В среду 7 седмицы.
Закон повелевал иудеям перед едой мыть руки — они жили на Востоке, а там всегда солнце, жара, и можно подцепить инфекцию. Поэтому, в частности, Моисей запретил им и свинину вкушать, как нечистое: потому что в ней быстро заводятся всякие вредные микробы. И когда иудеи увидели, что ученики Христовы, не сотворив обычного умовения, едят хлеб, то возмутились этим нарушением закона. Но Господь им сказал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
В этих словах Христа в очень краткой и доступной форме заключается все то, что Он принес на землю. Господь принес на землю слово о духовной жизни, а духовная жизнь не имеет отношения ни к каким телесным предписаниям. Хотя человек живет в теле и поэтому, чтобы жить, ему нужно питаться, чтобы как-то в молитве преуспеть, ему нужно и поститься, но сам по себе пост и вообще всякое телесное упражнение, если оно не сочетается с духовным, то, как апостол однажды сказал, оно малополезно. И основной конфликт у Христа с книжниками и фарисеями в том и состоял, что они хотели только внешние правила исполнять.
Апостол Павел в послании, которое мы сегодня читали, говорит: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом». Призван ты Богом, будучи женатым,— и даже пусть твоя жена неверующая, живи с ней, если она согласна с тобой жить. И если жена уверовала во Христа, а муж неверующий,— живи с ним, никакого в этом греха нет, если он согласен, потому что «неверующий муж освящается женою верующею». А если он разводится, пусть разводится, Бог с ним, не надо его удерживать. То есть оставайся в том, в чем призван. Если ты раб, оставайся рабом. Если свободен, оставайся свободным.
В Древней Церкви наблюдались такие удивительные вещи: уверовал раб, а потом уверовал его господин, и так и живут: хозяин — христианин и раб — христианин, и он так же своему господину служит, остается при нем, исполняет то послушание, которое возложено на него Богом. Во втором, третьем веке бывало, что христиане удалялись от мирской жизни. Тогда не было таких монастырей, как сейчас. Обычно монастырем становился дом того человека, который уходил от мира. Бывало так, что госпожа-христианка ведет уединенную жизнь, и все служанки, которые уверовали во Христа, остаются вместе с ней и продолжают ей служить, а тех, которые не веровали, отпускают на свободу. То есть полное пренебрежение внешним состоянием.
Вот это и есть истинное христианство. Поэтому апостол Павел еще говорит: призван ты обрезанным, если ты из евреев,— оставайся как обрезанный. Если ты необрезанный — оставайся необрезанным. Потому что обрезание — это ничто, и необрезание — это тоже ничто с духовной точки зрения: к чему ты принадлежишь, к какому обществу, к какому гражданскому состоянию, бедный ты или богатый, раб ты или вольный, мужчина или женщина — это не играет никакой роли. Главное, причастен ты к подлинной духовной жизни или нет. И вот этого небесного и надо взыскать.
Преподобный Сергий по своему рождению был боярин, но не воспользовался плодами своего происхождения, а ушел служить Богу. Ушел вместе со своим братом, который был подвигнут его ревностью. Но брат вскоре оставил его, не выдержал этой очень трудной, жестокой жизни. И то подлинное христианское устроение, которое стяжал преподобный Сергий в результате всей жизни, совершило удивительные чудеса: он сумел собрать воедино страну, полностью разоренную междоусобицами, безбожным отношением людей друг ко другу. И это еще раз подтверждает слова Господни: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам».
