Подлинное и ложное
Куда до Воскресения Христова попадали души праведников?
Прошу Вас, помогите разобраться вот в чём. Господь рассказал притчу о нищем Лазаре, который отнесён был ангелами в рай в лоно Авраамово. В Священном Писании говорится, что при схождении во ад по своём воскресении Господь наш Иисус Христос освободил праведников от уз для будущей жизни в раю. Скажите, пожалуйста, до Воскресения Христова души праведников попадали в ад или всё-таки в рай?
До Воскресения Христова души всех ветхозаветных праведников, начиная с праотца всех людей Адама, сходили во ад, в преисподние глубины земли, потому что путь в Царство Небесное грехопадением прародителей был закрыт. Поэтому человек своими силами не мог взойти обратно на небо, это проделывает Богочеловек Христос тем, что в Самом Себе преклоняет духовное небо к земле, благодаря Своему боговоплощению, возвращает человека к Богу. Другое дело, что, как говорят святые отцы, в то время в аду тоже были разные места. В отличие от нераскаявшихся грешников ветхозаветные праведники пребывали «на лоне Араамовом», там, где, хотя и не было прямого общения с Богом, они, праведники, не испытывали явных мучений.
Кто и в каком порядке делит святые мощи?
Рубить икону на куски — это кощунство. А как же тогда делят святые мощи? Кто и в каком порядке это делает?
Когда рубят икону, это, как правило, является проявлением богохульства и бесстыдно выражаемого богоборчества, тогда как разделение мощей возникло вследствие всемирного почитания святых. Когда благодаря проповеди Апостолов Церковь распространилась среди всех цивилизованных народов, то вслед за периодом первых гонений во всём православном мире утвердилось почитание и самих Апостолов, и святых мучеников. Одной из древнейших традиций стало совершение Литургии на гробницах мучеников. Несколько позже эта традиция преобразовалась в обычай закладывать частицу святых мощей в основание алтарного престола при освящении храма. Это исполняется и до сей поры. Кроме того, в каждый антиминс, то есть плат, на котором изображено положение Господа Иисуса Христа во гроб, непременно вшивается частица мощей. Антиминс всегда в свёрнутом виде возлежит в алтаре на престоле и разворачивается во время Литургии, после евангельского чтения, а вслед за Великим входом на него поставляются чаша и дискос со Святыми Дарами. Таким образом, мы видим, что использование мощей в литургической практике является древнейшим и традиционным, причём в этих случаях мощи всегда разделяются священноначалием. Кроме литургического использования мощей, почитание их проявляется как в благоговейном поклонении целым мощам того или иного святого, так и в поклонении их отдельным частям. Существуют мощевики со множеством частиц мощей различных святых, или эти частицы служат вкраплением в то или иное иконографическое изображение. Так или иначе, ничего предосудительного в раздроблении и распространении частиц мощей по всему свету нет, если, конечно, это не совершается самочинно. Поскольку высшей священнической властью в Церкви обладает епископ, то отделение и дарование частиц святых мощей совершается только с ведома и по благословению правящего иерарха, к епархии которого относится обитель или храм, где и могут находиться мощи святых угодников. Само распространение и почитание мощей святых, несомненно, происходит по особому Промыслу Божию, поскольку и через телесный состав святых, уже после их кончины, изливается сила благодати Христовой, исцеляющая, укрепляющая и свидетельствующая о конечной победе над смертью. «Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается [в этом]! Ибо если по воле Божией истекла в пустыне вода из крепкой и твердой скалы, а для жаждущего Самсона — из челюсти ослиной, то ужели невероятно, что из мученических мощей истекает благовонное миро? Никоим образом — по крайней мере, для тех, которые знают могущество Божие и то, какой чести удостаивает Он святых» (Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. XV «О почитании святых и их мощей»).