Об Аврааме
Святая Церковь завтра вспоминает праведного Авраама, которого называют отцом всех верующих. В Библии говорится: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Авраам жил четыре тысячи лет назад, а по нашему, христианскому, понятию в те времена праведников быть не могло, потому что человек уже давно от Бога отошел и жизнь его наполнилась всяческими мерзостями, примерно так же, как и сейчас. Господь сказал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» И мы видим, что действительно вера иссякла. Возразят: ну нет, как же, сейчас все ходят в церковь; сколько храмов ни строят, все мало. В Америке вообще девяносто пять процентов населения пишут в анкетах, что они верующие. Но, как говорил Тарас Бульба, это все не то, братья. Потому что веры бывают разные: бывает вера Авраамова, а бывает вера бесовская.
Авраам был скотоводом и жил простой жизнью, исполненной всяких трудов. И от окружающих людей его отличало только то, что внутри своего сердца он хранил одну-единственную истину, что есть единый Бог. Язычники, среди которых жил Авраам, веровали во многих богов, обожествляли то, что они видят вокруг, примерно как сейчас: один обожествляет свою квартиру, ею живет; другой обожествляет своих детей; третий обожествляет свою работу; четвертый свое здоровье обожествляет, стремится его как-то улучшить, гимнастикой занимается, ищет пути продления своего биологического существования. Язычество из этого и возникает, когда человек обожествляет то, что вокруг него. А Авраам нет, он знал, что есть Бог невидимый, и веровал в Него. И Господь испытывал страшным образом веру Авраамову, чтобы в испытаниях она еще выросла. Авраам был уже глубоким стариком, а Господь ему открыл, что у него будут дети, причем сказал, что его потомство будет как песок морской. Когда бездетному старику это говорят, ну как можно в это поверить? А Авраам нисколько не сомневался: раз Господь сказал, значит, так и будет. И когда родился наконец этот долгожданный сын, можно представить, как Авраам его любил. А Господь повелел: иди и принеси Мне его в жертву.
Вот приходят люди в храм и ставят свечи. Что это такое? Жертва. Взял от себя оторвал тридцать копеек, поставил и сжег. А раньше не было свечей, не было таких изящных обычаев, а брали быка или ягненка, закалали, сжигали на жертвеннике и веровали, что Господь обоняет дым, восходящий к небу, и дает человеку какое-то ослабление. Но все люди, окружавшие Авраама, приносили жертвы языческим, ложным богам, совсем как и современные люди, которые жертвы приносят чему угодно, только не Богу. Богу так, по мелочи, копеек по тридцать, а ложным богам уж служат вовсю. Современный человек, даже такой, который считает себя верующим, — сколько он в неделю посвящает Богу времени? А сколько телевизору? А сколько пустым разговорам? А сколько хождению в гости? А сколько прочей всякой бессмыслице? Если это сравнить, сразу наглядно видно.
Авраам же нисколько не усомнился в слове Божием, не подумал: вот я стар, а единственного сына, от которого по обетованию Божию произойдет великое потомство, теперь надо принести в жертву. А когда же будет следующий сын? Нет, он все эти мысли отмел, сделал жертвенник, сына связал, занес нож — и тут Господь послал ангела, который его остановил. То есть Господь испытал Авраама до последней черты. Какая могучая вера была у этого человека! И поэтому Господь ему эту веру вменил в праведность. Хотя Авраам много совершал неблаговидных поступков с точки зрения христианской и жизнь его не представляет образец морали, нет, упаси Бог. Но была вот эта единственная у него добродетель, огромной силы, и она укрепилась в таких испытаниях. Поэтому в смысле веры Авраам стал как бы нашим праотцем.
Конечно, по силе веры мы во многом ему уступаем, потому что мы забываем о том, что вера есть добро-детель, то есть ее надо совершать. Вера — это не просто какое-то качество ума: один человек знает, что Бог есть, а другой не знает. И тот, который знает, начинает считать себя верующим, хотя это еще совсем не вера. Дьявол тоже знает, что есть Бог, но он из этого выводов никаких не делает. Поэтому вера, которая знает, что есть Бог, но из этого не делает никаких выводов, называется бесовской. А вера, которая движет жизнью человека, называется верой Авраамовой, верой подлинной.
