Проповедь в неделю 6, об исцелении расслабленного
Прибыл Господь в свой город Назарет, где Он был воспитан, и где все Его знали, и куда тоже уже дошел слух, что Он исцеляет больных. «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует». Да, ни один человек не может простить грехи другому, это может только Господь — а они не видели в Нем Божественной благодати и силы, потому так и подумали. «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам». Народ прославил, а они нет; наоборот, затаили злобу. Почему? Потому что обидно стало, потому что их самолюбие было уязвлено. Они раскрыли черноту своей души, и Господь перед всеми ее показал.
Зачем именно в воскресный день мы читаем этот отрывок из Евангелия, причем неоднократно, потому что и у других евангелистов тоже есть об исцелении расслабленного? Что нам открывается здесь? Во-первых, мы видим, что Господь всегда исцеляет человека по его вере. Если есть вера, он исцеляется, если нет, Господь ждет. Почему не сразу? Почему Господь не взял бы и не исцелил всех болящих на земле: и тех, кто родился уже больным, и тех, кто потом заболел? Всех бы исцелил, и все были бы здоровые, и все бы вокруг радовались. Радовались бы все, но прославляли Бога совсем не все. Сколько ни выздоравливай, все равно умрешь. Цель человека не дожить до ста пятидесяти лет здоровым, а потом спокойно умереть. У каждого живого существа, созданного Богом, и у растений, и даже у минералов цель только одна: прославлять Бога. Если мы посмотрим на мир, устроенный Богом, заглянем в любую точку земли и неба или нырнем глубоко под воду, мы увидим везде божественную красоту. Невидимый мир прославляет Бога и его творение, видимый мир тоже прославляет Бога. И человек по замыслу Божию должен участвовать в этом прославлении, но он отпал от Бога грехом и стал прославлять самого себя. И как бы это со стороны ни представлялось тошно и глупо, тем не менее страсть тщеславия столь сильна, что человек никак не может от нее избавиться. Особенно контрастно бывает, когда окунаешься во внецерковную среду. Эту похвальбу видеть тяжело и неприятно, потому что сам уже в достаточной степени от этого отвык.
И вот Господь исцелил расслабленного, глядя на веру тех, которые его принесли. Господь по вере их дал им, потому что они явили уже новозаветное качество души. Вера — это как раз то, с чего начинается прославление Бога. Чтобы прославить Бога, нужно Его сперва познать, а познает человек Бога только верою. И чтобы укрепить их в этой вере, Господь дал болящему здоровье. А если исцелить всех болящих, это не приведет ни к чему, ничего благого из этого не получится. Один старый монах рассказывал мне про бесноватую девушку, которую мама возила по всем монастырям. И вот, по милости Божией, редчайший случай: бес оставил ее, и она выздоровела. Ну и что? Сейчас пьет, курит, гуляет. Так уж лучше бесноватой ездить по монастырям, чем бесноваться в такой форме — пить, гулять, блудить. С точки зрения спасения души лучше первое, а с ее точки зрения, конечно, хорошо быть здоровой — не лаять, не рычать, на людей не бросаться и просто жить в свое греховное удовольствие. Ей, конечно, так легче, как и большинству людей.
Спроси у любого: ты хочешь исцелиться? Конечно. А зачем тебе здоровье? Чтобы день и ночь молиться Богу? Чтобы свою жизнь посвятить служению ближнему? Чтобы исполнять заповеди Божии, людям помогать и Бога прославлять? Нет, об этом человек даже и не вспомнит. Он сразу начнет служить себе, сразу начнет наверстывать упущенное. Поэтому Господь и дает исцеление далеко не всем, кто Его об этом просит. Как всякий отец, Он хочет нас видеть хорошими, хочет, чтобы его дети жили благочестиво. Цель жизни и вообще цель веры и смысл ее — благочестие. В Послании своим духовным чадам из Рима апостол Павел пишет об этом благочестии. Хорошо бы нам, придя домой, еще и еще раз прочитать эти удивительные слова, а еще лучше даже и выписать, чтобы они остались в нашей памяти и время от времени всплывали в нашем уме. И тогда, может быть, возникнет некая склонность сердца и мы в чем-то свою жизнь исправим, не будем поддаваться всеобщему хамскому разгулу, который царствует в мире, а прислушаемся к апостолу Павлу, который и в своей жизни эти слова воплотил, и своих духовных чад так учил, а через них и нас с вами.
