В неделю 3. О зависти

Грех зависти изначала появился во Вселенной, когда верховный Ангел позавидовал Богу. Зависть никак не связана ни со справедливостью, ни с желанием, чтобы каждому досталось по его нужде, это такое чувство, которое людям навевает дьявол. И если мы проследим, то все, что происходит на земле страшного и ужасного, бывает всегда от трех вещей: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Достаточно одному человеку положить в тарелку на один кусок больше, и другой уже начинает завидовать.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали слова Спасителя: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Господь сказал это о зависти. Если человека гложет зависть, он будет несчастен при всяком благополучии, здоровье и богатстве, потому что всегда есть кто-то чуть побогаче, кто-то чуть поумнее, у кого-то жена чуть получше, и это без конца. А дьявол еще может так устроить, что, даже имея лучшее, человек будет завидовать худшему.

Когда человек начинает кого-то ругать, я говорю: «Чему ты завидуешь?» Есть такой закон духовной жизни: если ты завидуешь, Господь может дать тебе то, что вызывает твою зависть, но плюс к этому Он даст и то, чего ты не видишь. Глядя на других людей, мы смотрим очень поверхностно, видим только счастливую, веселую сторону их жизни, а всех бесплатных приложений, связанных с этим, мы как-то не замечаем. Поэтому Господь может дать то, чему мы завидуем, но за это придется расплачиваться. Иногда внешне человек благополучен, но при этом тяжело болен. Ты хочешь быть таким? Возьми все это благополучие, но плюс еще и болезнь.

Нужно всегда помнить, что крики о справедливости, о правах связаны только с завистью, поэтому надо изо всех сил стараться не завидовать никому и ничему. Вот человек говорит: «Я живу в невыносимых условиях». Прекрасно, давай отмотаем пленочку на пятьдесят лет назад. Оказывается, так, как ты сейчас живешь в невыносимых условиях, тогда жили министры, и они еще эту жизнь нахваливали, и им завидовали другие, которые жили так, как ты просто не сможешь жить. А почему человек так страдает? Не потому, что ему реально плохо, а потому, что соседу лучше: у меня одна комната, а у него две, у меня четыре, а у него восемь, у меня четырехэтажный дом, а у него восьми- и еще двухэтажный подвал, у меня бассейн пятнадцать метров, а у него двадцать четыре, там лучше плавать, интересней. И степень этой муки не зависит ни от денег, ни от ума, ни от блестящих возможностей, а только от суммы зависти, которая присутствует в человеке.

Господь пришел на землю, чтобы людей спасти — спасти от чего? От этих страданий, потому что с помощью благодати Божией можно избавиться от любых грехов, в том числе и от зависти. Представим себе человека, который избавлен от зависти. Как ему хорошо, как ему легко! Вот кому-то положили больше, и он радуется: «О, пусть, дай Бог ему доброго здоровья!» Так в нормальных семьях детей всегда и учили: «Разломи и большую часть дай брату». Вот это и будет поделить по-братски. Есть даже такая шутка: «Нет, папа, пусть лучше он со мной по-братски поделится».

Никакой коммунизм, когда всем одинаковые штаны, одинаковые резиновые сапоги, одинаковая комната в пятиэтажном блочном доме, на самом деле ничего не решает, потому что человек тогда начнет завидовать, на какую сторону окна выходят, или у кого как рамы сделаны, или кому лучше соседи достались, линолеум у кого или паркет, хлопают дверью или не хлопают, и так без конца. Как ни уравнивай, ничего не выйдет. Спастись от этого можно, только избавившись от зависти, потому что чувство справедливости, праведный гнев, вообще дух революции — это всегда дух сатаны, антихриста.

Первый революционер, не знаю, с красным знаменем или нет, наверное, с красным, был сатана. Поэтому любая попытка устроить справедливость никогда ничем не кончается, кроме как бесконечными убийствами, гильотинами, расстрелами, голодом, и в результате любой революции, английской, французской, русской, на поверхность всегда всплывает такая шваль, такие бандиты, такие подонки, бессовестные и жестокие, какие никогда не снились мечтателям о справедливости, и потом они еще начинают уничтожать сами себя. История нам показывает: после революции всегда бывает много хуже. Это закон духовной жизни, другого ничего и быть не может. И если мы начинаем завидовать, то мы становимся в ряды вот этих бесконечных гитлеров, сталиных, дзержинских. Поэтому, когда нас обуревают гнев, обида, желание справедливости, мы должны проследить, в чем тут дело. Человек, почему ты так несчастен, почему тебе обидно? Тебе обидно, потому что ты завидуешь.

Дальше Господь говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Вот главное противопоставление, главная антиномия нашей жизни: человек, что ты хочешь, устроить свою жизнь в земном, материальном плане или в духовном? Одновременно и то и то сделать невозможно, и устроить жизнь материальную можно только одним образом, Господь об этом сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его». Если будешь искать духовной жизни, тогда Господь Сам тебе приложит и материальное, причем столько, сколько тебе нужно, плюс немножко больше. Человеку, который ищет Небесное Царствие, Господь никогда не дает по потребности, как при коммунизме, Он обязательно дает немножко больше, чем ему нужно, чтобы он имел возможность из этого «больше» давать еще другим. Но нужно в это верить, потому что это действительно журавль в небе: сначала ты должен искать Царствие Небесное, а уж потом тебе Господь даст. А человек как-то не очень верит, боится, как бы Господь его не обманул.

Почему мы так думаем про Бога, почему мы Ему не доверяем? Потому что мы сами такие, мы сами лукавые. Вот Господь говорит: «Ищи Царствие Небесное». Нет, мне некогда, мне надо работать, у меня дети, у меня дача недостроенная. Да, дел всегда полно, ну и делай: десять лет делаешь, двадцать лет делаешь, уже скоро умрешь, а ты и ничего не доделал, и Царствия Небесного не достиг. А если искать Царствие Небесное, Господь Сам будет помогать во всем. Он нам сказал, что прежде нашей просьбы знает обо всех наших заботах. Но надо помнить, что, когда Господь говорит: «Просите, и дано будет вам», речь идет, конечно, о Духе Святом, а не о том, чтобы еще два кубометра досок достать, хотя они тоже нужны, это абсолютно бесспорно, но не это главное.

Как же устроить свою жизнь так, чтобы наше сердце прилежало к спасению? Для этого нужно научиться обращать свой взор, внутренний взор, на небо, потому что нам очень мешает зависть: посмотрел, увидел и захотел того же. А так как у нас больно широкий кругозор, то мы можем увидеть очень много, и в поисках этого многого маленький человек может потерять вообще все. Поэтому лучше искать Царствие Небесное, потому что, только когда это желание в нас пересилит, мы сможем быть настоящими христианами. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.

20 июня 1999 года

Просмотров: 208