И вот, если мы пришли в храм, следовательно, мы знаем, что есть Бог, Который создал всех нас. Бог создал и все законы. Бог придумал математику, физику, химию, биологию. Он это все сочинил. Бог — первый Художник. Это Он так раскинул Памир, Альпы, реки, пески — эту всю красоту. Господь и законы нравственной жизни создал: законы любви, терпения, взаимного снисхождения. А мы что? А мы живем так, как будто ничего этого нет. Что нам люди скажут, что в газетах написано, что по телевизору покажут, что у кого в книжечке прочтем — вот из этого состоит наша жизнь. То есть Бог Сам по Себе, а мы сами по себе. Что нам в голову взбредет, то мы и делаем и никак или только в очень малой части руководствуемся тем законом Божиим, который Он создал.
Спрашивается: в чем тогда состоит наша вера? Чем мы отличаемся от людей, которые не знают, что Бог есть? Ничем. Прическа та же, походка та же, одежда та же. В квартиру одного зайдешь, в квартиру другого — все то же самое. И нравственная жизнь такая же: так же ругаемся, так же завидуем, так же превозносимся, так же осуждаем, так же клевещем, так же нервируем друг друга. Мы знаем, что Бог есть, но это никак на нашей жизни не отражается. А почему? Потому что мы не относимся к вере как к добродетели, которую надо постоянно укреплять: то есть жить не по чувствам, жить не по тому, что взбрело в голову, а стараться руководствоваться в своей жизни повелениями Божиими. А для этого надо нам познать волю Божию: что Бог от нас хочет.
Священное Писание для нас, для дураков, зачем написано? Чтобы человек хотя бы писаным законом руководствовался. Написано у апостола Павла: «непрестанно молитесь» или «за все благодарите». Вот такое повеление Бога к нам. Что значит жить по вере? Вот день прошел, среди этого дня было очень много хорошего: мы, может быть, и встретились с людьми хорошими, и какое-то известие радостное получили — но может, кто-то нас и толкнул или чем-то обидел. Так вот, если мы несмотря на то, что с нами происходит дурного или трудного, — если мы все равно не будем входить в мрачное устроение, а, наоборот, будем все время в радости, в благодарности Богу пребывать — значит, мы живем по вере. А если настроение испортилось, что должен делать верующий человек — на ближнем свое зло сорвать, что ли, чтобы ему полегче сделалось: отстань, отвяжись, мне не до тебя? Нет, верующий человек должен молиться Богу и просить Его до тех пор, пока не снизойдет мир в его душу, а потом продолжать жить дальше.
И если мы будем вот так руководствоваться хотя бы одним словом из Священного Писания: «за все благодарите», — мы сразу увидим, что жизнь наша очень сильно изменится, она будет резко отличаться от жизни всех остальных людей. А если присовокупим второе: «непрестанно молитесь»? А что значит непрестанно? А есть когда, а спать, а разговаривать? А программу «Время» глядеть когда? Как же это все время молиться — а работать, а учиться? Никак нельзя! Но нельзя ведь и просто Священное Писание пролистать, как будто это к нам не относится. Нет, раз мы признаем, что Бог есть, то мы должны обязательно учиться тому, чтобы непрестанно молиться. А если мы не можем и даже пока и не понимаем, что значит непрестанно, ну хотя бы надо все время расширять свою молитву. Начать с того, чтобы чаще ходить в храм и дома свободное время стараться посвящать молитве, а не пустому времяпрепровождению, не изобретать себе всякие дела, чем бы нам отвлечься от самого главного дела. А самое главное дело — это молитва. Потому что молитва, собственно, по преимуществу и есть вечная жизнь. Потому что если Господь сподобит нас Царствия Небесного, в Царствии Небесном люди чем занимаются? Только непрестанной молитвой, больше там никаких дел нет: там не надо ни пенсию зарабатывать, там не надо ни в очереди стоять, ничего этого не требуется. Царствие Небесное — это есть непрестанная молитва. Поэтому, живя здесь, надо в эту молитвенную стихию, в эту жизнь молитвенную и входить.
А сколько мы времени из двадцати четырех часов в сутках уделяем молитве? Ну в воскресенье чуть побольше, а в остальные дни? Сколько утром мы молимся? Некоторые даже правило умудряются не читать, говорят: некогда. И вечером хоть и помолится человек, но сам положа руку на сердце знает: то, что я делаю, молитвой назвать нельзя. Хорошо, а когда же ты молишься? Где же твое исполнение закона Божьего о непрестанной молитве? Значит, ты его просто отодвигаешь, как будто он к тебе не относится, то есть ты отвергаешь волю Божию.