«По данной нам благодати, имеем различные дарования», — пишет апостол. Да, действительно, у каждого из крещеных людей есть дар Божий, дарованный благодатью. Далее он перечисляет некоторые дары; конечно, большинства этих даров у нас нет, но хотя бы послушаем: «Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, — увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Если возможно. С некоторыми, конечно, невозможно. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Вот для этого Господь каждому из нас дал драгоценный дар веры, нами не заслуженный, потому что мы ничем не лучше других. Если посмотреть на любое сообщество, где столько же народу, как у нас в храме, мы наверняка найдем там людей более приспособленных к жизни, более ответственных, более толковых и образованных, более трудолюбивых. Этот дар веры нам дан не потому, что мы лучше других, мы много хуже, и к трезвой обыкновенной жизни мы мало пригодны, более того, многие из нас и в церкви-то поэтому оказались и, если бы не Церковь, просто бы погибли, потому что нам в жизни опереться не на что. И Господь нас привел и дал нам этот дар. И этот дар мы можем своим усердием, своим упражнением в добре, о котором говорил апостол Павел, развить. «Духом пламенейте» — вера как огонь может охватить все наше существо. И с помощью этого благодатного дара Бог может нас умудрить, сделать разумными, и трудолюбивыми, и долготерпеливыми, и работоспособными, может все в нас, грешных и больных умом и телом, восстановить и приумножить.
Когда человек имеет веру, у него есть перспектива. Если человек не имеет веры, у него движения нет. Вроде на первых порах он впереди, но дальнейшего развития быть не может. А самое высшее развитие для человека — нравственное. Маленький, только что родившийся жеребеночек, уже стоящий на ногах, конечно, более совершенное существо, чем новорожденный человеческий младенец, который будет стоять на ногах спустя восемь, а то и одиннадцать месяцев, а уж жеребенок в одиннадцать месяцев будет бегать и сам добывать себе пищу. Жеребенок превосходит народившегося человека, но пройдет полтора года, и этот человечек будет уже произносить слова и понимать человеческую речь. Вот в этом вся и разница. Поэтому «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». Он избрал самых простых апостолов и так их умудрил, что они стали основанием Церкви, которая существует уже две тысячи лет «и врата ада не одолеют ее».
Эта Церковь все вновь и вновь рождает людей. И не нужно ей никаких реформ и реконструкций. Человеческое общество все время реконструируется, разные возникают политические и экономические отношения, и все время нужно их восстанавливать или совершенствовать, потому что все закисает, все умирает, а Церковь всегда живет и плодоносит. Вот истинная невеста Христова! За счет чего, какой-то организации, что ли? Да нет, можно всю организацию церковную скопировать, но она не будет работать, так же скиснет, как любая другая. А в чем же дело? А дело в том, что движущей силой этого богочеловеческого организма является благодать Божия, которую человек, не знающий Бога, просто не видит. Он не понимает, за счет чего это все происходит, за счет чего в течение трех лет у нас открылось триста двадцать монастырей, откуда эти люди взялись по всей стране, откуда десятки тысяч храмов начали вдруг реставрироваться. Все стонут, ни у кого денег нет, рабочим не платят зарплату по полгода, а здесь находят и железо, и краску, и кирпичи. И не где-то в одном месте, где можно предположить, что некая мафия помогает. Что же, по всей стране мафия? Столько и мафии-то не найдется во всем мире. Нет, это благодать Божия сама собирает людей и сама направляет мысли людей к добру, к бескорыстному этому строительству.
