В неделю 17. О исцелении дочери хананеянки
Высокомерие древних иудеев по отношению к другим окружавшим их народам имело очень серьезные основания. Дело в том что только в еврейском народе - не всеми, как всегда, конечно,- соблюдались заповеди, которые дал человеку Бог: чтобы чтить Единого Бога, не употреблять имя Его всуе, почитать отца с матерью, не блудить, не воровать, не врать, не убивать. Другие этих слов Господних не придерживались, поэтому жили вполне как животные.
Хотя у них был и брак, но они относились очень легко и к прелюбодеянию, и к тому, чтобы украсть, и так далее. Поэтому, глядя на окружающие их народы, иудеи совершенно справедливо видели собственную нравственную чистоту по сравнению со всеми остальными и, естественно, по человеческой немощи этим превозносились.И вот со Христом пришел новый закон. Господь решил возвести человечество на более высокую нравственную ступень, чем та, которую имели древние иудеи. Но большинство из них не смогли на эту ступень встать, потому что от них потребовалось очень многое, в частности, отречение от своего видимого преимущества, то есть смирение. И в этом одна из причин того, что Христос был отвергнут.
Сегодняшнее Евангелие от Матфея повествует нам о том, как Господь удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Она не принадлежала избранному народу и, следовательно, не имела истинной веры. Она была по-другому воспитана, и жители Ханаана, той области, где она жила, не общались с правоверными иудеями. И все-таки она уверовала во Христа, ибо исповедала Его Сыном Давидовым, Мессией, и обратилась к Нему. А Он ей не отвечал. Почему не отвечал? Да потому, что это в некотором смысле было бесполезно. Каждый из нас общался с людьми неверующими и знает, что разговор о вере, о спасении с ними бессмыслен и невозможен, потому что они будут все время приводить какие-то аргументы, для нас совершенно нелепые, а для них очень серьезные.Поэтому Господь не отвечал ей: Он видел, что она хананеянка. Ну что ей объяснять? Если она стремится к истине, почему она не приняла веру Израиля? Почему она не встала на эту первую ступень, от которой уже можно идти дальше? Ни один человек не может стать христианином, прежде чем не научится исполнять заповеди, которые даны были древнему Израилю: хотя бы один день посвящать Богу, Его святое имя не употреблять всуе, почитать отца с матерью, не врать, не убивать, не блудить. Поэтому обращение хананеянки ко Христу с точки зрения логики было бессмысленно. Ты сперва стань иудейкой, а потом будем с тобой разговаривать. Что с тобой разговаривать сейчас, если ты пока еще не понимаешь простых вещей?
Двери в церковь открыты, и постоянно сюда приходят не только христиане, а приходит масса людей: и безбожников, и язычников, и таких, у которых ничего, кроме каши, в голове нет. И они обращаются в лице священника к Самому Богу, пытаются какую-то связь с Богом установить. На самом деле, строго говоря, людям, которые живут в этом мире, вход сюда заказан, потому что им в церкви нечего делать: они все равно не понимают, что здесь происходит, и понять не в состоянии в силу того, что они не христиане. Но тем не менее почему-то двери открыты, и почему-то им разрешают сюда входить и разрешают даже спрашивать. Почему? На основании этого Евангелия, которое мы сегодня читали. Вот совершенно чуждая истинной вере женщина набралась храбрости, пришла и стала просить. И в церковь часто приходят с горем: у кого дочь беснуется, у кого зять беснуется, у кого муж беснуется, у кого весь дом беснуется. А куда с этим деваться? В милицию обращаться? Это бесполезно, потому что беснование может быть в социально вполне приемлемой форме. И куда человеку деваться? Он приходит в храм как к последней надежде, потому что думает: авось Бог поможет. Хотя какой это Бог, человек понятия не имеет. Он только знает, что Бог помогает иногда кому-то в каких-то обстоятельствах.
"Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его приступивши просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева." Да, Господь Иисус Христос пришел к своим, к своему народу, потому что только в этом народе люди могли понять то, о чем Он говорит. А о чем Он говорил? Он говорил о спасении, Он говорил о воскресении мертвых, Он говорил о вечной жизни. В других народах таких понятий даже не было. Поэтому обращаться к ним со Своими словами, со Своими притчами было бесполезно. Поэтому когда хананеянка обратилась к Нему, Он не стал с ней разговаривать. Но она неотступно умоляла, и ученики стали просить за нее, потому что она шумела, мешала им, отвлекала, ну и, естественно, они имели к ней сострадание, потому что были люди простые и добрые.
"Она подойдя кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал ей в ответ," прямо глядя ей в глаза: "не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам". Действительно, это нехорошо. И когда человек приходит из мира, вопрошает о чем-то священника, собственно, почему священник должен с ним разговаривать? Ты кто такой? Ты что, в храм ходишь, посты соблюдаешь? Ты что, обеты крещения исполняешь? Нет. А ведь очень многие, кто ходит в храм, действительно нуждаются, чтобы с ними поговорили, наставили, объяснили, утешили. На своих-то времени нет, а тут еще вы, совершенно чуждые Богу, Церкви, Истине, Евангелию, еще вам нужно что-то объяснять. С какой стати? Ты сперва походи в храм, стань своим, подумай, почитай, помолись, усвой, тогда и будешь рассчитывать на то, что и тебе упадут какие-то крохи.
"Она говорит: да, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их". То есть она себя вполне уподобила собаке и не посчитала это для себя зазорным. Обычно, когда человек в церковь приходит из мира, он считает, что здесь ему должны все вынуть и положить, и обласкать, и за ручку провести до дверей. А собственно, с какой стати? Ты здесь чужой, ты здесь никто, поэтому довольствуйся тем, что тебе дадут. Но гордость этого не позволяет, и поэтому человек уходит ни с чем. А вот если бы нашлось у него такое смирение, как у этой хананеянки, которой говорят, что ты ничем не лучше собаки, а она отвечает: да, воистину так! - то тогда произошло бы чудо.
"Тогда Ииисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот же час." На самом деле для Господа не составляет труда помочь и язычнику, и иудею, и мусульманину, и любому сектанту, самому безумному. А почему же Он не исполняет желания человека? Потому что у Бога о каждом человеке есть собственный промыслительный план. Для Господа важно не то, чтобы дочь у этой хананейской женщины не бесновалась, а Ему нужно, чтобы она пришла к Нему, чтобы она стала Его ученицей, чтобы она смогла преодолеть косность своих заблуждений и прийти к истинной вере. Господь всем желает спасения. И поэтому когда видит, что она многого не понимает, она полуязычница, но что ее желание действительно и у нее есть смирение, достаточное для того, чтобы учиться, Господь откликается на ее желание. Он ей преподал один урок очень краткий, Он сказал: ты собака. Она ответила: да, я собака. Он говорит: хорошо, тогда будем с тобой заниматься.
В древности был такой случай: один человек уже в годах пришел поступать в монастырь. Была монашеская трапеза, а он стоял в дверях. Тогда игумен, чтобы испытать, стоит ли его вообще брать, годится ли он к монашеской жизни, бросил ему кость. А он встал на четвереньки и взял эту кость зубами, размышляя про себя так: если мне кинули кость, значит, считают, что я собака; раз они считают, что я собака, я должен поступать как собака. И его взяли в монастырь, потому что этот человек способен к обучению, он способен к рассуждению. На самом деле его никто не хотел унизить, его просто проверили, и он блестяще сдал экзамен. И хотя был уже немолод,- а людей пожилых в монастырь не берут, потому что это бесполезно, их уже ничему не научишь, они уже очень умные, они уже сами все знают: ты что мне указываешь?- но этот человек поступил в монастырь сразу. Вот таким же образом Господь испытал и ее, и она тоже выдержала этот экзамен, получила "пятерку": дочь ее мгновенно исцелилась, бес ее покинул. То, что она просила, она получила. Почему? Потому что она способна к обучению, она готова свои предрассудки преодолеть.
