Неделя 10
Пришел к Иисусу человек «и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего». То есть он исповедал Христа Господом и попросил у Него как у Бога о помиловании. Поэтому Господь и исцелил этого несчастного мальчика, который с детства был бесноватым. Бесноваты все люди, но мы по преимуществу называем бесноватыми тех, кто никак не может с собой совладать, у кого воля полностью порабощена дьяволом.
В неделю 6. О расслабленном
Сегодня Святая Церковь предлагает нам чтение из Евангелия от Матфея о том, как Господь исцелил расслабленного, которого принесли и положили перед Ним. "И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой".
В неделю 4. Об исцелении слуги сотника
"Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник (военачальник, у которого в распоряжении сто воинов) и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его". А сотник отвечает: "Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры... И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час".
Вечерняя служба в неделю 16-ю по Пятидесятнице
В древнем патерике рассказывается такая история. Один брат спросил старца: «Что делать, если мне случится быть отягченным от сна и наступит час молитвословия, а душа моя от стыда не хочет сотворить молитвословие?» И отвечал ему старец: «Если тебе придется быть отягченным сном до утра, то, вставши, затвори двери и окна и твори свое молитвословие, ибо написано: “Твой есть день, и Твоя есть нощь”. Бог славится во всякое время». То есть хотя в монастыре есть обычай молиться в ночной тишине, но даже если до утра проспишь, встань, закрой окна и двери и молись, как будто ночью.
Воскресение дочери Иаира
Эпизод, о котором повествует сегодняшнее Евангелие, есть не только у апостола Луки, но и у апостолов Матфея и Марка. Видимо, он очень важен для нашего благочестия, раз Богом так устроено, что, читая Евангелие, мы трижды к нему обращаемся.
В неделю 22. Притчи о Царстве.
Господь пришел на землю и основал Церковь с одной только целью: чтобы человек мог достичь Царствия Небесного. Царствие Небесное - это полное общение души с Богом. А так как на язык человеческий перевести это событие очень трудно, трудно передать словами, Господь объясняет состояние общения с Богом, вечную жизнь, притчами, потому что притчу легко запомнить и через нее легче понять, как этого Царствия достичь.
Об исцелении страждущей 18 лет женщины
Господь в субботу учил в одной из синагог. Он часто приходил в синагоги именно по субботним дням, когда все верующие иудеи собирались помолиться Богу, послушать слово Божие и поучения, которые преподавали им учителя израильские. В каждом народе самые религиозные люди всегда регулярно собираются в храм, а те, для кого жизнь духовная не представляет никакого интереса, предпочитают всякие земные дела, поэтому к ним обращаться — это все равно что толочь воду в ступе.
О талантах
Сегодняшнее Евангелие повествует притчу о талантах. Слово это нам хорошо известно. Когда человек одарен чем-то, заметно выделяется, то мы говорим: у него талант. Происхождение этого выражения как раз из евангельской притчи. А изначала талант обозначал большую сумму, это была мера веса, ею мерили золото и серебро.
О безумном богаче
Все, что сотворил Бог, есть благо и всегда прекрасно. Когда мы смотрим на творение Божие: небо, звезды, окружающую нас природу,— мы видим красоту и гармонию. Многие, глядя на древнюю живопись, очень удивляются, как там подобраны краски. А все просто: художник брал естественные красители, которые валяются под ногами, и получалась гармония, потому что главный гармонизатор — Сам Господь Бог, и, если взять природные краски, на полотне возникает та же гармония, которая разлита по всей земле. Только глядя на человека, на него одного, ужасаешься, сколько же в нем всякого зла, несовершенства, греха.
О чудесном насыщении народа
Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении об одном из величайших чудес Христовых – о насыщении пятью хлебами и двумя рыбами гораздо более чем пяти тысяч человек.
Зачем Господь сотворил это чудо? Каково значение его для нас? Зачем вообще Господь творил Свои чудеса?
На этот вопрос ответ находим у евангелиста Матфея, который так говорит: "Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из города пешком".
О милосердном самарянине
Одно дело идти по лесу, собирая грибы и слушая музыку, которая доносится из соседнего дома отдыха; другое дело слушать музыку в концертном зале; третье - взять ноты, сесть за музыкальный инструмент и эту музыку играть, и иное дело - самому сочинять музыку. Все это имеет отношение к музыке, но участие наше в этом совершенно разное. Одно дело веровать в Бога, другое дело веровать и ходить в храм, третье дело каким-то образом участвовать в жизни церковной, и иное - спасаться. Все вроде имеет отношение к Богу, но это совершенно разные вещи в зависимости от того, насколько человек этим занят.
Об исцелении двух слепцов.
Господь в Израиле исцелил много слепцов, но не обо всех исцелениях написано в Евангелии, потому что, если писать обо всем, «самому миру не вместить написанных книг», как сказано у апостола Иоанна. И вот евангелист Матфей повествует об одном исцелении. Двое слепцов услышали гул на дороге, разговоры, восклицания — это Господь шел в окружении Своих учеников. У слепых людей слух очень обострен, поэтому они сразу поняли, Кто идет, и стали звать: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!»
Притчи о Царствии
"Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле..."
Господь пришел на землю и основал Церковь с одной только целью: чтобы человек мог достичь Царствия Небесного. Царствие Небесное - это полное общение души с Богом. А так как на язык человеческий перевести это событие очень трудно, трудно передать словами, Господь объясняет состояние общения с Богом, вечную жизнь, притчами, потому что притчу легко запомнить и через нее легче понять, как этого Царствия достичь.
Об исцелении слуги сотника
"Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник (военачальник, у которого в распоряжении сто воинов) и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его". А сотник отвечает: "Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры... И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час".
В неделю 17. О исцелении дочери хананеянки
Высокомерие древних иудеев по отношению к другим окружавшим их народам имело очень серьезные основания. Дело в том что только в еврейском народе - не всеми, как всегда, конечно,- соблюдались заповеди, которые дал человеку Бог: чтобы чтить Единого Бога, не употреблять имя Его всуе, почитать отца с матерью, не блудить, не воровать, не врать, не убивать. Другие этих слов Господних не придерживались, поэтому жили вполне как животные.