В неделю 27. О безумном богаче

o bogacheВсе, что сотворил Бог, есть благо и всегда прекрасно. Когда мы смотрим на творение Божие: небо, звезды, окружающую нас природу,— мы видим красоту и гармонию. Многие, глядя на древнюю живопись, очень удивляются, как там подобраны краски. А все просто: художник брал естественные красители, которые валяются под ногами, и получалась гармония, потому что главный гармонизатор — Сам Господь Бог, и, если взять природные краски, на полотне возникает та же гармония, которая разлита по всей земле. Только глядя на человека, на него одного, ужасаешься, сколько же в нем всякого зла, несовершенства, греха.

 Почему так? Из всех земных созданий человек, совершенно очевидно, существо высшее. Почему же этот высший живет хуже всякого насекомого и совершает безумные поступки, причем часто даже зная, что его за это накажут, идет словно бы назло и нарочно. И в результате один в тюрьму попадет, другого из школы выгонят, третьему ремня дадут, четвертого с работы уволят, пятый семью потеряет, шестой — здоровье. Знает человек, что это плохо, что последствия будут ужасные, а все-таки это зло делает. Как над ним властвует грех! Отчего это происходит? Оттого что человек отпал от Бога. А человек, отпавший от Бога, более прислушивается к тем мыслям, которые рождаются у него в голове под воздействием дьявола, желающего его погубить.

Если два яблока, хорошее и гнилое, положить рядом, то вскоре мы увидим, что хорошее яблоко с того бока, который прикасался к гнилому, начало гнить. Сказано же: «С преподобным преподобен будеши, и со строптивым развратишися». Это давно замечено, тысячи лет тому назад. И еще говорят: «Яблочко от яблоньки недалече падает» и «Каковы родители, таковы дети». Не всегда, конечно, бывает, что дети лучше своих родителей, бывает, что хуже, но то, что дети перенимают много дурного от своих родителей, несомненно; перенимают и от сверстников, и от старших. Обычно ведь младших всяким гадостям учат старшие. Крайне редко бывает, что младшие более успешны в каких-то мерзостях и неиспорченный старший подвергается их влиянию.

Человек отпал от Бога, и все пришло в упадок, все смешалось, и в трехсоставном человеческом естестве нарушилась гармония, которая заключается в том, что человек призван жить жизнью духовной и этой духовной жизни должны подчиняться и его душевная жизнь, и телесная. Но так как гармония нарушена, в нашу жизнь вошла смерть, которой мы боимся, стараемся отсрочить ее как можно дольше. Тем не менее, хотя каждый человек чувствует несправедливость смерти и испытывает перед ней ужас, она неизбежна, и это тоже следствие греха. Ведь дать бессмертие существам, отпавшим от Бога, означает просто плодить дьяволов, потому что большинство людей в течение жизни все больше и больше укрепляются во зле.

Господь пришел на землю нас спасти, а спасение заключается в том, чтобы в уже сгнившем человеческом организме появился здоровый участок, в котором нет греха. Этот здоровый участок — Сам Иисус Христос, Который принял на Себя плоть человеческую. Ведь кто может воскресить мертвого? Кто может нарушить закон естества? Только Сам Бог. И Он нарушает этот закон, Он соединяет человеческое естество со Своим Божеством в личности Иисуса Христа, Который на Своей крови устрояет Церковь. И через Церковь каждый человек, приобщившийся ко Христу, получает возможность спасения — спасения от того ужаса греха, в котором он живет. Это не значит, конечно, что каждый, кто начнет ходить в храм, спасется. В храм, бывает, и комары залетают, но это еще не означает спасения их комариной души. Речь идет о том, чтобы спасение человека произошло в вечности, чтобы он навсегда был спасен от греха. Человек как клетка единого организма должен потрудиться, чтобы выявить в себе здоровые силы, которые есть в каждом грешнике.

