Дела семейные, или строим православную семью
Как разведённым супругам в новом браке относиться к чужим детям?
Мне тридцать пять лет. Я была замужем пять с половиной лет. Скажу честно, женой я была плохой, так как порой неуважительно относилась к мужу. Мой муж ушёл к другой женщине и попросил развода. Я просила его не разводиться, но муж настоял на разводе. Прошло много лет. Я понимаю, что вряд ли встречу человека, у которого до меня не было семьи, детей. Я верующий человек, но я не понимаю, совершу ли я грех, если выйду замуж за разведённого мужчину, тем более если у него есть дети от другого брака. И совершила ли я грех, разведясь с мужем (не желая этого, хотя вину свою нисколько не умаляю). И как должно женщине, будучи замужем за мужчиной, имеющим детей от другой жены, относиться к его предыдущей семье. И должен ли муж активно участвовать в жизни своей прежней семьи? Наталья.
Уважаемая Наталья! В данном случае Вы задаёте такие вопросы, исчерпывающие ответы на которые можно получить только опытно, стараясь жить похристиански применительно к тем обстоятельствам, которые уже сложились. Конечно, в идеале лучше выходить замуж в целомудрии и за того, кто ещё опыта семейной жизни не имел, чтобы брак был действительно единым и единственным. Однако, к сожалению, реаль ная жизнь часто далека от идеала, и надо исходить из того, что есть. Вы имеет право выйти замуж за человека разведённого, если с предыдущей супругой он находится в состоянии реального официального развода. В таком случае в Ваших отношениях не будет элемента прелюбодеяния. Разумеется, что этот Ваш брак тоже должен быть законным, то есть зарегистрированным. Что касается понимания «грех — не грех», то уже хорошо то, что Вы видите собственные недостатки и неправильное поведение по отношению к предыдущему мужу. Хуже бывает, когда человек своих недостатков не видит и во всём винит исключительно только другую сторону. Если же мы осознаём собственные грехи и неправильное поведение, то это уже есть основа для исправления жизни.
Как относиться к иконографическим изображениям на керамике, пластмассе, бумаге?
Какие иконы необходимо иметь дома? Как относиться к иконографическим изображениям на керамике, папье-маше, пластмассе, бумаге? Можно ли их считать иконами?
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что икона есть подобие и образец изображаемого, «но изображение не во всех отношениях подобно первообразу, то есть изображаемому лицу или предмету». Икона может быть высокого письма, принадлежать кисти святого иконописца, а может быть в исполнении и попроще, но при этом она всё равно остаётся образом, дарующим нам благодатное сознание присутствия Самого Бога. К качеству написания иконы требования неизменно строги. Существует веками сложившийся и утверждённый Церковью канон, которому должны следовать иконописцы. Об этом надо помнить и тогда, когда мы имеем дело с тиражированием иконописных изображений, в котором присутствует некоторая унификация и опрощение высокого искусства иконописания, тем более что заменить труд иконописца никакие современные технологии не в состоянии. Большинство иконографических изображений, выпол348 ненных типографским способом, являются в собственном смысле копиями той или иной конкретной иконы. Так, рассматривая репродукцию картины какого-то художника, мы видим, например, «Золотую осень» Левитана. И действительно, пусть в репродукции, но перед нами будет именно Левитан, а вовсе не «Девятый вал» Айвазовского. Конечно, с восприятием иконографического изображения дело обстоит сложнее, потому что почитание иконы существенно отличается от эстетического восприятия светской картины. В иконе нам дана возможность молитвенно восходить от образа к Первообразу. И эта возможность даруется нам и в иконе строго канонического письма, и в её тем или иным способом исполненной копии. Поэтому мы почитаем образы, освящённые Церковью, независимо от способа их изготовления. И Промысел Божий действует через самые разные иконы: есть множество примеров мироточения или других благодатных явлений, засвидетельствованных и от самых простых по материалу и изготовлению священных изображений. Иконы из хрупких материалов лучше не приобретать, ибо при неосторожном обращении могут возникнуть проблемы, как распорядиться с осколками. Наличие в доме тех или иных икон зависит от благого произволения молящегося. Как правило, иконы появляются в доме вследствие посещения святых мест, дарения или приобретения, когда это связано с какими-то конкретными обстоятельствами нашей жизни в Церкви, обретения веры или укрепления в ней. Такого рода «обретения» икон часто бывают личностными и неповторимыми, так что регламентировать этот процесс, заведомо расписать, кому какие и в каком количестве иконы нужно иметь, нет никакой нужды. «Изображения (иконы) делаются для славы Божией и Его святых и для соревнования добродетели, и избежания порока, и спасения душ» (Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова).