узами.
Безусловно, бывают примеры того, что один из супругов совершает все возможные жертвы и усилия любви по отношению к неверующему супругу, а тот так и остаётся глух к евангельскому слову. Тогда ничего не поделаешь: заповедь о любви к Богу оказывается выше. Однако представляется, что большинство из нас вряд ли могут похвастаться тем, что во всех обстоятельствах (в том числе и в семейной жизни) приложили всё своё терпение и всю любовь. Следовательно, прежде чем восставать против супруга или супруги с обличением их возможного неверия, не лучше ли попробовать проявить определённую мудрость, такт, молитвенность и попросить у Бога помощи, чтобы Господь вразумил, как правильно поступить в той или иной ситуации, где сплелись самые разные интересы, в том числе и пока неверующего мужа.
«Если он пьёт, то надо его пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может. Ты же вместо помощи только осуждаешь его, требуешь от него того, что он пока дать не может. Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься. Если ты духовнее его, то твоя обязанность понести его немощи. Вы, сильные, немощи немощных носите — вот что требует от тебя Господь. Ещё сказал: «Вы духовнии исправляйте таковаго (как, например, С.) духом кротости». Слышишь? Духом кротости исправляйте, а не руганью, упрёками, ссорой, самооправданием и т. п. Таким поведением ты себя губишь; может от этого пострадать и С., тогда ты ответишь и за его душу. Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред С., сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты была и в чём-либо права), попроси прощения за всё прошлое; затем дай обет Богу всё делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без С., а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь её, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя С., как и он тебя. Вам надо спасаться вместе или вместе погибнуть. Сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» и т. д. Не тем ли более вам надо любить друг друга, полагать душу свою за другого. Ты знаешь требование Спасителя: если принесёшь дар твой пред алтарём и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, то иди прежде примирись с братом твоим и тогда уже принеси дар. Тогда только Господь примет его, а иначе отвергнет твои дары и твои молитвы, как отверг жертву Каина» (Игумен Никон Воробьев. Нам оставлено покаяние. Письма духовным детям. Письмо 193).
Просмотров: 1025