Вот если мы так поисследуем Святое Писание, все повеление Божие, обращенное к нам, то увидим, что мы не друзья Божии, а враги Его: мы всё делаем наоборот, мы всё ищем только своего. Поэтому у нас и вера такая пустая, ничего не может совершить, поэтому мы и не можем ничего в своей жизни управить. И нам надо это менять, надо все время стараться упражняться в этой добродетели — в вере: все время заставлять себя жить по вере, все время свою жизнь исправлять по закону Божию, по Священному Писанию. А для этого надо его глубоко изучить — ну, насколько у нас хватит мозгов. У многих уже не хватит, для многих это уже совсем поздно. Поэтому те люди, которые думают: ну вот, сейчас это, это, это, а уж потом буду в церковь ходить, Богу молиться. Нет, потом уже ничего не будешь, потому что ничего просто не сможешь, тебе уже ничего не объяснишь, а если даже и объяснишь, ты не запомнишь, потому что в одно ухо у тебя влетело, а в другое вылетело. Вот такая может с нами случиться беда.
Поэтому с того самого момента, когда мы уже опомнились, с этого момента надо изменять свою жизнь, надо жить по вере. И когда Господь увидит, что у нас появилось это усердие, это желание, Он нам начнет помогать. Потому что сам человек, конечно, ничего с собой сделать не сможет. Если бы это было возможно, то можно было бы и без всякого Бога жить и спастись. Вот как многие люди утверждают: у меня никаких грехов нет, я живу хорошо. И тут же присовокупляют: как все. А что, все живут хорошо? В этом-то и большая ошибка, к сожалению. Поэтому нам нужно стараться жить не как люди живут, потому что люди живут безобразно. Просто они принюхались к этой грязи, и им незаметно. Но если каждому человеку показать всю его жизнь, это просто самое натуральное вонючее свинство. А надо жить по-Божьи.
Каждый из нас, даже если он самый неученый человек, самый простой и бестолковый, в душе у него все равно есть некое чувство, чтó такое по-Божьи. Как поступить по-Божьи? Вот мне хочется это сделать. Но если прежде чем что-то сделать, задуматься: а это Богу угодно или нет? — то, как только человек задаст себе такой вопрос, вот это самое внутреннее чувство скажет тихонечко-тихонечко: да нет, это не то. Тогда надо взять и совершить усилие: не делать это «не то». И этот шаг, это усилие и есть дело веры, потому что человек живет уже не так, как ему захотелось, не как ему подумалось, не как его какой-нибудь балбес научил, а по вере. И вот так раз поступим по вере, два, три — и вера у нас будет расти, она будет приумножаться, она станет великой, мы с помощью нашей веры сможем даже горы двигать, мы сможем что угодно совершить, потому что мы будем с верой просить у Бога, и у нас будет такой союзник — Сам Творец Вселенной. Он исполнит любую нашу просьбу, мы через нашу веру получим усыновление Богу. А уж мы сами знаем: Христос что у Бога ни просил как Сын Божий, Господь все совершал, поэтому и с нами так же будет.
Поэтому, если мы увидим в себе грех, познаем его, раскаемся и будем у Бога просить с верой: Господи, спаси мою душу, очисти меня, — Господь это сделает, Он всю нашу душу очистит. Он через пророка сказал: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю». И мы знаем, кто первый вошел в рай: разбойник. Ну разбойник сами понимаете, чем занимается. Но Господь увидел, что он хочет измениться, и изменение его было такой сокрушительной силы, что Господь поверил ему и очистил его. И это для нас большая надежда. Но только у нас должна быть сила вот этой веры, должен быть мощный переворот нашей жизни.
Поэтому надо нам кончать спать, скорей просыпаться, начинать шевелиться. Потому что, если этого не произойдет, мы так во тьме греховной и перейдем в мир иной, так в грехах и умрем. А смерть грешника люта, потому что за ней мрак и ужас бесконечного пребывания в непрестанной злобе. Поэтому Господь говорит: «Там будет плач и скрежет зубов». Плач о том, что утратил, а скрежет зубов о том, что уже ничего нельзя изменить, остается только зубами скрежетать в бессильном отчаянии. И вот от всего этого Господь нас хочет избавить. И путь к этому — через укрепление нашей веры. Поэтому надо совершать дела веры. А образец этих дел есть святой праведный Авраам. Помоги всем Господь. Аминь.
Храм Святителя Митрофана Воронежского,
21 октября 1990 года, вечер