Понятно, что совершить такой поступок не каждый может. Что мешает человеку? Прежде всего гордость, очень такое преувеличенное мнение о себе. Человек обычно стесняется истины. Человек хочет быть как все, а все, к сожалению, живут плохо. И чтобы стать христианином, нужно уметь это преодолеть, иметь мужество быть не как все. Это очень трудно, трудно плыть против течения, потому что это может кончиться смертью, как кончилось и для Христа, и для апостолов, которые просили за эту женщину. И для многих людей, которые пошли за Христом, кончилось смертью это плавание против течения. Поэтому христианство - это удел избранных. Двери храмов открыты настежь, пожалуйста, приходи. Хочешь - довольствуйся тем, что тебе дадут, не требуй того, что тебе не принадлежит, а смиряйся. Потому что для обучения чему-то самое главное - это смирение. Отдай себя в руки учителя - тогда научишься тому, что умеет он. А если ты сам умный, то тогда, конечно, тебя обучить ничему нельзя, потому что ты сам все знаешь. Поэтому чтобы чему-то научиться, нужно прежде всего отказаться от мысли, что ты сам мастер и сам все умеешь и знаешь.
Второе сегодняшнее Евангелие говорит о кресте, в силу того что сейчас неделя по Воздвижении. И оба эти Евангелия, как все в Евангелии, глубоко связаны. Господь сказал Своим ученикам - а речь идет как раз об ученичестве Христовом: "Кто хочет идти за Мною, тот отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной". Вот что нужно, чтобы быть учеником Христовым, чтобы достичь вечной жизни, чтобы достичь понимания и исполнения Евангелия: нужно отвергнуться себя. И женщина хананейская отверглась себя, она отверглась своей гордыни и поэтому сделала шаг навстречу Господу, она смогла это сделать. Человек, который не может отвергнуться от себя, не в состоянии стать учеником Христовым, и он будет все время искать своего, каких-то своих выгод, иногда, конечно, и очень чудных, потому что на самом деле это не выгоды.
"Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее". На первый взгляд эти слова очень трудно понимать, потому что вроде здесь нарушена логика. А на самом деле нет. Один человек всю свою жизнь выстраивает таким образом, чтобы все было для себя. И это начинается с самого младенчества: если понаблюдать за младенцем, который даже еще не говорит, мы ничего, кроме эгоизма, в нем не увидим. Он все время себе требует и считает, что весь мир должен служить ему. Он только капризничает и своим криком заставляет взрослых крутиться вокруг него. Он все делает для себя, он не в состоянии свои страсти как-то обуздать. Вот ему что-то неудобно, или ему мокро, или приспичило ему поесть в данный момент, и он начинает кричать, требовать, злиться, раздражаться, истерики закатывать.А отвергнуться себя - это, наоборот, всю жизнь таким образом устроить, чтобы по возможности ничего себе: спать ровно такой минимум, чтобы иметь возможность жить и трудиться; есть столько, чтобы только поддерживать свое тело; одежда - необходимая, жилье - необходимое, а остальную всю энергию, которая освободится, тратить на то, чтобы служить Богу и людям. Вот таким образом свою жизнь устроить, полностью все отвергнуть, чтоб всю жизнь служить Богу.
А как Богу служить? Богу ведь от нас ничего не нужно: ни храмов, ни богатства, ни денег. Богу нужно совсем другое: Богу нужно, чтобы мы исполняли Его заповеди. А все заповеди, которые мы должны исполнять, связаны с нашим ближним. Поэтому надо иметь мужество помочь ближнему за счет себя, облегчить ему каким-то образом жизнь, послужить. И послужить не только бескорыстно, но и зная, что за это придется и расплатиться. Каждый знает прекрасно, что чем больше делаешь ближнему добра, тем хуже потом от этого бывает. Люди страшно неблагодарны, они очень быстро привыкают к тому, что ты им даешь, очень быстро приспосабливаются к этому, считают, что ты им должен. И попробуй в чем-то откажи - сразу обида, сразу вражда, и все, что было до этого в течение двадцати лет, перечеркнется в одно мгновение. Каждый из нас это знает на примере своих детей. Мама, папа, дай! А попробуй мама, папа не дай - и сразу скандал, сразу обида. Именно поэтому и нужно делать бескорыстно, ради Бога, потому что Ему так угодно.
Вот что значит отвергнуться себя. И понятно, что это может совсем не каждый, но желать этого должен каждый, кто хочет быть учеником Христовым. Большинство людей, которые ходят в храмы, истово крестят лоб, соблюдают среду и пятницу, они на самом деле Христу чужды и никогда Царствия Небесного не увидят, несмотря на все свое внешнее благочестие. Потому что внешнее благочестие - это всего лишь иудейство. Да, две тысячи лет назад это было бы вполне нормально, и хорошо, и достаточно. Но теперь, к сожалению,- а на самом деле, к счастью, потому что это высшая ступень,- надо жить по-христиански. А христианская жизнь пренебрегает этим внешним благочестием. Наоборот, Господь все время его обличал. Да, внешне все благоговейно, чинно, все порядочно, все прилизано, все внешне очень красиво, но за этим ничего нет. Что толку, что храм весь в золоте, что иконы, лампады кругом, люди стоят вроде молятся - а попробуй к кому-нибудь обратись, он, как собака, на тебя набросится. Какой в этом смысл, если один ничего не хочет сделать бескорыстно для другого? Все сразу теряет смысл, и храм мгновенно превращается в ту древнюю синагогу. Вот в чем дело. Поэтому Господь хочет, чтобы каждый, кто стал Его учеником, встал на эту ступень.
Любой человек проходит как бы несколько стадий в своем духовном развитии: сначала, когда он младенец, он, естественно, эгоистичен. Потом, если взрослые начинают его каким-то образом воспитывать, он сталкивается с тем, что, если ему дают яблоко, он должен его разделить пополам и дать братику. Ему этого делать страшно не хочется, но он видит, что его в этом поощряют взрослые, что взрослым нравится, когда он угощает других. И хотя он жадный,- это естественно, все люди жадные, потому что они грешные,- но он все-таки ради папы и мамы заставляет себя делиться, а потом, видя радость тех, с кем он поделился, он начинает понимать, что вот эта радость, которую я вижу в глазах других, для меня важней, чем сладость яблока, которое несколько секунд по моей гортани проходит. То есть вот эта радость духовная для меня, оказывается, больше.
Так постепенно он сталкивается с ценностями, которые называются духовными, и начинает понимать, что значит ценность высшая, и, может быть, и сам захочет стать христианином. Но это именно сам, потому что воспитать христианина невозможно. Даже если отец и мать будут людьми самыми совершенными, самыми гениальными педагогами и начнут воспитывать своих детей абсолютно правильно и без единой ошибки, абсолютно не обязательно, что у них будет успех. Потому что когда человек взрослеет, он всегда выбор делает сам, хочет он быть учеником Христовым или не хочет; хочет он жить для своей души или он хочет отвергнуть свою душу ради Христа и Евангелия, ради этой высшей правды. Конечно, эту высшую правду человек всегда чувствует, но не всегда ей следует, потому что человек колеблется и совсем не всегда бывает устойчив в добре.
Дальше Господь, как бы сочувствуя нам, говорит: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? какой выкуп даст человек за душу свою?" Действительно, какой? Все равно умрем, все равно все наше лукавство ради материальных благ выявится, мы все равно понесем урон в этом и все равно в гроб с собой все не возьмем. Поэтому разумней, конечно, с высшей точки зрения быть учеником Христовым, хотя физически будет всякий ущерб, даже вплоть до смерти.
"Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми Ангелами". В каждом человеке заложено чувство общности, потому что Господь задумал человека как единый организм, состоящий из единых клеточек, которые есть личности каждого из нас. Поэтому это чувство общности в нас неистребимо, хотя сатана все время хочет разделить нас на индивидуумы и в этом очень много преуспел. И не только в храме, но и в любой семье мы часто наблюдаем, что хотя у людей все общее: и ложе, и дом, и еда,- но они чужды друг другу, они не любят друг друга, они борются друг с другом, каждый из них хочет заставить других служить себе. Сатана сильно преуспел, но все-таки до конца разрушить человеческую общность он не может. Поэтому в силу нашей божественной природы у нас есть желание быть как все. Но к сожалению, мы живем в конце двадцатого века, когда ужасно видеть, как другие люди живут. Это настолько противоположно замыслу Божию, что, если жить как люди живут, это значит жить в аду.
Поэтому Господь в противовес этому миру создал Церковь, где тоже общность, но на другой совершенно основе: на основе служения друг другу и взаимной любви и единомыслия. И понятно, что к этой общности можно приобщиться только добровольно. Нельзя никуда записаться, получить пропуск с печатью и с фотокарточкой - и вот ты уже христианин. Нет, Церковь как невод. Господь нас, как сетью, собрал: много всяких людей в церкви стоит, у каждого своя жизнь, свой пол, свое здоровье, свой возраст, свое образование, свой жизненный опыт. И вот кого-то из этого невода, потому что Царствие Небесное подобно неводу, Господь берет к Себе в ученики. А остальные? А остальные будут выброшены вон "во тьму внешнюю", потому что хотя в храм ходили, Евангелие слушали, посты соблюдали, правила читали, к причастию готовились, но ничего с ними не произошло, они учениками так и не стали, палец о палец не ударили, чтобы в чем-то изменить свою жизнь. Ученичество Христово не произошло, все только внешне, только по-фарисейски, только чисто формально.
Вот Господь нас обо всем предупредил. Поэтому каждый сам выбирает, и никто не собирается заставлять: хочешь - давай, не хочешь - можешь уходить или можешь оставаться здесь, это не играет никакой роли, потому что Царствие Небесное не от мира сего.
Господь сказал нам утешительнейшие слова: "Истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе." И то, что происходит здесь в храме: вся эта работа мучительная по его восстановлению, и вся эта трудная работа с хорами, все это обилие исповедующихся и причащающихся,- все вообще, что здесь происходит, происходит только ради этих некоторых, потому что только в этих некоторых и есть подлинная жизнь. А остальное - это только потенция. Может быть, и они станут некоторыми, а может быть, и не станут; может быть, уплывут через большие ячейки этого невода, а может быть, хоть перышками и застрянут, но рыба эта для Царствия Небесного несъедобная.
Поэтому и говорят русские люди: "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет".Но Царствие Небесное не в том, чтобы лоб расшибать, а в том, чтобы стать учеником Христовым. Поэтому выбор есть. Вот и смотри, как ты будешь: ловчить, жить для себя или для Бога? Понятно, что обмануть тут все равно никого не удастся, потому что в Царствие Небесное Бог Себе берет Сам. Он Сам знает, кто есть Его ученик, Он Сам знает, кто принадлежит к Его Церкви. А мы все, если хотим, можем туда устремляться или не устремляться. Это наш собственный выбор. Обвинять нам некого, потому что нам дано все. И если мы, несмотря на все свои заблуждения, несмотря на все свои грехи, недоумения, будем смиряться и просить у Бога, как молила Его хананейская женщина, тогда Господь услышит нас и поможет. Аминь.
Просмотров: 699