Но это только внешнее, эти кирпичи мало относятся к делу, а самое главное — восстановление души. Если бы мы постоянно к этому устремлялись, то благодать Божия в нас ее созидала. Мы видим, как немощной человек был принесен и положен к ногам Спасителя, он не мог даже просить, настолько был ослаблен, — и вот в ту же секунду «встал, взял постель свою» и стал ходить. И это чудо соделала вера, даже не его, а вера тех, кто его принес. Вот так по закону любви все устроилось. И такое же чудо может произойти с каждым из нас, если мы слово Божие примем всем сердцем, как апостол повторил: «Благословляйте, а не проклинайте». Как ни хочется тебе проклясть человека за то, что он тебе сделал гадость, а ты его благословляй, проси у Бога: дай ему, Господи, доброе здоровье, и помоги его детушкам, и прости все его грехи, и не накажи за меня, грешного. Вот попробуй поупражняйся, ответь добром на зло — и благодать сразу в тебе прибудет.
Всегда, когда мы совершаем нечто заповеданное нам Богом, мы поступаем вопреки здравому смыслу, вопреки нашему уродскому воспитанию, вопреки среде, в которой живем, — христианство этому всегда противоречит. Почему мир так ненавидит Церковь, она как бельмо на глазу, все хотят ее как-то ужать? Потому что люди хотят грешить — и вот есть нечто в мире, что воюет с грехом. Если правда колет глаза, нужно либо уничтожить эту правду, либо исправиться самому. И всегда же легче правду уничтожить, чем исправиться, это каждый знает. Когда кто-то нам говорит «дурак», нам трудно согласиться, хочется сказать «сам дурак», потому что человеку, грешному по естеству, отомстить гораздо легче, а совершить подвиг и принять то, что есть, конечно, трудно. Это удел немногих, но нужно обязательно к этому стремиться — чтобы любовь, как говорит апостол Павел, была искренняя, нелицемерная. Как этого достичь? На одного-двух человек нас еще хватает, на трех-четырех уже труднее, на пять-шесть не хватает совсем. Поэтому, чтобы этого достичь, нужно постоянно упражняться, нужно все время совершать дела любви, чтобы сердце делалось способным к ним. Тогда в это умягченное сердце будет изливаться благодать Божия. Это мы знаем из опыта Церкви. Те люди, которые постоянно упражнялись в любви, достигали удивительных вещей, они в свое сердце могли вместить не двоих-троих, а со слезами молились за весь мир, их сердце наполнялось любовью.
Господь хочет, чтобы Его дело продолжалось на земле, и хочет, чтобы это происходило через людей. Сам Господь пришел на землю как человек. Почему в таком смиренном виде? Чтобы никого не заставлять идти в Царствие Небесное. Пришел некий человек, чуть выше среднего роста, каштановые волосы, обыкновенный вид, не силач, не красавец, не какой-то удивительный оратор, нет в нем, как Исаия говорил, «ни вида, ни величия». И вот он говорит: «Я есмь хлеб, сшедший с небес», Я Сын Божий, хотите, ребята, верьте, хотите нет. Некоторые поверили, и создалась Церковь Божия. И дальше каждый ученик Христов в себе несет печать Христа и действует в этом мире. Может быть, иногда что-то говорит, а лучше просто молча предлагает Евангелие и сам свидетельствует своей жизнью, что, оказывается, по Евангелию можно жить. Пусть не так полно, как апостол Павел, но хотя бы в какой-то части. Живя среди волков, не выть по-волчьи — оказывается, это можно. Вот таким образом проповедь христианства и совершается уже две тысячи лет.
Среди нашего падшего мира, в нашем грешном человечестве заводятся такие люди, которые живут по Евангелию, и каждый из них по благодати становится Христом. Не по существу, потому что во Христе было две природы, Божественная и человеческая, — но по благодати. Мы грешные люди, но, если мы исполняем заповеди Божии, к нам приходит благодать Божия и начинает в нас действовать. Она начинает в нас молиться, и пророчествовать, и исцелять, и творить добро, и разуметь Писание, и творить в нас все необходимое, чтобы расширилось дело Божие. И чем больше человек трудится, тем больше Господь ему дает. Бог необъятен, и Он может дать одному человеку столько, что, по слову апостола, весь мир не будет достоин этого человека и благодать, которая в нем, превзойдет все сокровища мира. И мы видим на примере апостолов и многих святых, что они достигли этого, что сама земля недостойна их носить, что они небожители. За счет чего, своего падшего естества? Нет, они грешные люди, но более возлюбили Свет, и Этот Свет пришел к ним, так что они жили уже не жизнью греха, который воюет в теле каждого человека, и грешного, и праведника. Но праведник побеждает его благодатью Божией, а грешник уступает греху и идет по пути падения.
