Почему все Апостолы умерли мученической смертью?

Святые Апостолы были учениками Господа Иисуса Христа, праведнейшими из людей, которым предназначалось особое место в раю, а все они, кроме Иоанна Богослова, закончили свою жизнь мученически. Почему Господь допустил мучения своих учеников? Почему никто не почил мирной тихой смертью? Или только через мученичество лежит путь ко спасению?

Мученичество святых Апостолов было, прежде всего, для свидетельства их веры в Воскресение Христово. Буквальный перевод слова «мученик» с греческого звучит как «свидетель». Апостолы и есть главные свидетели евангельской истины во Христе. Чтобы их слово, их проповедь были наиболее убедительными, Господь попустил им свидетельствовать не только всей их земной жизнью, но и смертью.

Кто и в каком порядке делит святые мощи?

Рубить икону на куски — это кощунство. А как же тогда делят святые мощи? Кто и в каком порядке это делает?

Когда рубят икону, это, как правило, является проявлением богохульства и бесстыдно выражаемого богоборчества, тогда как разделение мощей возникло вследствие всемирного почитания святых. Когда благодаря проповеди Апостолов Церковь распространилась среди всех цивилизованных народов, то вслед за периодом первых гонений во всём православном мире утвердилось почитание и самих Апостолов, и святых мучеников. Одной из древнейших традиций стало совершение Литургии на гробницах мучеников. Несколько позже эта традиция преобразовалась в обычай закладывать частицу святых мощей в основание алтарного престола при освящении храма. Это исполняется и до сей поры. Кроме того, в каждый антиминс, то есть плат, на котором изображено положение Господа Иисуса Христа во гроб, непременно вшивается частица мощей. Антиминс всегда в свёрнутом виде возлежит в алтаре на престоле и разворачивается во время Литургии, после евангельского чтения, а вслед за Великим входом на него поставляются чаша и дискос со Святыми Дарами. Таким образом, мы видим, что использование мощей в литургической практике является древнейшим и традиционным, причём в этих случаях мощи всегда разделяются священноначалием. Кроме литургического использования мощей, почитание их проявляется как в благоговейном поклонении целым мощам того или иного святого, так и в поклонении их отдельным частям. Существуют мощевики со множеством частиц мощей различных святых, или эти частицы служат вкраплением в то или иное иконографическое изображение. Так или иначе, ничего предосудительного в раздроблении и распространении частиц мощей по всему свету нет, если, конечно, это не совершается самочинно. Поскольку высшей священнической властью в Церкви обладает епископ, то отделение и дарование частиц святых мощей совершается только с ведома и по благословению правящего иерарха, к епархии которого относится обитель или храм, где и могут находиться мощи святых угодников. Само распространение и почитание мощей святых, несомненно, происходит по особому Промыслу Божию, поскольку и через телесный состав святых, уже после их кончины, изливается сила благодати Христовой, исцеляющая, укрепляющая и свидетельствующая о конечной победе над смертью. «Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается [в этом]! Ибо если по воле Божией истекла в пустыне вода из крепкой и твердой скалы, а для жаждущего Самсона — из челюсти ослиной, то ужели невероятно, что из мученических мощей истекает благовонное миро? Никоим образом — по крайней мере, для тех, которые знают могущество Божие и то, какой чести удостаивает Он святых» (Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. XV «О почитании святых и их мощей»).

Если творится зло, нужно ли вмешиваться или лучше проявить смирение?

Как быть, когда рядом совершается явное зло — осудить, вмешаться или проявить смирение, терпение к недостаткам людей и видеть в них только образ Божий?

Всякому человеку, а тем более христианину, от Бога дана совесть — то, что и называется голосом Божиим в человеке. Верующий во Христа как никто другой призван учиться поступать по совести. В мире, который во зле лежит и где «всюду страсти роковые», жить по совести — дело нелёгкое, это целое искусство. Стараясь исполнять евангельские заповеди, мы вовсе не должны полагать, что у нас на все случаи жизни есть одно правило, своего рода палочка-выручалочка, которая позволит нам бездумно сделать хорошую мину при плохой игре. А если у нас есть такого рода склонности, тогда мы, скорее всего, фарисеи, а не христиане. Вера во Христа должна делать нашу жизнь не облегчённой, но — ответственной. И эта ответственность должна быть творческой. Безусловно, во всяком человеке надо стараться видеть, прежде всего, образ Божий и научаться терпению к недостаткам ближнего. Заповедь о любви к врагам предполагает евангельское смирение перед злом, направленным лично против нас. Но если рядом с нами кого-то убивают, грабят, унижают, если рядом воруют, лжесвидетельствуют, а мы «смиренно» терпим это и помалкиваем, когда в наших силах этому злу хоть както воспрепятствовать, то это уже не смирение, а предательство духа и смысла евангельских заповедей. В истории были случаи извращённого понимания евангельской нравственности. Характерный пример — учение Льва Толстого. Одна из лучших книг философа Ивана Ильина «О сопротивлении злу силою» была написана именно как полемика с толстовством, утверждавшим, что всякое сопротивление злу бессмысленно. Христианину в Таинстве Крещения даётся власть попирать всю силу вражию и вообще на дьявола плевать. В Крещении человек становится воином Христовым. И хотя, как говорит апостол Павел, «наша брань не против крови и плоти, но... против духов злобы поднебесных», против собственных грехов и страстей. А значит, равнодушие по отношению к творящемуся вокруг злу никак не должно быть свойственно христианину и тем более, не должно отождествляться с добродетелью смирения.

