В Неделю Крестопоклонную

Господь сказал: "Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе". Некоторые из здесь стоящих воистину увидят Царствие Божие, а некоторые не увидят, как это ни прискорбно для всех нас и для Отца нашего Небесного, ну а больше всего для тех, кто Царствия Божия будет лишен. И лишен только по одной причине: потому что не услышал, чтó говорит ему Господь.

Евангелие, я надеюсь, вы уже все прочли. Но прочесть и даже понять текст еще не значит его усвоить так, чтобы это действительно отразилось на жизни человека, на его душе. Поэтому многие люди, к сожалению, не воспринимают то, о чем просит Господь Своих чад, желая во что бы то ни стало все человечество вернуть к Себе. Господь сострадает падшему человеку, не хочет его погибели и поэтому послал в мир Единородного Своего Сына, чтобы каждый, глядя на Сына Божия и слушая Его слова, эти слова бы воспринял, воспринял воплощенное Слово и вернулся к Отцу Небесному, потому что другого пути, как через Слово Божие, нет. А человек упорно хочет какой-то свой путь избрать, который сам себе предначертал, который сам считает нужным.

Каждый человек к жизни по-своему приспосабливается, и поэтому слово Божие звучит для него втуне: слова-то сказаны, но, по замечательной русской поговорке, как об стену горох. Горох кинешь в стену - он отскочил, ни гороху большого вреда нет, ни тем более стене. Вот так и слово Божие. Пришел в мир Бог, принял на Себя человеческую плоть, прожил очень трудную, полную страданий жизнь, которая закончилась ужасающей смертью. И все это Он предпринял для того, чтобы Своим страданием разбудить в человеке нечто живое. Но распятый на Кресте Христос для большинства людей, даже ходящих в церковь, есть, к сожалению, некая абстракция, которая глубоко, во всяком случае, душу не затрагивает. Потому что если бы это действительно затрагивало душу, то в человеке изменилось бы все: он бы и в храм иначе совершенно ходил, я уж не говорю, что вел бы себя иначе и в храме, и под тем небом, которое было свидетелем этой ужасающей драмы: приходит Бог, чтобы спасти людей, а они Его за это убивают, да еще так люто убивают.

Господь знал, на что Он идет, и сознательно и добровольно это все воспринял. И хотя по Своему человечеству Он этого не хотел, потому что умирать никому не хочется, и хотя очень тяжело Ему было, и молился Он до кровавого пота в Гефсиманском саду, но все­таки (а иначе и быть не могло, иначе Он не совершил бы нашего спасения) сказал слова: Господи, пусть будет Твоя воля, но не Моя. То есть воля Его как Человека совпала с волей Божией, хотя это для Него как для Человека было вещью весьма устрашающей. И это естественно, потому что жизнь никак не может согласиться со смертью. Поэтому добровольно на Себя принять смерть Ему было очень трудно, как и каждому человеку, хотя Он и был Человек совершенный. Совершенному Человеку, наверное, умирать не менее тяжко, чем несовершенному, особенно видя вокруг Себя такую ужасную несправедливость во всем.

Христос пережил весь ужас непонимания людей, за которых Он Кровь проливал. И Мать родная Его не понимала, и братья, с которыми Он вырос, Его не понимали, и приемный отец Иосиф Его не мог понять, и любимые ученики. И тем не менее Он на них не обиделся. И то, что с каждым из нас происходит, Он видит, и понимает, и продолжает сострадать, и жалеет нас, и все ждет нашего обращения, которое должно постоянно с нами совершаться, а мы, наоборот, все спим и никак не хотим Его послушаться. Он нам говорит: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною", но мы никак не хотим себя отвергаться, нам, каждому из нас, собственное "я" очень нравится. А за Ним идти - мы даже не знаем, что это такое. И крест свой воспринимаем с раздражением, с постоянным желанием от него уклониться. Он нам тягостен, мы все время ропщем и ноем, мы недовольны всем вокруг, у нас постоянное выражение недовольства на лице. Почему? Потому что все происходит не по-нашему. Мы весь мир хотим подчинить себе.