Сергий совсем не думал о таких замечательных словах, как патриотизм, любовь к родине; ничего это ему даже в голову не приходило, он был человек очень смиренный, скромный, совершенно некичливый. Конечно, он знал, что слава о нем дошла даже до Константинополя, потому что Патриарх Константинопольский ему подарки присылал, но он совершенно к этому не прилеплялся сердцем. В житии описан даже такой случай: некий человек хотел увидеть Сергия; ему указали на монаха в заплатанной одежде, работающего на огороде, но он никак не мог поверить, что это Сергий и есть. Только когда князь сошел с коня и поклонился в ноги этому дедушке в заплатках, тогда он понял, что действительно это сам игумен. И причем Сергий заплатки на себя надевал не ради какого-то театра, чтобы показать, как он любит бедность, а потому, что он совершенно не интересовался внешними регалиями. Его интересовала только его собственная внутренняя жизнь, он только об этом заботился, об этом думал и об этом молился Богу, это только созидал. Прежде всего духовное заполняло всю его душу, и стремление его было только духовное, и хотел он только спасения своей души — а все остальное к нему приложилось.
Конечно, во внутреннюю жизнь такого святого человека проникнуть нельзя. Это всегда тайна стояния человека перед его Богом. Но «всякое дерево познается по плоду». И по тому, что принесла жизнь Сергия, мы видим, что этот человек необычайной святости, потому что плоды, которые принесла его жизнь, огромны. Именно поэтому мы можем с уверенностью сказать, что он воссоздал в своем сердце Царствие Божие. И от того огня, который горел в его сердце, загорелись сердца и всех его учеников. Поэтому ученики преподобного Сергия тоже стали преподобными, и ученики учеников. Он никого не уговаривал, никого ни в чем не убеждал, он просто жил и молился, и вокруг него стали спасаться люди.
Так же и Христос. Он никого не упрашивал, никого не уговаривал, Он только являл совершенно иную жизнь. Являл и говорил, что кто эту жизнь воспримет, тот достигнет подлинного блаженства. Для кого духовное представляет единственную жажду, кто поистине станет нищим духом, кто будет духовное, как нищий, просить у Бога,— только этот человек духовного и достигнет. Поэтому в лествице христианского совершенства первая ступень есть нищета духа. Господь в Евангелии говорит: «Блаженны нищие духом».
Все мы грешные люди, по своим грехам отверженные от Бога, ничего не понимающие в духовном и не видящие ничего духовного. Но если человек это осознал, если он никак не доволен состоянием своей жизни, не примиряется с этим, если ему корыта, у которого он сидит, недостаточно и он стремится к духовному, он просит духовного, он ищет, он взыскует, он старается заповеди Божии исполнять, старается победить свое греховное естество для того, чтобы приобщиться к небесной жизни,— тогда он и достигает блаженства. А все остальное, необходимое для жизни, само прилагается.
И нам, если мы хотим быть подлинными учениками Христовыми, нужно не беспокоиться о земном устроении, потому что это не в нашей компетенции. Представим себе, что кто-то из нас стал бы императором или президентом и нам сказали: вот ты теперь президент, устрой эту жизнь так, как ты хочешь, как считаешь нужным. И очень скоро мы увидели бы, что это невозможно. Можно делать какие-то попытки более или менее удачные, но все равно получается всегда не то, что хотелось бы. Потому что результат зависит только от общего состояния душ людей и от воли Божией.
Вся наша жизнь, ее земное устройство нам ярко демонстрирует, что без Бога все рушится. Потому что Бог есть Податель жизни. И если бы мы в первую очередь устрояли свою жизнь духовную, если бы нас заботило, как мы молимся, насколько мы исполняем заповеди Божии, как мы понимаем Евангелие,— если бы мы этим жили, тогда все остальное, земное, оно бы нам приложилось само. Господь видит, кто ищет единого на потребу, кто у ног Его сидит и слушает и принимает Его слова. И такого человека Господь не оставит.
Я вчера с одним батюшкой беседовал, и он говорит: «Как Господь заботится о нас, грешных». Ему понадобился маленький фонарик для хозяйственных нужд, но батюшке, естественно, некогда по магазинам ходить, и он решил: ну ладно, обойдусь так. И только это про себя сказал — на него фонарики посыпались горой. То один подарит, то другой. У него теперь в каждом кармане по фонарику, всем детям фонарики раздал. Вот как Господь даже в мелочах показывает человеку: не беспокойся ни о чем, Я все знаю и помню и в нужный момент Я этими фонариками засыплю тебя, Эйфелеву башню из них навалю, только не ищи фонариков, а ищи Царствие Небесное. И когда Богу будет угодно, когда Он сочтет нужным, когда увидит, что человек смирился, когда прошло у него это желание, то Господь отсыпает полную меру.
