В неделю 11. О немилосердном заимодавце

Евангельская притча о рабе, которому его господин простил долг - десять тысяч талантов,- это притча о Царствии Небесном и о нашем сердце. Поэтому если мы ее не усвоим, то в Царствие Небесное мы войти не сможем, или, лучше сказать, Царствие Небесное нас не достигнет, не раскроется в нашем сердце. Каждый человек есть должник перед Богом, и действительно, он должен тьму талантов. Талант - денежная единица, обозначающая огромную сумму, а тьма талантов в некотором смысле бесконечное число. Поэтому каждый человек должен Богу бесконечно.

Часто приходится слышать выражение "замолить грехи". Но можно хоть лоб расшибить вдребезги, а ничего не выйдет, потому что это несоизмеримо нашему долгу перед Богом, который нельзя никак ни замолить, ни умалить или каким-то образом компенсировать. Наивно думать, что можно какую-то жертву принести за свои грехи и жить спокойно. Единственное, что возможно, - это чтобы Господь простил. Что это значит? Ясно, что никакие юридические категории о помиловании, об условном сроке и досрочном освобождении здесь неуместны. Просто Господь старался использовать те образы, которые были понятны Его слушателям. Поэтому прощение - это есть тоже образ. Что значит - грех прощен? Это значит, что он уходит от человека, становится как бы не бывшим. И когда человек таким образом очищает свое сердце, тогда вместо греха в нем поселяется благодать Божия. Это соединение сердца с благодатью Божией, то есть воцарение Бога в сердце человека, по определению, и есть Царствие Божие.

Поэтому большинство людей, которые говорят, что они веруют в душе, безбожно врут, потому что никакого Бога у них в душе нет. Если бы они знали, Кто такой Бог, они бы такую чепуху не говорили. Но к сожалению, собственная гордость и те помыслы, которые им вкладывает в ум сатана и которые они принимают за свои, не позволяют им Бога познать. Сатана каждому внушает: ну, с тобой, дескать, все в порядке, ты человек божественный, верующий, ты хорошо все понимаешь и сам лучше знаешь, что тебе можно делать, что нельзя. И человек верит сатане и считает, что он во всем прав, и пребывает в покое относительно Царствия Божия. Он туда не стремится, он ничего не делает для того, чтобы в Царство Небесное войти, или, что равнозначно, чтобы Царство Небесное вошло в него.

В силу этой мнимой праведности человек никак не желает и потерпеть другого человека, не соглашается ничего простить. Некоторые так и говорят: ну как же это можно простить? На этот вопрос только один ответ: а как можно тебя терпеть на этой земле? Невозможно, но Господь же терпит. А раз Он терпит, значит, и тебе надо сделать над собой усилие и постараться простить. И это усилие по прощению как раз и будет устремлением к Царствию Небесному. Потому что Царствие Небесное - Царствие любви. А если два человека находятся в антагонизме друг с другом, следовательно, по крайней мере одному из них нужно идти в ад, потому что вместе войти в Царствие Небесное они не смогут. Поэтому когда человек не прощает кого-то, то есть его судит, то подразумевается, что он обрекает его на ад - потому что никто же себе ада не желает. Некоторые, правда, в безумии своем говорят, что, мол, я и в ад пойду. Но они просто не знают, что это такое. А если хотя бы чуточку не попробовали даже, а только увидели, то сразу бы поседели, а через секунду еще умерли бы от инфаркта миокарда. Но гордость ослепляет человека, и он не понимает вообще, что он говорит.

Поэтому Господь, желая нам спасения, дает нам такой механизм. Каждый человек, который хочет достичь Царствия Небесного, должен на своего ближнего смотреть с состраданием, как на человека, которого мучает та же болезнь, которой он болен сам. Надо иметь готовность потерпеть человека, снизойти к его немощи, стараться его не обличать, не осуждать, стараться его пожалеть, то есть оказать ему любовь. Но мы часто не наблюдаем жалости в своем сердце. Она возникает у нас очень выборочно: мы готовы оказать любовь только тому, кто нам нравится. И чтобы это исправить, нужно себя понуждать, ибо "Царствие Небесное нудится".