Понятно, что, пребывая в таком устроении, нельзя достичь Царствия Небесного. Потому что Царствие Небесное устроено по воле Божией, и, если человек приходит туда со своей волей, он в это Царствие не может вписаться, ему обязательно что-нибудь будет не так. Царствие Небесное - это Царствие блаженства, а человек, когда ему что-нибудь не так, когда что-то зазирает его гордыню, обречен на страдания. И невозможно устроить жизнь таким образом, чтобы удовлетворить нас во всем, удовлетворить все наши потребности. Потому что даже если мы кого и любим, мы все равно предъявляем огромный перечень претензий к объекту своей любви, нам все равно даже в любимом и это не нравится, и то не нравится. Поэтому единственный способ от страдания избавиться - это отвергнуться себя. А вот на это не хватает ни мужества, ни решимости, ну и, конечно, и гордыня мешает, и себялюбие - одна из ипостасей гордыни. Слова Господни звучат, но это вроде как бы и не к нам. Мы все равно стараемся изо всех сил жизнь так устроить, чтобы ни креста не брать, ни идти по стопам заповедей за Христом, ни отвергаться себя. "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее". То есть все наоборот, все не как у людей. Потому что каждый человек для души своей как старается? Пей, ешь, веселись, чтоб было хорошо. И так и оценивает всю свою жизнь и правильность своих поступков: хорошо ли ему или плохо. Так и ищет: вот мне с тем плохо, а с этим хорошо, поэтому я от того уйду, приду к этому. А чтобы отвергнуться себя, взять крест свой - нет, этого совсем даже в мыслях нет. Только единственный критерий: мне хорошо, мне удобно, я хочу, мне приятно, мне нужно, я считаю - а Христос, ну да, Он распялся, но ко мне это никакого отношения не имеет. Я, конечно, верующий, я глубоко верующий, так ужасно глубоко, как те люди, которые Его распяли.

Распявшие Христа совсем не были атеистами, люди тогда вообще не понимали, что такое атеизм, потому что существование Бога в мире очевидно для всех, даже для дьявола. И собственно, глубоко верующие люди как распяли Христа, так и продолжают распинать, даже пребывая в иллюзии, что они принадлежат к Его Церкви. Но Церковь бывает только воинствующая и торжествующая, Церкви не бывает распинающей. Поэтому кто хочет принадлежать Церкви, тот вынужден распинать себя "со страстьми и похотьми": все свои страсти, все свои грехи и все свои желания распинать на кресте. И только так, через самораспятие, можно приобрести свою душу для Царствия Небесного, это единственно возможный способ. Но слова Господни никак до сердца нашего не доходят, мы постоянно ищем своего и постоянно хотим избавиться от страданий таким образом, чтобы не самому это воспринять, а заставить другого.

"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Какой выкуп даст человек за душу свою?" - спрашивает Господь. И понятно, что ответа у нас нет, потому что нас заботит только то, как мы будем жить здесь. Эти заботы поглощают заботу о душе, забота о душе существует лишь формально. Это даже удивительно. Человек согласен как угодно свою душу терзать, во что угодно ее превращать, как угодно кромсать, как угодно душой страдать, идет иногда на ужасные лишения, лишь бы достигнуть чего-то материального, чего-то такого временного. Некоторые так и говорят: я даже ночи не сплю. И спрашивается: из-за чего? А когда узнаешь, из-за чего люди ночи не спят, то становится тяжело. Если бы он ночи не спал, чтоб молиться о том, чтобы Господь его помиловал, ну это понятно, это серьезно. Но то, из-за чего он ночи не спит, и что он во время бессонной ночи обдумывает, это ужасно - ужасно, конечно, не для нашей обыденной жизни, потому что это есть общее место, а ужасно с точки зрения Евангелия, потому что человек просто губит свою душу. Вместо того чтобы следить за тем, чтоб душа его была в мире с Богом, он предпочитает быть в смущении, в раздражении, в негодовании, в озлоблении, в войне - в чем угодно, только не в мире с Богом. Нет презумпции этого мира с Богом в нашей жизни.