И так бывает во всем. Люди уходили в монастырь и в пустыню, чтобы ничего мирское их не беспокоило. И что же? В монастырях возникало самое прекрасное искусство, самые лучшие библиотеки, самое замечательно организованное хозяйство. Вроде бы ушли от мира молитвой заниматься, чтением Священного Писания и святых отцов, а остальное все постольку поскольку. Действительно, что такое монастырская жизнь? Встают в пять утра — братский молебен, утреня, потом Божественная литургия, потом краткий отдых, потом обед, потом послушание и потом опять вечерняя служба и ночной сон. Собственно, когда работать-то? Некогда, надо молитвой заниматься. И вот возьмем любой монастырь: все в нем расцветает, и расцветает, и расцветает. Казалось бы, все силы уходят на молитву — а хозяйственная деятельность расцветает. А другие с утра до вечера вкалывают, и «черные» субботы у них — и все равно все разваливается, ничего не получается. Потому что без Бога ни до порога.
И надо нам хорошенько это понять: если все силы своей души и своего тела мы отдаем духовному деланию, то Господь воздаст сторицей даже в нашей обычной жизни. Пример этого мы в истории постоянно видим. Взять Даниила Московского, который ни одной войны не провел, чтобы не расширить свои владения. Он воевал, но воевал защищаясь, а Господь ему приложил владения, потому что он был не жадный. Умер дядя его бездетный — и все Переяславльское княжество ему отписал. Вот так бывает, когда человек не стремится к земному. Господь ему щедрой рукой дает.
Многие удивляются: почему одни в богатой семье родятся, другие в бедной? Это вроде несправедливо. А вот когда случилось такое время, что бедные стали грабить богатых, то оказалось, это все было справедливо. Потому что те, кто был богат, они со своим богатством расставались очень легко. Князья и помещики и таксистами работали, и в больницах работали, и забыли о своем богатстве очень легко. А те, кто был ничем, а стал всем, наоборот, стали алчно это богатство собирать, и вокруг этого постоянно была грызня. И до сих пор их движущая сила — это зависть: вот у него есть, он пользуется, а мы-то нет, и нам тоже надо, надо у них отнять. Вот такое все время желание. А жизнь ведь дана, чтобы чему-то научиться.
Господь премудр и каждому дает то, что он может понести и что ему полезно для души. Щедрому полезно богатство, а жадному полезно родиться в бедности. У кого сердце и око независтливое, тому можно дать всякие дарования. А кто завистлив, тому полезней не давать ничего, чтобы он с этой завистью своей немножко поборолся. Господь Сам распоряжается. Поэтому когда что-то в нашей жизни происходит и нам кажется, что вроде не так,— это в нас страсти говорят. Надо обязательно нам оставаться в том, в чем мы призваны, и искать небесного. Ведь здесь, на земле, мы странники, это скоро все уйдет; все наши расстройства временные, земные — это все скоропреходяще.
Поэтому как бы хотелось, чтобы все мы в течение обычной нашей жизни не забывали о главном, что все-таки первая заповедь — помнить, что есть Бог, что мы должны Его чтить, что мы должны Его любить, что вся наша жизнь должна исходить из этой любви. И даже если этой любви у нас нет, то мы должны жить так, как будто она у нас есть. Вот тогда наше сердце сокрушится, то есть у нас появится любовь к Богу.
И на примере таких святых угодников Божиих, как преподобный Сергий, мы видим, что это все достижимо. Пусть, конечно, мы преуспеем не в такой степени, как преподобный Сергий, но каждый из нас в свою меру не только может преуспеть, но и должен, и, более того, обязательно преуспеет, лишь бы приложил к этому старание. Аминь.
18 июня 1990 г.
Просмотров: 576