В неделю 23. О милосердном самарянине

samariteanin milostiv 500x229Одно дело идти по лесу, собирая грибы и слушая музыку, которая доносится из соседнего дома отдыха; другое дело слушать музыку в концертном зале; третье - взять ноты, сесть за музыкальный инструмент и эту музыку играть, и иное дело - самому сочинять музыку. Все это имеет отношение к музыке, но участие наше в этом совершенно разное. Одно дело веровать в Бога, другое дело веровать и ходить в храм, третье дело каким-то образом участвовать в жизни церковной, и иное - спасаться. Все вроде имеет отношение к Богу, но это совершенно разные вещи в зависимости от того, насколько человек этим занят.

Господь дал нам путь спасения. Он сказал: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется". И нам нужно понять: а что это значит? - если мы, конечно, хотим спастись, потому что вообще все то, что в храме говорится, и все, что поется,- это только для тех, кто хочет спастись. К тем, кто хочет отдохнуть, как-то развеяться, успокоиться, получить исцеление или облегчение в своей тяжелой семейной ситуации, - к ним это не относится. То, что в церкви звучит, и то, что развешано в ней по стенам, относится только к тем, кто хочет спасаться, то есть к меньшинству, а остальные как бы заодно, потому что Церкви не жалко. Поэтому и храм открыт, пожалуйста, для всех, и книги продаются для всех, и свечки, и богослужение тоже для всех. Теперь уже никто из богослужения не изгоняется - в надежде, что у человека постепенно пробудится интерес к своему спасению, что вдруг ему станет жалко свою душу, человек пожалеет сам себя. Поэтому Господь сказал: для тех, кто хочет спастись, "Я есмь дверь".

Господь - это воплотившееся Слово Божие. И спасение наше совершается через слово Божие настолько, насколько мы Его сможем воспринять. Поэтому и сказано: "дверь". Потому что "вера от слышания, а слышание от слова Божия", и спастись можно, только если мы через это слово войдем в свое спасение. Потому Господь и имя такое взял - Иисус, которое в переводе на русский язык значит Спаситель, что каждое Его действие, каждое Его слово, если мы сумеем его воспринять, для нас спасительно. Если бы все описать, что Господь сотворил, то, как Иоанн Богослов сказал, "самому миру не вместить бы написанных книг". Но нечто, очень небольшую часть, необходимую для нашего спасения, ученики зафиксировали в книге, которая называется Евангелие, а другие ученики - в посланиях. И сегодня мы читали отрывок из Евангелия от Луки, очень небольшой, в котором рассказывается всего лишь об одном эпизоде из жизни Спасителя. Через чтение этого отрывка мы становимся как бы соучастниками этого события, мы также слышим слово Божие, обращенное к нам. И насколько в нас это войдет, настолько мы приблизимся к своему спасению.

"Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Законником называли человека, который профессионально знал закон Божий. Он спрашивал, "искушая Его". В переводе на русский язык это значит испытывая. Он, этот законник, решил проверить Самого Бога, знает ли Бог закон Божий. Но Господь все-таки не пренебрег этим человеком, потому что увидел в его вопросе не праздность, а действительно какую-то часть живого интереса.

"Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?" Господь обратил его к закону, то есть решил опереться на его знания. "Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". Эта фраза в Ветхом Завете вовсе не выделена киноварью и заглавными буквами, а написана среди прочего текста, но законник нашел ее. Если у любого встречного на улице спросить: знаешь ли ты какие-то заповеди Божии? Он скажет: не убивай, не укради. Может быть, кто-то скажет еще: не прелюбодействуй. А о том, что надо любить Бога, большинство людей даже не знает и не представляет, что главная заповедь не в том, чтобы не убивать - это любому нормальному человеку должно быть понятно,- а главная заповедь в любви к Богу. И законник это понял, значит, он недалек был от Царствия Небесного. Поэтому Господь и вступил с ним в диалог, хотя он приступил к Спасителю с не совсем искренними намерениями.

"Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?" Почему он так сказал? Потому что прекрасно понимал, что любить всех людей он не может. И каждый из нас про себя это знает. Большинство из нас вообще никого не любят, просто к этому не способны и не знают, что такое любить. Что такое любовь, направленная ко мне самому, - это каждый понимает. Если человек меня гладит по руке - это любовь, если он меня бьет по руке - это не любовь. Если мне дают деньги, значит, любят меня, если меня ограбили, значит, не любят. Это всем понятно. Но любить самому?! Ну кое-кто любит своих детей, иногда в семье бывают какие-то более или менее близкие, теплые отношения. Но вот любовь к ближнему - человек предпочитает как бы не понимать, что это такое, потому что ему нужно как-то себя оправдать. Этот законник прекрасно умом и сердцем понял, что его спасение заключается в любви к Богу и к ближнему. Ну, Бога вроде бы он любит: день и ночь поучается в Священном Писании, размышляет над ним, исследует его, молится Богу, соблюдает пост, посещает храмовые богослужения, приносит жертвы, которые заповеданы. А вот загвоздка в ближнем. И Господь решил ему ответить притчей, которую мы, конечно, должны все хорошо знать, ну а для тех, кто не очень хорошо знает, я не поленюсь повторить:

"Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".

Вот такую притчу сказал Господь, под самарянином, человеком и чужеродным, и иначе думающим, чем остальные иудеи, подразумевая Самого Себя. Под ослом Господь подразумевал заповеди Божии, а под двумя монетами - Тело и Кровь Свою. Разбойники - это страсти человеческие, бесы, которые ранят человека и делают его беспомощным; снятые одежды - та чистота, которая была у человека при рождении и которую он потерял в результате своей греховной жизни. А под гостиницей Господь имел в виду Церковь и тех, кто к ней принадлежит, потому что только через Церковь возможно спасение.

В этой притче присутствует и Ветхий Завет в лице ветхозаветных священника и левита, которые прошли мимо, потому что ветхозаветная Церковь не могла спасти человека. Ветхозаветная жертва не очищала человека от греха. Можно десяток волов, коз, овец и голубей зарезать, искрошить, сжечь; весь дым улетит на небо - но как человек был подлец, так он подлецом и останется. Можно на храм Божий пожертвовать миллион, а можно и миллиард, но на качество твоей души это никаким образом не повлияет. Единственно, если кто-то расчувствуется от твоей жертвы, будет за тебя Богу молиться, и в твоем сердце хоть что-то такое повернется - вот насколько повернется, настолько ты будешь близок к спасению. А самими деньгами или какими-то там жертвами - ничем этим дела не поправишь. Это тебе не предвыборная борьба, когда можно с помощью деньжищ что-то такое устроить. Здесь с этим ничего не получится. Господь смотрит именно на сердце человека, потому что ну что для Бога наши деньги? Это просто смешные бумажки.

И дальше Господь сказал: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же". Вот, оказывается, в чем дело. Если мы хотим спасения, то мы должны войти в дверь, которая есть Иисус Христос, Божие Слово воплотившееся. Если мы хотим спасения, мы должны поступать так же, как поступал Он, несмотря на то, что это бывает иногда очень трудно, и противно нашему падшему естеству, и нам не хочется на ближнего тратить время, силы, потому что у нас не хватает к нему любви. Вот если мы человека любим, мы готовы все время им заниматься. А если у нас нет к нему любви, то мы стараемся это переложить на другого. Если нет любви к детям, родители стараются перекинуть детей на бабушку или в детский садик. Почему? Потому что мне нужно работать. Зачем тебе нужно работать? А чтобы иметь не одно пальто, а два. Потому что если не работать, то придется в одном ходить, и, может быть, не десять лет, а все пятнадцать. И получается, что пальто лишнее человек любит больше, чем свое дитя.

Человек всегда служит тому, что он любит. Господь так и сказал: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Если человек любит музыку, он живет музыкой; если человек любит деньги, он живет деньгами; если человек любит блуд, он живет блудом; если человек любит вино, он живет вином, и так далее. Все управляется сердцем человека. Что любит человек, к тому его и влечет. Но иногда его влечет к такому, о чем неприлично сказать. Поэтому он изобретает демагогию, для того чтобы прикрыть свои побуждения. Например, говорит: я стремлюсь в Государственную Думу, чтобы облегчить жизнь моему народу. А мы смотрим на его лицо и видим, что его деньги интересуют, а совсем не жизнь народа. Но неудобно же признаться: я как член Государственной Думы, не имея ни начального капитала, ни ума, ни образования, сумею заработать достаточно денег, чтобы себе обеспечить лучшую жизнь. Он же не может так сказать, поэтому он должен это обязательно прикрыть демагогией.