Если мы будем каждый раз призывать имя Господне, чтобы управить свою жизнь в сторону добра, Господь всегда будет помогать, лишь бы, как Серафим Саровский говорил, у нас была на это решимость. От нас нужна только решимость, больше ничего, все остальное за нас сделает благодать Божия. Мы видим это и в Евангелии, и в житиях святых, да и во всей нашей жизни. Ведь бывает и с нами, что время от времени мы побеждаем какой-то грех, если вспомним о Боге, если проявим несогласие с грехом, который в нас воюет. Для этого и существует Священное Писание — чтобы постоянно обновлять в нас память о том, как должно себя вести, как жить благочестиво. Господь сказал Своим ученикам: «Да просветится свет ваш пред человеки, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». К сожалению, глядя на нас, мысль о том, чтобы прославить Бога, никому не приходит, а приходит совершенно другая: что, и этот человек в церковь ходит, чему же его там учат?
И вот иной думает: как же мне спастись? А что, ты все уже совершил, все исполнил, к чему нужно стремиться? Действительно твоя жизнь так выправлена и ты ведешь себя достойно звания христианского? Конечно, нет. Чтобы малое дитя приспособилось к жизни среди людей, его нужно учить. Если входишь в помещение — надо снимать шляпу. Если встречаешься со старшим — первым руку, голубчик, не подавай. Если открыта дверь — не лезь вперед, пропусти сперва другого. Этому надо учить, маленький человек пока этого не понимает, в силу того что он вполне зверь. Кошке же не объяснишь: мол, знаешь, кошечка, ты должна человека вперед пропустить. Кошка смотрит — щель есть, и она пошла. Так же и ребенок: стоят тети и дяди, а он как по лесу ходит по храму и их раздвигает. Он же не понимает, его еще надо учить: знаешь ли, среди людей, в силу того что две тысячи лет назад пришел Христос, это уже не принято, по крайней мере в Москве; может быть, где-нибудь в Джакарте иначе, но в Москве так уже не принято. Хотя многие так делают, но это считается хамством. Поэтому если ты будешь так себя вести, с тобой постепенно все перестанут общаться.
И что, не расталкивать других — и ты уже спасся? Нет, этого мало, это слишком низкая планка, ее трехлетний ребенок может перешагнуть. Для взрослого нужно нечто повыше. «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте; не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками; если враг твой голоден — накорми его», — говорит Господь. А мы часто и родственника-то не хотим накормить, и знакомый пришел — так бывает жалко, как будто не Бог податель пищи, как будто я хлебушек этот посеял, я его сжал, я обмолотил, испек. Это же все другой дядя сделал, только потом я пришел, отдал какие-то бумажки, а мне взамен это дали. А теперь мне жалко того, что совершенно мне, в общем, и не принадлежит. Если бы я взялся все это вырастить, у меня ничего не получилось бы. А уж если, даже вырастив, попытаться это продать, чтобы потом себе ботинки купить? Нет, на тапочки не хватит. Мы живем по милости Божией, даром, кто-то за нас работает, а мы очень мало приспособлены к жизни, любого из нас помести в лес, пусть даже летом — и уже к осени нас не будет, мы не выживем, потому что не умеем ничего делать. Мы можем только ныть и жаловаться.
И вот Господь предоставляет нам возможность хотя бы тем даром, который Он нам дал, кому-то послужить, поупражняться в любви, немножко свое сердце расширить для благодати Божией. Если будем упражняться, Господь обязательно ее даст. И порукой этому слово Божие, которое всегда неизменно. Две тысячи лет оно продолжает звучать и всегда находит отклик у людей, которые его воплощают в своей жизни, — хорошо бы и нам так.
Помоги нам в этом, Господи.
Аминь.
14 июля 1996 года
Просмотров: 614