Естественно, в нас действует не один только грех, есть и здоровое начало, есть естественная склонность к добру, любви, справедливости и даже к подвигу, к тому, чтобы принести жертву, пусть незначительную, ради другого. Это все в нас есть, просто оно тонет в грехе, которого больше. И здоровое начало должно победить начала греха и зла, наша воля должна быть направлена ко спасению. Вот если мы этого захотим, тогда и Господь нам поможет, и мы выздоровеем, сначала духовно, потом душевно, а потом и телесно. Телесное выздоровление — это то, о чем мы говорим: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Речь идет о том воскресении, когда тело человека приобретает бессмертие. Первым из людей воскрес человек Иисус Христос, и мы совоскреснем с Ним. Каждый человек к этому предназначен — через Церковь, через победу над грехом. У нас, тех, кто уверовал во Христа, эта возможность, естественно, больше. Но положа руку на сердце можно сказать, что многие ею совершенно не пользуются. Имея такую возможность, они ее упустят сквозь пальцы, пропустят мимо ушей. Почему? Вроде бы они некогда крестились, крестики на шею повесили, собрались в храм Божий, хотят спастись, однако не спасаются. Об этом говорится в притче, которую мы сегодня слышали и которую Господь сказал Своим ученикам.

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Да, мы часто говорим, что человек предполагает, а Бог располагает. Вот всю жизнь человек мечтал: выйду на пенсию, отдохну, буду делать, что захочу. А денежки раз и превратились в бумажки, и все, на эту пенсию не проживешь. Господь как любящий Отец никому не даст делать то, что ему хочется. Только безумные родителю позволяют ребенку творить все, что он ни пожелает. Тогда конец этому ребенку, потому что кем он станет?

Все воспитание как раз и означает направить детей не к тому, что они хотят, а к тому, что есть благо, что есть добро, что чисто, что благородно. Давать ребенку полную свободу значит развращать его, укреплять в том безобразии, которое уже всеяно в его душу. Каждый человек, к сожалению, грешник, и зла в нем больше, чем добра, ничего с этим не сделаешь. Поэтому разумное воспитание заключается в том, чтобы препятствовать злу развиваться. Если ветка не туда растет, ее тут же обрезают, оставляют только ту, которая растет в нужную сторону. Так и в воспитании детей, и в садоводстве, и в акварельной живописи: если краска не туда течет, нужно взять сухую кисть и ее снять, иначе будет хаос на бумаге и не получится никакой акварели.

Итак, хотел человек порадоваться: прибрал квартирку, оглянулся — хорошо, чистота, порядок, благодать. Или нива у него угобзилась, много теперь хлеба, и он не останется на полях, как в колхозе «Красный лапоть», его не запашут опять в землю, нет, рачительный хозяин ломает старые житницы и строит новые, чтобы не пропало ни зернышка. Разве это плохо? Ничего плохого нет ни в урожае, ни в том, что хозяин радуется и веселится, если это веселье не превращается в какое-то безумное топанье ног с пьянством и пением страшных песен. Все это замечательно, пусть душа радуется. А в чем же безумие? В том, что человек не понимает, зачем он живет, не понимает, кто дал ему этот урожай и зачем. Для того ли, чтобы он теперь пел, гулял, отдыхал, лежал на спине и плевал в потолок? Нет, всякое богатство дается человеку для того, чтобы он упражнялся в милосердии, в жалости, в щедрости. Если тебе привалило богатство, надо понимать, что это дар Божий и этим даром нужно служить делу Божию. А на земле есть только одно дело Божие: Бог всем хочет спастись и прийти в познание истины. Ему от человека больше ничего не нужно, только бы человек познал Бога, потому что Бог есть истина.