Это называется "разговоры в пользу бедных". Потому что вместо того, чтобы помочь ближнему, можно создать фонд и стать его директором - и ты будешь от этого фонда иметь автомобиль и разъезжать узнавать, где еще есть ближние, чтобы им помочь. А в фонде и сотрудники, и оборудование, и много всяких дел. Поэтому какая-то часть денег, безусловно, попадет ближним, но эта часть не главное, а главное - те, кто будет официально из этого фонда заботиться о ближнем. Вот так можно, совершенно не прикладывая собственного сердца, с помощью демагогии ближним помогать. Но даже если мы сумеем всех накормить, всех напоить, всех посетить, всех подлечить, это не приведет нас к Царствию Небесному. Почему? Потому что здесь нет милосердия, нет взаимоотношений между ближним и мною, все опосредованно какими-то структурами. Поэтому такой путь совершенно не спасителен. А спасение - это только когда человек сам, сам возливает масло и вино и сажает на свой скот. Не звонит кому-то: вот, Федор Иванович, не мог бы ты? И если Федор Иванович откликнется, если в нем пробудится желание милосердия, значит, только он, Федор Иванович, будет спасаться, а ты нет, потому что ты не свой автомобильчик предоставил, а автомобильчик Федора Ивановича. Вот в чем дело.

Поэтому можно, оказывается, всех исцелить, всех насытить и всех посетить, но это будет не спасительно, это все равно будет против Евангелия. Именно этим путем идет современный мир, он все хочет без Христа, без милосердия создать некую систему, в которой человек будет благополучно существовать. Поэтому та цивилизация, которую строит так называемое цивилизованное человечество, она антихристианская. Просто нужно ее называть христианской, опять с точки зрения демагогии, потому что большинству людей приятно сознавать себя христианами: мы крещеные, и все, оставьте нас в покое, дальше мы не идем, нам этого достаточно. Но кто желает спасения, тот должен понимать, что это недостаточное условие, что необходимо возливать масло и вино, сажать на свой скот, давать свои денежки, свои, конкретные, личные,- тогда это будет спасительно, только в этом случае. Потому что только ког­да ты даешь именно от себя, в этом участвует твое сердце.

Спрашивается: а зачем Богу нужно, чтобы сердце участвовало? Что может один человек из собственной зарплаты? Какой-нибудь могущественный фонд сделает гораздо больше: и больше накормит, и больше купит инвалидных колясок, и больше привезет просроченных лекарств из Африки. Почему Господь говорит, что надо как-то по мелочи от себя, из своей пенсии? Зачем это, почему так? А потому, что речь идет не о том, чтобы ближних накормить или их вылечить: сколько человека ни корми, он все равно потом умрет. И сколько человека ни лечи, он тоже умрет, ничего с этим не поделаешь. Потому что цель жизни, с точки зрения Божественной, не продление без конца жизни человека, а спасение его души. Потому что тело хоть и страждет, но оно временное, а нужно спасти душу. И только упражняя свою душу в милосердии, человек приобретает спасение.

Каков механизм этого делания и что такое спасение? Спасение должно быть от греха. А грех - запомним хорошенько - это есть отделенная от Бога жизнь, независимо от того, в чем она выражается: в том, что человек участвует в каком-то благотворительном фонде и ему некогда о Боге вспомнить или что он наркоман и вор. Это уже непринципиально. Принципиально, что его жизнь отделена от Бога, он живет своей жизнью. И вот когда у человека эта своя жизнь, то она, по определению, есть грех. А спасение заключается в том, чтобы приобрести с Богом общую жизнь. В Писании сказано: "Царствие Божие внутрь вас есть". То есть способность к Царствию Божию, реализация его в нашей жизни непосредственно связана с нашим сердцем. А наше сердце каменное, оно греховное, оно не воспринимает этого. И чтобы оно воспринимало, его надо умягчать, оно должно быть милосердным. Поэтому когда мы упражняемся в милосердии, в реальном, а не в демагогическом, каждым актом нашего милосердия мы уподобляемся Самому Богу, Который милосерд.

Бог совсем не демагог. Он не как бабушка, которая, чтобы заслужить расположение внука, несмотря на все его гадости и безобразия, все равно: сю-сю, и сладенький, и дай я тебя поцелую в шейку. Мама-то плохая, потому что мама строгая, зато бабушка - хорошая. Господь не так. Господь может нас и накормить, и напоить, и всем нам хоромы устроить в одну секунду и так заслужить наше расположение - а Он нет, Он нам скорби посылает, болезни, всякие трудности. Он не употребляет демагогических приемов, потому что не желает заслужить наше расположение. Он хочет настоящей любви. А настоящая любовь, она никогда не бывает за что-то. Ты мне, я тебе - это не любовь, это просто торговля, более или менее честная. Поэтому только тогда, когда наше сердце начинает совершать поступок милосердный, настоящий, мы уподобляемся Самому Богу. Вот в этой части у нас появляется общая с Богом жизнь. Когда мы совершаем это, мы действительно дети Божии, потому что так и Господь поступает, потому что Он каждому дает любовь, причем подлинную. И когда мы нечто такое подлинное совершаем нашему ближнему, все равно кому, друг ли это, враг ли, родственник, знакомый, иноплеменник, иноверец, это совершенно неважно, главное, что мы совершаем это за счет себя,- то вот в этом случае, еще и еще раз подчеркиваю, мы и приближаемся к своему спасению. А если наша жизнь вся будет состоять из этого, то это уже будет совершенно Божественная жизнь, та жизнь, о которой апостол Павел говорил: "Уже не я живу, но живет во мне Христос". Потому что каждый поступок Павла был христианский, он был связан с милосердием, с любовью и с беспощадным к себе отношением и предпочтением своего ближнего.

Конечно, иногда при оказании ближнему любви он будет и морщиться, и даже кричать. Когда самарянин возливал "впадшему в разбойники" на раны вино, тот морщился и кричал, потому что раны щиплет. Но вино, так как в нем содержится спирт, оказывает антисептическое действие, и это антисептическое действие гораздо важней, чем то, что он кричит. Ему больно, но это нужно, это важно. Поэтому иногда, чтобы оказать ближнему любовь, нужно взять ремень. Иногда вместо того, чтобы простить, его лучше выгнать, этого ближнего, потому что ему будет от этого польза. Он хоть и плачет, и убивается, но ему это лучше. Ведь если некий лентяй не хочет ничего делать и его выгоняют с работы, это же ему делают лучше. Потому что если его не выгнать, он так всю жизнь будет лениться и так ленивым и умрет и никогда не узнает, что он лентяй. А если его раз выгонят, два выгонят, три, он наконец поймет и будет стараться быть трудолюбивым. Это же лучше, хотя ему больно, он не согласен, он обижается.

В притче сказано "возливая масло и вино". Да, это хорошо - к ближнему стараться относиться вот так с любовью. Оливковое масло умягчает рану, делает ее безболезненной - но иногда и защиплет. Поэтому всегда нужно поступать именно так, как бы ему, ближнему, было бы полезней, как бы ему было спасительней, а не как бы ему было приятней. Потому что подлинная любовь предполагает исцеление.

Вот что слово Божие говорит. Мы взяли маленький кусочек из тысячи страниц. И совершенно понятно, что только на исполнение этого кусочка уже достаточно потратить жизнь. В древнем патерике описывается один случай. Пришел молодой монах к старцу и говорит: как мне спастись? Он отвечает: очень просто, открываем Псалтирь и читаем: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых". Молодой говорит: все, понял, пока мне хватит. Приходит через тридцать лет. Где же ты так долго был? А я пытался исполнить вот эту фразу.

То есть слово Божие, маленький отрывок, вмещает в себя все. А в заповеди о любви к Богу и ближнему вообще содержится и все Писание, и все Предание, и весь "закон и пророки". А остальное просто как бы объяснение на эту тему. Поэтому теперь, я надеюсь, нам всем понятно, что нужно делать для нашего спасения. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.

Просмотров: 683