В день памяти Марии Египетской
В Православной Церкви Марии Египетской честь особенная, ее память бывает несколько раз в году. На этой неделе мы совершали службу Стояние Марии Египетской и читали ее житие, а еще она прославляется в день своей блаженной кончины. Раз Церковь так торжествует ее память, значит, ее жизнь для нас назидательна. Чему же она нас учит?
В Неделю Крестопоклонную
Господь сказал: "Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе". Некоторые из здесь стоящих воистину увидят Царствие Божие, а некоторые не увидят, как это ни прискорбно для всех нас и для Отца нашего Небесного, ну а больше всего для тех, кто Царствия Божия будет лишен. И лишен только по одной причине: потому что не услышал, чтó говорит ему Господь.
В Неделю 2-ю Великого поста
Господь «пришел в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный».
В Неделю Торжества Православия
Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Православия в память восстановления почитания святых икон. Мнение, что почитать иконы не надо, возникло в Церкви не без влияния иудейства, а потом мусульманства. Постепенно оно захватило высший слой византийского общества, и началась страшная вакханалия. Иконы рубили, жгли, топили, чего только с ними не делали, и дьявол, конечно, радовался этому.
В Неделю 5-ю Великого поста
Сегодняшний воскресный день, который мы начинаем по обычаю праздновать с вечера, посвящен преподобной Марии Египетской. В Православной Церкви этой святой воздается особенная честь, ее память бывает несколько раз в году. Только недавно совершалась служба стояние Марии Египетской и читалось ее житие, а еще она прославляется в день своей блаженной кончины.
В Неделю Торжества Православия
Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Православия в память восстановления почитания святых икон. Мнение, что почитать иконы не надо, возникло в Церкви не без влияния иудейства, а потом мусульманства. Постепенно оно захватило высший слой византийского общества, и началась страшная вакханалия. Иконы рубили, жгли, топили, чего только с ними не делали, и дьявол, конечно, радовался этому. Но основная масса православного народа, особенно в монастырях, сохранила почитание икон, и постепенно эта ересь была побеждена молитвой, подвигом и даже страданием, потому что многие защитники святых икон были умерщвлены. И вот было установлено это празднование как восстановление торжества Православия, потому что правильно славить Бога, не почитая иконы, оказывается, невозможно. Икона подтверждает Христово воплощение. Мы изображаем Христа Спасителя, пришедшего во плоти, изображаем именно Его человечество и через это восходим к Его Божественной сущности, можем познать Отца через Сына.
Не тщетна вера наша
«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует». Ныне исполнилось великое таинство веры нашей христианской, исполнилось то, о чем за семьсот лет до Рождества Господа Иисуса Христа предсказал святой пророк Исаия: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: «с нами Бог».
Почему этот святой пророк говорил, что Господу нарекут имя Эммануил, тогда как Архангел Гавриил, приветствовавший ныне Пресвятую Деву Марию, сказал, что наречет Она имя Ему Иисус? Что же это значит? Это объясняется значением имени Эммануил: «с нами Бог».
Все христианские народы, все, уверовавшие в Господа Иисуса Христа, именуют Его Спасителем, Богом Истинным, Который жил с людьми на земле. Этим и оправдалось имя Эммануил, «с нами Бог», о котором говорил пророк. Эммануил — это Богочеловек, это Бог, Который с нами, Бог во плоти. Совершилось величайшее таинство нашего спасения, то, о чем читаем у св. ап. Павла: Беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (I Тим. 3, 16). Он говорил, что в эту необычайную тайну хотели бы проникнуть святые Ангелы, но и им не дано познать всех глубин ее. Нам ли, слабым и немощным, пытаться в нее проникнуть?
В Неделю Торжества Православия
Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Православия в память восстановления почитания святых икон. Мнение, что почитать иконы не надо, возникло в Церкви не без влияния иудейства, а потом мусульманства. Постепенно оно захватило высший слой византийского общества, и началась страшная вакханалия. Иконы рубили, жгли, топили, чего только с ними не делали, и дьявол, конечно, радовался этому.
Тихий свет богопознания в преподобных сердцах
Вот и близится конец святой Четыредесятницы. Соберемся с мыслями и рассмотрим, достигнута ли в нас цель святого поста?
Для чего установлен Великий пост, обязательный для всех христиан? Для того, чтобы мы могли подготовиться к достойной встрече величайшего дня в истории человечества, дня спасения рода человеческого, — преславного Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа после крестной Его смерти.
За три недели до начала Великого поста святая Церковь заботливо начинает готовить нас к этой встрече, напоминая нам евангельские притчи и призывая вникнуть в их значение, а затем, в воскресные дни Четыредесятницы напоминая события церковной истории, в частности, связанные с именами великих святых.