Вот чего Бог хочет от человека, а человек хочет гулять, хочет жить сам по себе, отдельно от Бога, то есть попросту поступать в отношении Него по-хамски, потому что Бог ему дает все; даже ту глотку, куда человек водку заливает, и то Он создал. И когда человек это забывает, он становится безумным. Если человек живет для себя, то у него нет высшего смысла, его жизнь в лучшем случае бессмысленна, в худшем случае она есть зло. Потому что даже если человек сохраняет некий молчаливый нейтралитет, откровенного зла не делает, но и добра тоже, живет сам в себе, это несотворение добра есть тоже зло. Если человек так Бога и не находит — значит, жил зря. Поэтому Господь и говорит «безумец» — и так Он говорит любому, не только богатому, но и бедному. Каждому Господь говорит: зачем ты живешь? Единственный смысл, который Бог вкладывает в жизнь человека, это возвращение к Богу. Поэтому каждый, и богатый, и бедный, и здоровый, и больной, должен найти для себя этот смысл.

Сама задача ясна; вся трудность в том, чт%о именно нужно делать, как повернуть свою жизнь, чтобы спастись. Это самый главный вопрос. Уже две тысячи лет каждый человек, даже который и в храм ходит, и читает писания людей, достигших жизни вечной, все равно мучается вопросом: как спастись? Потому что Василий Великий спасался так, а Григорий Богослов иначе, иначе — Антоний Великий, иначе — Феодосий Черниговский. У каждого свой путь, потому что жизнь любого человека совершенно не похожа на жизнь других и сам он уникален, никогда и нигде не было и не будет такого человека, как он. Только в бреду можно придумать реинкарнацию: что в следующем перевоплощении я исчезну как личность и в этом мое счастье. Так может думать человек, совершенно не знающий Христа, и для него естественно самоубийство — а куда еще деваться? Жизнь безумна, несчастна и трудна, в конце все равно смерть. Так не лучше ли сразу, чем мучиться? Иные так и делают, и это понятно: для всякого, кто верит в реинкарнацию, стремление к исчезновению нормально. Человек не хочет спасения, он хочет исчезать в каждом перевоплощении, не помня предыдущего, а, достигнув в результате нирваны, его личность со всей памятью и со всеми талантами исчезает вообще из бытия, растворяется в Абсолюте, как в синильной кислоте.

Если бы это было так! Но к сожалению для тех, кто не хочет принимать свое спасение, это не так. И каждый, кто бросается вниз с какого-нибудь этажа и расшибает об асфальт голову, убеждается, что ни от чего он не спасся, а его душа в этой точке страдания, которое заставило его покончить с собой, замерзает на вечность. Да, пока умирал, секунду чувствовал боль, потом боль прошла — а душа как страдала, так она и страдает, потому что и до прыжка не было в ней Бога, и после прыжка нет Бога. Но до смерти можно было надеяться, что нечто изменится, а после смерти уже ничего измениться не может. О, если бы можно было исчезнуть! Но душа вечна, а значит, более безумного поступка, чем самоубийство, нет в природе, это наибезумнейший поступок из всех, потому что выхода из него уже нет. Даже Церковь не молится за такого человека, то есть ему надеяться просто не на что, он лишает себя всякой надежды.

Такое страшное дело — отчего? От безбожия: человек не нашел Бога. А спасение в том, чтобы Его найти. И Господь заканчивает свою притчу словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Тот, кто живет для себя, теряет. Обычно каждый человек ведет борьбу с другими людьми, и это начинается с самого младенчества. Вот младенец хочет есть или хочет, чтобы ему сменили пеленку,— ему надо, и он кричит, вынь да положь. Он хочет маму заставить, а она хочет, чтобы он подождал,— уже борьба. И так происходит и в дальнейшем, а требуется совершенно иное. От одного требуется терпение, а от другого — милосердие, чтобы он это время чужого терпения по возможности сократил. И цель жизни — научиться не жить для себя. Это есть уже совершенство, и только немногие, даже из святых, достигали этого совершенства, так что уже и в пище-то не нуждались, в самой, казалось бы, необходимой малости. Ведь когда человек ест, все равно он это делает для себя, никуда от этого не денешься — пусть скудно, пусть сухо, пусть мало, но для себя.

