Как приобрести смирение в миру, где так много искушений?
Как приобрести смирение в миру, где бывает много искушений от людей?
Смирение — это не просто некий эксперимент, который мы вдруг решили поставить над собой и окружающими нас людьми. Жажда смирения есть дерзание следования за Христом, взятие креста своего на себя. Святой Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что эта добродетель превышает меру человеческого постижения: «Со всею справедливостью можно назвать полученные нами понятия о смирении крохами: само сокровище, в неисполнимой полноте его, имеет тот, кто стяжал в себе Христа» (Аскетические опыты. Т. 1. О смирении). Здесь же святитель Игнатий говорит, что оно достигается «исполнением евангельских заповедей, преимущественно же молитвою. Благодатное действие смирения весьма сходствует с благодатным действием молитвы, 30 31 правильнее: это одно и то же действие». Научиться смирению можно только у Самого Христа и у святых Его: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). У святителя Игнатия находим, что добродетель кротости включает в себя «уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишину ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие» (Там же. О добродетелях, противоположных восьми главным страстям). Всякий христианин, имеющий целью обрести смирение, знает, что, как скоро просишь у Бога научиться этому, обстоятельства, в которых подобную добродетель надо проявлять, не замедляют с нами приключаться. Стоит ли тогда удивляться или ужасаться происходящему, роптать: «Господи, когда это кончится?» Просили у Бога, считаем себя христианами — так вот она, возможность потерпеть, смириться, оставить свое негодование. Плохо получается? А чего же от нас ещё ждать? Немедленного результата? Нужно помнить слова другого великого святого, Симеона Нового Богослова, который говорит, что, тщательно исполняя евангельские заповеди, человек приходит в познание своей немощи. Если научимся сознавать себя немощными — несмиренными, недобродетельными — это и будет началом смирения подлинного, а не притворного.
Просмотров: 939