Как отличить суждение от осуждения?

Как отличить суждение от осуждения?

Часто между суждением и осуждением грань очень тонкая — особенно в различных разговорах и обсуждениях жизни и поступков третьих лиц. Здесь барометром также должна быть наша совесть. В борьбе с осуждением важно не участвовать в праздных разговорах, отгонять молитвой приходящие на ум осуждающие мысли и не забывать о собственных грехах и неблаговидных поступках. «Бегай всегда чрезмерностей и недостатков в добродетелях, а ищи претрудно середины, чтобы творить всё в своё время и в должной мере… Одна только чрезмерность благословенна — это любить врагов, быть в мире с ненавидящими, благотворить злотворящим, благословлять клянущих и злословящих, любить всякого человека, как себя и даже более себя, как и Христос возлюбил нас» (Палестинский патерик. ТСЛ, 1996. С. 104).

Почему Благодатный огонь сходит в Великую Субботу?

Скажите, пожалуйста, почему Благодатный огонь сходит именно в Великую Субботу, а не в саму Пасху? Спаси Господи! Виталий.

Великая Суббота и есть самый канун Пасхи — тот таинственный и удивительный момент, когда Христос сошёл в преисподние глубины земли и таким образом победил смерть, разрушил ад. Можно сказать, что это уже и есть средоточие нашего спасения, главный смысловой центр боговополощения. Дальнейшее —лишь следствие, торжество из торжеств, радость радостей. В древности, как правило, Таинство Крещения над новыми членами Церкви совершалось именно что в Великую Субботу, а известный нам пасхальный крестный ход был шествием в храм только что крещёных, где другие христиане встречали их радостными возгласами «Христос воскресе!» И это было общим пасхальным торжеством всей Церкви, где радость самой Пасхи была неотделима от событий Великой Субботы. Кроме того, так по воле Божией повелось исторически, и, вероятно, человеческий ум не в состоянии исчислить и истолковать всю премудрость Божиего Промысла, прямо связанного с этим чудесным явлением.

Должна ли Церковь давать оценку действиям общества?

Должна ли Церковь давать оценку действиям общества, и если общество следует явному греху, который именуется таковым в слове Божием, то обязана ли Церковь обличить грех такого общества? Есть ли какие-либо соборные решения по данному вопросу? Алексей.

В настоящий момент одним из основных соборных церковных документов, который касается такого рода вопросов, являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В одном из параграфов этого документа, в частности, говорится: «Обо всём, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам, независимо от того, насколько они совершенны или неудачны. Когда же исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения» (http:// www.patriarchia.ru/db/text/141422.html). То есть, как мы видим, Церковь и каждый христианин действительно призваны обличать грех, а не потворствовать ему.

Почему православие самое правильное учение?

Здравствуйте! Почему Вы считаете, что православие самое правильное учение. В Библии нет конфессий, только христиане. Вы не признаёте своих братьев католиков и протестантов — это грех. Основные положения у них такие же, как и у Вас. Такое впечатление, что Библия для Вас не авторитет, а прихожане в основной своей массе её даже не знают. Бога живого не ищут, довольствуются ритуалами и обрядами.

  Почему же это Библия не авторитет? Для каждого православного Библия, как Священное Писание, является безусловным авторитетом наряду со Священным Преданием как таковым. Христос говорит: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин 14:6–7). Мы знаем от Самого Христа, что Православие истинно, потому что опыт духовной жизни не прерывался в Церкви со времён апостольских.

Как произошёл раскол Церкви на православную и католическую?

Здравствуйте, меня интересует вопрос раскола христианской церкви в 1054 г. Кто отделился первым? Православные от католиков или католики от православных? Юрий.

Вопрос этот очень непростой. Проблема в том, что определённые вероучительные расхождения переплелись с достаточно сложными историческими процессами, которые в то время, в том же ХI веке, по-разному протекали, с одной стороны, в Западной Европе, с другой стороны — в Восточной. В своё время, к примеру, Карл Великий использовал так называемую догматическую формулу «филиокве» чисто в политических целях для скорейшего вхождения некоторых народов в его империю, но благодаря подобным его неосторожным действиям эта формулировка чуть позже повсеместно утвердилась на Западе. Кроме того, первоначально, на рубеже тысячелетий, Восточная Римская империя (Византия) был в силе, тогда как Западная Римская империя была в упадке. Вдруг, именно в ХI веке всё стало стремительно меняться местами — Византия начала приходить в упадок, Запад возвышаться, плюс к тому так называемые «григорианские реформы» в Западной Церкви привели к стремительному возвышению папства и стремлению этого института к подчинению других Церквей. То есть однозначно сказать, кто первым отделился — сложно. Это был довольно длительный процесс, в который прямо вторгались откровенно политические мотивы, хотя в Церкви изначально никто и не ставил такой цели — разделения. Разделение последовательно углублялось с годами и веками. И в результате явились две разные христианские культуры, одна из которых — православная — сохранила первоначальную апостольскую чистоту веры, а другая (католическая) пошла по пути определённой модернизации изначального апостольского опыта христианской жизни.