Вот сейчас мы предпринимаем пост, немножко себя утесняем хотя бы в еде; это уже шаг по направлению к духовной жизни. А когда человек научился полностью отказываться от своей воли, он готов всем и во всем служить, как Сам Господь. Христос пришел на землю — и что Он, прожив тридцать три года, сделал на этой земле для Себя? Ничего. Он с утра до ночи служил людям, которые не были достойны прикоснуться к краю Его риз. И вот этим грешникам Он служил и дал тем самым нам образ, как должны послужить мы. Но это Господь. Можем ли мы сразу так? Очевидно, что не можем — но мы можем идти этим путем. А мы нет, каждый из нас хочет устроить себе в этом мире крепость, где можно заниматься тем, что он хочет, и обороняться от тех, кто этого не дает. Каждый хочет наладить себе ту жизнь, о которой мечтает. Но если кому-то это удастся, он сразу умрет. Почему? Потому что уже нет надежды на его спасение, он уже огородился, построил себе духовный гроб. Смысла у этой жизни нет. Раз нет смысла, человек умирает.

Почему живет человек? Мы все почему живем? Потому что Господь на каждого из нас надеется и видит в каждом из нас возможность к спасению. Как только Он перестает видеть эту возможность, тут же посылает смерть, и мы идем на суд. Почему Господь не подержит нас дольше, не подождет? Бог жалеет нас. Потому что мы можем опуститься на уровень гораздо худший, чем тот, на котором были. Каждый умирает независимо от возраста и болезней в самый благоприятный момент своей жизни — поэтому мы хоть и плачем об усопших, но слишком убиваться не надо. Господь Сам знает, кому когда умереть, и надо Ему больше доверять. Господь часто через смерть нашего ближнего напоминает нам о спасении. Господь хочет, чтобы смерть человека послужила нашему спасению, а ему самому, может быть, вышла ослаба за то, что он своей смертью помог и нашему обращению.

А как же к Богу приблизиться, как богатеть в Бога? Вроде бы понятно: надо больше делать всего, что связано с Богом. Вот храм Божий — значит, надо побольше в него ходить. В молитвослове молитвы к Богу — значит, надо побольше читать. Пост приближает человека к Богу — значит, надо побольше поститься. Но оказывается, этого недостаточно. Бывает, утром и вечером ходит такая «верующая» в храм, а являет собой православную бабу-ягу, от которой житья никому нет ни в храме, ни дома. Сколько таких! Это неизбежное зло в каждом православном храме, потому что на свет летят не только мотыльки, а еще другие разные существа. А иной так запостится, что начинает людей есть. Поэтому многие старые батюшки, которые познали всю немощь человеческого естества, обычно на вопрос: «Как мне поститься?» говорят: «Людей только не ешь заживо, и будет хорошо». И про молитвы Сам Господь сказал: не в многословии будете услышаны. Значит, не в количестве дело. А как же в Бога богатеть? Этот вопрос человек разрешает только внутри собственной совести.

Некоторые думают, что вот кто-то их возьмет и каждый следующий шаг будет им объяснять и они будут прямо так спасаться. Наверное, можно устроить, чтобы опытный человек, достигший хотя бы среднего совершенства, мог кому-то помочь. Но для этого надо полностью предать свою волю в его руки, только в этом случае. Может быть, такое и возможно где-нибудь в монастыре, куда люди специально собрались заниматься спасением души. Так было в древности, когда-нибудь в шестом веке, но сейчас это обычно не встречается, просто люди выбирают такой образ жизни, а о спасении души мало помышляют; такого давно уже не наблюдается, каждый все равно сам по себе, будь то мирянин, будь монах.

В Послании к Ефесянам, которое сегодня читалось, апостол советует своим духовным чадам: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы». Если мы хотим спастись, мы должны все время спрашивать свою совесть: вот это или это угодно Богу? Если моя совесть говорит: да, угодно, — можно делать. А если совесть говорит, что это Богу не угодно, тогда не нужно участвовать в делах тьмы. И так, все время вопрошая свою совесть, мы постепенно будем двигаться к истине. А мы обычно движемся своими страстями, которые нам говорят: я считаю, я знаю, я умею, я хочу. Человек поступает исходя из этого, а должен исходить совсем из другого: это Богу угодно или нет? И так буквально в каждом деле, как апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию».

Вот передо мной тарелка каши, я ем и вроде уже сыт — значит, надо взять и остановиться. Но для многих это затруднение: осталась пища — а выбрасывать вроде грех. Но что такое грех? Грех — это есть отделение от Бога. Отделюсь ли я этим от Бога? А можно посмотреть по-другому: вот два объема, мой желудок и мусорное ведро, и я предпочитаю все-таки желудок. Значит, я просто уравниваю свой желудок с мусорным ведром. А какая мне польза от того, что я переел? Телесная? Нет. Духовная? Упаси Боже. Тогда почему я свой желудок использую как мусорное ведро? Может быть, лучше просто кому-то отдать или заранее рассчитать, чтобы не выбрасывать? Все можно устроить, но человеку проще поступить не думая, человеку всегда проще спросить, чтобы кто-то за него решил. А Господь хочет, чтоб мы душу напрягали, чтобы она у нас всегда была в движении, чтобы мы всегда упражняли свой ум, всегда трудились над тем, чтобы приобщиться умственной жизни — потому что духовную жизнь святые отцы называют умной жизнью. Ум — это есть сила нашей души, это средоточие нашей личности, а не интеллект в современном понимании.

И вот оказывается, что, даже когда человек просто ест кашу, он может этим богатеть в Бога. Для этого не нужно совершать путешествия, читать умные книги — все просто, как пшенная каша. Просто, но и трудно. Почему? Страсть; ну еще кусочек, а вот этого, а вот того. Но если хочет человек богатеть в Бога, он должен утеснять себя в этой жизни. Конечно, тут требуются и труд, и воля, и мужество, и вера, и любовь к Богу. Ведь что значит делать во славу Божию? Это значит совершать нечто не для себя, не для какого-то человека, а для Бога, потому что это Ему угодно. А раз угодно Богу, значит, это правильно, значит, это красиво, это благородно, вечно, свято. Поступая так, как Богу угодно, мы поступаем чисто, свято, благородно даже в таком пустяке, как ложка пшенной каши, и в этом смысле мы богатеем в Бога. Если же нет, если мы делаем не ради Бога, то, значит, мы делаем для собственного веселья, собственного удовольствия, собственного блага и тем самым удаляемся от Бога.

Если уж мы приплыли в эту гавань, которая есть Церковь Божия, нам надо думать, как здесь, уже в гавани, не потерпеть кораблекрушение. Вот будет глупость, что Бог дал человеку веру, дал храм, дал спасительные таинства и Священное Писание, а человек погибнет. Это ли не безумие? Зачем тогда все это нам дано? Нужно проникнуться чувством благодарности к Богу, нужно в себе возгревать любовь к Нему. А любовь может возгреваться, только когда мы нечто совершаем ради Него. Тогда мы почувствуем, что не в пустоту делаем, и Господь непременно придет Своей благодатью и даст нам понять и почувствовать, что Он увидел наш поступок, оценил его. Ему будет радостно, что мы начинаем вести чистую жизнь, пусть пока в каких-то мелочах — но Он же Сам сказал: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». И вот этим постом постараемся хоть что-нибудь для Бога начать совершать, немножко начать богатеть в Бога. Помоги нам в этом благодать Божия. Аминь.

Просмотров: 646