О блуднице и апостоле
В Великую среду Святая Церковь вспоминает деяния двух людей: блудницы, омывшей драгоценным миром ноги Господа Иисуса Христа и отершей их волосами своими, и апостола Христова Иуды, предавшего Учителя своего. Великая любовь грешницы противопоставляется гнусному поведению апостола, как свет тьме.
О предательстве Иуды я недавно говорил вам подробно, а теперь хочу, чтобы запомнили вы навсегда несчастную блудницу, всеми презираемую.
Не все ли мы гнушаемся блудниц? Не все ли осуждаем их?
О покорности воле Божией
Знаем мы из книги Бытия, что сотворил Бог человека по образу Своему и по подобию (Быт. 1, 26).
Знаем также, что создал его Господь Бог "из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2, 7).
Итак, дух и душа человека имеют свое начало в Духе Божием и потому способны к общению с Ним. Это запомните.
Недавно, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, слышали вы от нас, что после нашествия на Нее Пресвятого Духа пламенела Пресвятая Дева Мария Божественным огнем и не сгорала, подобно неопалимой купине, которую видел великий Моисей в пустыне.
Это был величайший пример восприятия человеком Духа Святого. И освятил Святой Дух Ее человеческое естество превыше Ангелов и Архангелов, Серафимов и Херувимов.
Сердце, очищенное любовью и покаянием
Сегодня мы слушали евангельское чтение о событиях, происходивших в Великую Среду. Смущаюсь и говорить о страшном злодеянии, равного которому никогда не было в истории мира. Что же можно еще прибавить? Ничего. Хочу только сосредоточить ваше внимание на том, что вы слышали, ибо по поводу прочитанного можно говорить без конца, вникая в каждое слово Евангелия. Приучать же вас к этому — мой долг, ибо слова евангельские святы, велики, слов глубже и важнее их нет в книгах человеческих.
Итак, перед нашими духовными очами предстали души человеческие, совершенно не похожие друг на друга: души черные, страшные, и души нежные, полные любви.
Обратитесь ко Мне всем сердцем своим
Сегодня святая Церковь всем совершающим покаяние приводит в пример прп. Марию Египетскую, одну из самых великих святых, чья жизнь настолько поразительна и так глубоко поучительна, что о ней нужно знать всем.
В молодости Мария Египетская была блестящей красавицей. Она жила в Александрии, вела разгульный и развратный образ жизни. Однажды, гуляя по берегу моря, она увидела корабль, отправляющийся в Палестину к празднику Воздвижения Креста Господня. На корабле было много молодых людей, и ей пришла мысль сесть на этот корабль, чтобы соблазнить их. По приезде в Палестину все паломники устремились в Иерусалим, в храм Воскресения Христова; пошла туда и Мария. Но когда она захотела войти вместе со всеми в храм, то почувствовала, что какая-то невидимая сила отталкивает ее и не позволяет войти.
«Сущую Богородицу Тя величаем»
Благовещение Пресвятой Богородицы одно из величайших событий в истории мира, которое празднуем мы ныне не только с радостью и любовью, но и с трепетным страхом, ибо это «главизна», т. е. начало нашего спасения.
Не буду пересказывать единственного в истории мира, великого разговора Архангела Гавриила и Пресвятой Девы Марии, остановлюсь только на словах: Дух Святый найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35).
Никто и никогда, от сотворения мира до конца его, не рождался и не родится так, как Богочеловек Иисус Христос. Никто никогда не рождался без мужа. Никто не родился и не родится наитием Святого Духа. Ни в кого и никогда не вселялся Дух Божий с такой всецелой полнотой, как вселился Он в Пресвятую Деву Марию. Никого не осеняла сила Всевышнего и никакую материнскую утробу не освящала с такой полнотой и силой, как утробу Пресвятой Девы.
О глубине сердец святых
Недавно я говорил вам о необыкновенной глубине сердца разбойника, внезапно уверовавшего в распятого рядом с ним Господа Иисуса Христа, а ныне предложу вам беседу о сердцах всех святых.
К этому подает повод то обстоятельство, что Святая Церковь пятое воскресенье поста посвящает памяти величайшей преподобной – Марии Египетской. О ее сердце прежде всего буду говорить.
Мария была блестящей молодой красавицей, жившей в огромной Александрии, столице Египта. Своей красотой она пленяла многих, многих молодых людей, развратом своим стяжала она великое богатство и жила в роскоши. Однажды пошла она погулять на берег моря, и увидела там корабль, готовый к отплытию, и узнала, что корабль этот со многими богомольцами направляется в Иерусалим к празднику Воздвижения Креста Христова.