Нужно понуждать себя на добро, и Господь, облегчая нам эту возможность, часто нас ставит в такие условия, когда нам деваться как бы некуда: либо орать, махать руками и выплескивать из себя ругань, либо смириться и потерпеть. Многие сталкиваются с этим каждый день: или в семье неблагополучная ситуация, или какие-то трения в общей квартире, или на работе трудности. Даже в храме бывает так, что два человека не могут ближе, чем на четыре метра, друг к другу подойти, им это невыносимо, но часто они оказываются рядом, и им приходится преодолевать эту взаимную неприязнь. И хотя вроде бы это все не похоже на то, что мы намечтали себе о Царствии Божием, о духовной жизни, но тем не менее, если при всем нашем раздражении, при всей нашей гневливости мы имеем волю на преодоление этого cредостения, волю на то, чтобы прощать, это есть устремление к Царствию Божию. Сам Господь так сказал.

А что такое прощать? Это совсем не значит подойти и сказать: ты меня прости. Совсем не это. Прощение означает: то, что между нами возникло, исчезло, его нет. Вот что такое Господь простил грех? Это значит, у меня этого греха нет, я смутно вспоминаю, что вроде бы я его совершал, но у меня никакого сочувствия нет к этому греху, и мне кажется, что это было не со мной, потому что сейчас я на это совершенно не способен даже по принуждению. Когда мое сердце этого достигло, значит, Господь мне простил, только в этом случае. А если я остался таким, каким я был, то хоть я тысячу раз в день исповедуюсь: вот, батюшка, еще забыл сказать, это забыл, то забыл, - ну и что? А сегодня же, через полчаса, то же самое. Это разве исповедь, покаяние, прощение грехов? Да нет, это все в некотором смысле вещь безнадежная, потому что прощенный Богом грех - это есть грех изглаженный.

А как добиться от Бога, чтобы Он изгладил грех? Мы же не можем Бога вынудить сделать что-то. Это возможно, только если Господь Сам захочет. "Господи! если хочешь, можешь меня очистить" - вот это совершенно правильные слова. Этот человек правильно понял, почувствовал, что требуется, поэтому Господь сказал ему: "Хочу, очистись". Замечено уже давно, что Господь очищает того, кто кается. Он Сам к этому призывал: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Если ты сейчас покаешься, то оно в тебя войдет. А покаяться - значит употребить все силы своей души, ну и тела, разумеется, потому что в покаянии тело наше тоже участвует, на то, чтобы этого греха не было. И если есть отвращение ко греху, ненависть к нему как к своему врагу, если есть страх согрешить, если есть нежелание жить как все, а желание жить так, как Бог велит, и если это все принести Богу, и это будет действительно настоящее, а не просто некий порыв мечтательно-эмоциональный, - то Господь сделает этот грех небывшим, но сперва, конечно, будет проверять, действительно ли мы этого хотим.

А то: Господи, дай мне смирение. Господь говорит: ну что ж, можно дать. И тут же возникает ситуация, когда это смирение нужно проявить. Но вместо смирения человек проявляет гордыню. Спрашивается: ну что же ты? если ты хотел смирения, давай что-нибудь делай для этого. А человек ничего не хочет делать, он думает, это само произойдет и он из гордого в понедельник станет смиренным. Что за бред такой? Как это само? Кто это на тебя наденет одежду царскую? Смирение - это же Божественное, Царское одеяние. Разве на свинью надевают жемчужное ожерелье? Нет, надо страшно захотеть из свиньи сделаться хотя бы человеком, вот тогда это возможно. Господь раз в этом убедится, два, три убедится, что действительно человек желает быть кротким, смиренным, - тогда Он и даст, когда увидит, что человек делает усилия, чтобы быть смиренным, причем делает долго.