Ну хорошо, допустим, тебе удалось то, к чему ты стремился, да, ты добился, тебе все уступили, все, что ты хотел, ты получил. Дальше что? Хорошо тебе? Нет, оказывается, никакой радости это вообще не дает, это просто какая-то иллюзия. Когда покупал, или получал в подарок, или просто с неба свалилось то, чего хотел человек, бывает радость на какую-то долю секунды. А потом? А потом все как обычно, потому что эта радость воистину временная, забот только больше, и хлопот, и мучений. И поэтому Господь говорит, что, даже если весь мир приобрящешь, что тебе с того? Ну вот все, что есть на земном шаре, пусть даже и дальше, до Луны, пусть вся солнечная система твоя. Хорошо. Но если на душе нет мира, нет покоя, если не видишь Бога, если не знаешь Его, какой во всем этом смысл? В этом смысла, конечно, никакого нет. Но нам с этим трудно согласиться из-за того, что уж слишком мы привязаны к земле. Поэтому для многих из нас смерть - это вещь действительно страшная, это просто катастрофа. Потому что все, к чему страстно привязан здесь, на земле, все придется оставлять, это все от души придется с кровью отрывать. Поэтому человеку, который не приучился отвергаться себя, отторгаться своего, не позавидуешь. И состояние это называется "грех". Поэтому в Писании сказано: "Смерть грешников люта". Не потому, что их будут бритвой резать на куски, а потому, что все то, к чему страстно привязана душа, придется оставить здесь. И конечно, это будет просто ад, если мы не можем какого-то пустяка даже потерпеть, какой-то незначительной мелочи, о которой и говорить-то неудобно. И вот Крест Господень каждого из нас призывает к тому, чтобы еще и еще раз в этом свете посмотреть на свою жизнь, посмотреть на то, что происходит в моей голове, что происходит в моем сердце. Что я мучаюсь, что я руками машу, что я ссылаюсь на какие-то бесконечные искушения и все сваливаю на бесов, на дьявола, на плохих людей, когда все дело во мне самом, потому что во мне нет ни терпения, ни смирения и нет даже желания их воспринять?

"Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами". Что значит постыдиться слов Христа? У каждого человека в силу его естественных свойств, потому что он принадлежит к человеческому роду, есть естественное стремление быть как все. Но поскольку большей части людей, населяющих землю, Христос совсем не нужен и они во что бы то ни стало стремятся от Него отгородиться, то, естественно, христианин поставлен в трудные условия, он должен идти против всего мира, потому что этот мир прелюбодейный и грешный. И главное прелюбодеяние заключается в том, что он Богу изменяет ежедневно и постоянно. Поэтому апостол сказал: "Не любите мира, ни того, что в мире". Поэтому, хотя естество наше стремится занять такое положение, чтобы быть как все, Евангелие требует, чтобы мы против этого шли. То есть если мы поступаем по Евангелию, то мы поступаем против всех; если мы поступаем как все, живем как люди живут, то мы поступаем против Евангелия. Если мы занимаем такую позицию, что хотим с миром наладить хорошие отношения, то тогда мы не можем одновременно наладить и хорошие отношения с Богом. Тут надо выбирать что­то одно, потому что нельзя "служить двум господам", это аксиома. Потому что когда двум господам начинаешь служить, оказывается, что служишь самому себе, то есть опять своей гордости, опять греху сатанинскому. Поэтому единственный для нас возможный путь - это идти против мира, ну, конечно, при условии, что мы ходим в церковь не затем, чтобы от Бога какие-то блага получить: чтобы мне было хорошо, чтобы мне было спокойно, чтобы я жил счастливо. Если мы хотим жить счастливо, тогда нужно совсем не в церковь ходить. Потому что церковь - это есть всегда крест, и хотя сейчас более-менее пора благоприятная, но каждому из нас обязательно в свою меру - при условии, если он будет настоящим христианином,- придется потерпеть и от лжебратий, и от родственников, и вообще от всего мира в самой разной форме. Потому что мир и Евангелие противоположны, и это столкновение обязательно произойдет. И Господь ждет от нас, чтобы в этом столкновении мы поверили, что нам нужно встать на Его сторону, поверили, что не надо ловчить, что Бог все видит и все знает. Встань на сторону Бога - и не прогадаешь в самом главном. А самое главное - это твоя, оказывается, собственная душа. Потому что все то, что за счет души, это очень невыгодно, это все равно что взять и свою собственную почку или легкое кому-то продать. Это бессмысленно, потому что потом будешь так болеть, что не сумеешь даже воспользоваться плодами своего поступка, если ты, конечно, продаешь за деньги, а не для того, чтобы ближнему помочь, добровольно идя на страдания.

