Житейские мелочи
Какие запреты распространяются на женщин в критические дни?
Разрешите задать вопрос о запретах Церкви, распространяющихся на женщин во время критических дней физиологического цикла. У меня подрастает дочь, и с ней не миновать конкретного разговора на эту тему. В нашей женской среде каких только версий не услышишь — от «не входи в храм» до «такие запреты существуют в иудаизме ». Пожалуйста, помогите разобраться в этом щекотливом вопросе.
Если мы откроем книгу «Правила Православной Церкви», то во 2-м правиле святителя Дионисия, архиепископа Александрийского, можем прочитать: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к Святой Трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая дванадесятилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи не возбранно есть. Но приступати к тому, еже есть Святая святых, да запретится не совсем чистому душею и телом». Из этого правила можно сделать по меньшей мере два вывода. Наиболее очевидный — что приступать к Святым Тайнам в таком состоянии женщинам запрещено, а также что, по видимости, в этом правиле присутствует запрет и на вхождение в храм. Однако последнее требует более внимательного рассмотрения. Очевидно, что автор данного правила прямо связывает само вхождение в храм с последующим причащением Святых Христовых Таин. Действительно, в древности многие христиане причащались регулярно, за каждым евхаристическим собранием, какое могли посетить. По мысли святителя Дионисия, женщина, находящаяся в очищении, не может причащаться, то есть не может участвовать в общем евхаристическом собрании, следовательно, ей и нет необходимости входить в дом Божий. Окончательный вывод может быть следующим: в канонических правилах святых отцов мы находим однозначный запрет на возможность в данной ситуации приступать к тем или иным Святым Таинствам. Однако в зависимости от обстоятельств и совести кающихся могут делаться некоторые послабления. К примеру, для тех, кто находится в тяжёлом душевном состоянии, серьёзной скорби, нуждается в совете или даже исповеди у священника, вполне уместно будет смягчить строгость этого правила и разрешить им присутствие в храме (при этом запрет на причащение сохраняется. Также нельзя прикладываться к кресту, Евангелию, иконам, вкушать просфоры или святую воду). Есть и более серьёзное исключение из вышеуказанного правила, когда женщину, находящуюся в подобной немощи, должно причастить, если её жизни угрожает опасность. Саму же суть данных запретов вовсе не обязательно связывать с иудаизмом или только ветхозаветными предписаниями как таковыми. По слову псалмопевца, «грехопадение кто разумеет» — то есть мы своим ограниченным умом не можем не осознать всей греховной повреждённости нашей человеческой природы, тем более всё в этой области исчерпывающе изъяснить. Хотя сфера родовой деятельности человека сама по себе не является греховной, но она также претерпела серьёзные искажения вследствие грехопадения прародителей. С этим и связаны и те канонические ограничения или запреты, которые были сформулированы святыми отцами вполне осмысленным и не случайным образом.
Грех ли топить котят?
Грех ли топить котят? Анна.
Если нет другого выхода, то это может не являться прямым грехом. От Бога человеку дана власть над всякой тварью животного мира. Беда в том, что смерть вошла в мир из-за человека, из-за грехопадения прародителей. Апостол говорит: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22). Поэтому наша общая вина в такого рода обстоятельствах всё-таки есть, и человека, любящего совесть, не может в этом не обличать. Наверное, будет хуже, если страдания и вынужденная смерть животных, к которым мы невольно причастны, станет восприниматься нами совершенно равнодушно.