Многие из нас усилием воли на два часа, особенно если запереться в комнате и никого к себе не пускать, могут побыть смиренными. Но при первом же столкновении терпят полное фиаско. Поэтому на то, чтобы достичь смирения, надо обычно потратить несколько десятилетий, потому что все время то падение, то восстание, то падение, то восстание. И вот когда человек уже долго смиряется, то есть поведение его становится в некотором смысле безошибочно, хотя, конечно, ему это очень тяжело дается, потому что гордому человеку, коими мы все являемся, очень трудно проявлять смирение, которого нет, - но если человек долго это все-таки совершает (это называется соблюдением заповедей), тогда приходит в сердце его благодать Божия, которая очищает его от гордости, и он становится смиренным - по благодати. Гордость из его сердца совершенно изглаживается, и он вспоминает свои поступки, но не понимает, как это он мог. А часто ему даже кажется, что ему это вообще все приснилось, потому что он стал человеком совершенно другого качества. Поэтому Господь всегда судит человека не по поступкам, а именно по качеству его души. А оно зависит только лишь от упорного труда, от постоянного обращения к Богу.

И вершина, крыша этого домостроительства нашего спасения - любовь. Если Бог есть любовь, то и человек, достигший любви, соединяется с Богом. И конечно, любовь к Богу мы можем проявлять только одним способом: любя своего ближнего. Сколько есть у тебя любви к ближнему, столько у тебя и любви к Богу. Поэтому каждому неплохо подумать: а кого из живущих на земле я действительно люблю? Скольких я люблю ближних? Двоих? Троих? Может быть, четверых? И как - всегда или кое-когда? И сразу мы получим ответ, сколько в нас любви к Богу. Можно задать себе еще такой вопрос: а достаточно ли этого, чтобы войти в Царствие Небесное, где пребывают души людей, исполненных любви? Я там буду уместен или нет? И опять тут же через сердце нам будет ответ.

Что такое любовь между людьми? Это когда мы преодолеваем ту стену, которая стоит между нами. Эта стена может быть из разного материала: разность возраста, разность пола или, наоборот, его одинаковость, разность образования, разность культуры, разность представлений, разность национальности, разность места жительства, разность взглядов, разность интересов, разность темпераментов и так далее - и все это стены, стены, стены, стены между людьми. А замысел Божий - чтобы все человечество было единым организмом, как одно тело. Ведь между мизинцем и безымянным пальцем нет антагонизма. Каждый выполняет свою функцию, а если один палец вдруг заболит, тогда мы его забинтовываем и отставляем в сторону, как бы не ушибить, а остальные четыре стараются делать вместо него. И так все: почки работают для всего тела, глаза - для всего тела, уши - для всего тела; даже если какая-то часть мозга повреждена, то другие части стараются брать на себя ее функцию, за счет этого, бывает, и речь восстанавливается у человека.

Господь хочет, чтобы мы были единым организмом, а сатана всех расщепил на индивидуумы. Поэтому последняя попытка Господа всех собрать воедино - это создание Церкви. Церковь есть новое человечество. Людям дается самое главное - единая вера, единый Господь, в Котором все должны объединиться. Но мы видим, что этого не происходит. Вот вокруг много стоит людей, все очень хорошие, но каждый сам по себе - и чтобы особенно друг друга любить? Как-то незаметно. Дай Бог, хотя бы вежливы были друг с другом, и то можно считать, что пастырская задача выполнена, уже за это можно похвалу от Бога стяжать.

Но если мы хотим достичь Небесного Царствия, надо над этим трудиться. Если же мы не трудимся, а считаем себя правыми во всем и не желаем идти никому навстречу, то, значит, от Царствия Небесного мы удаляемся и нам его не видать как своих ушей. Можно упорствовать в своей праведности и с этой праведностью остаться вне Царствия Небесного. Потому что в Царствии Небесном нет ни одного праведника, там только одни кающиеся грешники, то есть люди, которые понимают, что они больны, и других воспринимают как таких же больных, им сочувствуют. Они реально видят, что все мы обречены, и жалеют друг друга, стараются друг другу помочь. Поэтому обремененность человека всякими возможностями, деньгами, имуществом, талантами и так далее - это есть препятствие для Царствия Небесного. Почему? Разве плохо быть умным? Умным-то быть, конечно, само по себе неплохо, но ум, к сожалению, надмевает. Поэтому при всем своем уме человек несчастлив, потому что Царствия Небесного он не увидит. Хотя ум, конечно, дар Божий: нельзя же напрячься и стать умным, даже если сахар постоянно есть, ничего не выйдет.

И вот Господь в этой притче раскрывает нам фундаментальный принцип духовной жизни, усвоение которого для нас спасительно. Если мы это усвоим и будем в своей жизни применять, то, конечно, мы к Царствию Небесному приблизимся. И начинать нужно, естественно, со своей семьи: вот он твой самый ближний, который с тобой рядом живет, - вот с него и начинать. Посмотреть, что вас разделяет, и это все и начать преодолевать. И оказывается, что каждое такое преодоление будет шагом к Царствию Небесному. Все просто. Конечно, посочувствовать какому-то человеку, живущему на юге Австралии, гораздо легче. Мы можем даже какую-то сумму денег туда послать, но от этого мы ничего не приобретем. Другое дело человек, который с нами постоянно, и он все время делает совсем не то, что нам бы от него хотелось и ожидалось. Мы-то хотим как? Батюшка, вы это сделайте, вы это ему скажите, с ним так поговорите... Я в таких случаях говорю: а ты мне прямо напиши инструкцию, что я должен делать, и я так и буду, мне это проще, и голова не болит.

Каждый человек другого воспринимает так, что он все время что-то должен: этот должен есть, а этот должен ходить в магазин, этот должен зарабатывать, этот должен убирать, этот мыть. Все нам кругом должны, но мы как-то забывает, что на самом деле это мы как раз, каждый из нас всем должен. Вот об этом речь. Христианство - это не значит: вот мы все христиане, поэтому давайте соберем по тысяче рублей и отдадим их мне: мы ведь должны ближнему помогать - ну кто вам ближний, как не я? Поэтому соберем сейчас и отдадим, а я на даче еще один этаж надстрою. Но это ведь не христианство. Это же некоторое безумие, хотя и встречается сплошь и рядом. Потому что люди привыкли эксплуатировать себе подобных и все время от них чего-то ждать, какой-то пользы, не обязательно материальной, но обязательно себе что-то получить, что-то использовать, потребить, что в переводе со славянского значит "истребить, уничтожить".

Такой принцип жизни просто уничтожает все вокруг. А Господь хочет, чтобы все расцветало, но для этого нужен другой принцип: послужить. Делу хорошему послужить, человеку какому-то послужить, здесь послужить, там послужить. И чем бескорыстней, тем эффективней. Потому что если нет корысти, значит, это труд для Царствия Божия. У нас, если мы, конечно, православные христиане, должна быть одна корысть - Царствие Божие. Надо все время жизнь так устраивать, чтобы всегда что-то делать максимально, насколько это для нас в данной исторической точке нашей жизни возможно. Потому что если делать сверх сил, бывает, человек не выдержит, и в уныние впадет, и начнет жалеть о содеянном. А что такое жалеть о содеянном? Это значит покаяться. Поэтому если человек доброе дело сделал, а потом пожалел, оно тут же изглаживается, то есть и денежки истратил, и все прахом пошло, никакой пользы не принесло. А нам все должно приносить духовную пользу. Поэтому надо всегда к этой пользе стремиться, все время задумываться: собственно, зачем я живу?

А то живет человек, вот это он умеет, это знает, это у него есть. Ну хорошо, это все у тебя есть, а теперь ты умер. Дальше что? Да, бесспорно, все то, чем ты занимался, было очень интересно, увлекательно. Но нельзя же всю жизнь делать то, что нравится. Надо делать то, что должно, ибо мы все должники. И сегодняшняя притча это утверждает. Поэтому неплохо бы нам всем почаще к этому возвращаться. И эта спасительная мысль, которая засядет в нашем уме и в нашем сердце, будет содействовать нашему спасению, то есть вхождению в Царствие Небесное. Аминь.

14 сентября 1994 г.

Просмотров: 502