И если в нас войдут эти слова Господни, если мы сумеем мужественно им следовать, пусть и не сразу у нас что-то получится, пусть по навыку жизни в миру мы еще очень много раз будем скользить и ошибаться, Господь нас не отвергнет. Если ты ошибся, если ты не понял, если ты смалодушничал, приди и покайся. Это, конечно, не значит, что человек намеренно грешит, зная, что это грех, и думает: потом на исповеди скажу, и все будет в порядке. Нет, такое намерение святые отцы называли хулой на Святого Духа, которая "не простится ни в сем веке, ни в будущем". Что значит не простится? Это не некий формальный акт, это значит, что если человек в такие игры начинает с Богом играть, то у него в душе все сгорело, и его духовная жизнь становится бессмысленной. Это как духовному отцу в глаза врать, одного порядка вещи. Хорошо, сейчас ты соврешь - а завтра как ты будешь исповедоваться? Вообще непонятно. Сразу все нарушается. Это все равно что сын поднял руку на отца - а дальше что, какие могут быть отношения? Все разрушено. Поэтому Господь говорит: "Не простится ни в сем веке, ни в будущем". Не потому что Бог так зол и так ужасно строг. Нет, просто, если человек уже настолько излукавился, значит, он духовно мертв. Люди мирские часто говорят: о, ясно, вы, верующие, нагрешите, потом покаетесь, и опять ходи гуляй, делай, что хочешь. Но они говорят это из своей кожуры, вот такой подлой и лукавой, а для человека, который действительно хочет быть учеником Христа, это невозможно. И мы видим, чтó с Иудой произошло. Один раз взял монетку - вроде бы ну что там, пустяк. Но Иуда тем, что украл монету, разрушил все, он все извратил, он все испортил, и дальше это могло привести только к виселице, другого пути просто нет. Поэтому каждый, кто с Богом вступает в отношения неискренности, готовит себе некую духовную виселицу. Она может стать и фактической, это вообще не принципиально, потому что не так уж важно, удавился человек или не удавился, главное - как глубоко этот разрыв между ним и Богом произошел, насколько у него в сознании и в душе произошел этот кошмар.

Да не будет с нами этого! Поэтому постараемся сделать прямыми стези Господни в наше сердце. Нужно постоянно трудиться над тем, чтобы выпрямлять свою жизнь, выпрямлять свои поступки, чувства. И слава Богу, у нас есть это мерило, есть этот эталон - Евангелие. Действительно, если бы не было слова Божия писаного, мы бы в извивах своей совести просто запутались, потому что вроде и так хорошо, вроде и так хорошо, и не знаю как. И действительно, человек часто путается: какие-то элементарные, тривиальные жизненные ситуации - и он уже бежит спрашивает, как ему поступить. Но это же так просто, что же тут думать! Надо посмотреть на источник желаемого поступка: в чем тут дело, что мною руководит? Обычно мы, конечно, выдвигаем благовидные предлоги: я хочу его спасения, я хочу, чтобы он одумался, я хочу, чтобы он поступил правильно. А так ли это? А может быть, ты просто хочешь, чтобы он поступил иначе, чтоб тебе было спокойно, потому что его вот такая жизнь тебя раздражает? Ты на самом деле не его спасения хочешь, ты хочешь себе покоя, вот в чем дело. И не надо лукавить, не надо никого обманывать. Потому что Бог, Который и тебя, и его сотворил, тоже хочет его спасения. Ты что, об этом забыл?

А мы все время забываем, мы не учитываем фактор Бога в своей жизни, мы Его вообще исключаем, мы даже не думаем: а как Господь в этот самый момент оценивает меня? Мы все время забываем о Нем, бесконечно, на очень долгое время. Мы Его совершенно не учитываем, мы все хотим как-то по-человечески решить. И единственная для нас возможность трезвения - это опять и опять возвращаться к Нему, опять и опять Его просить, опять и опять честно стоять перед Ним, вновь и вновь искренно совершенно каяться. Не на словах, потому что на словах многие из нас хорошо этому научились, но из этого ничего как бы и не следует. А должно следовать, должна жизнь выпрямляться. В этом выпрямлении жизни, в постоянном устремлении к этому выпрямлению и есть, собственно, ученичество Христово. Это и есть, собственно, духовная жизнь. Потому что понятно, что сам человек выпрямить себя не может. Нужно только постоянное устремление, и Господь, видя это устремление, Сам выпрямляет жизнь человека и Сам по этим прямым стезям приходит в его сердце. Аминь.

21-03-1993
 

Просмотров: 307