Как Господь относится к геям и лесбиянкам?

Добрый вечер. Хочу спросить, как Господь относится к геям и лесбиянкам? Алексей.

Уважаемый Алексей! Библейское миропонимание даёт нам достаточно ясные нравственные критерии относительно тех явлений в жизнедеятельности человека, о которых Вы говорите. Господь Бог сотворил человека во образе мужчины и женщины, дав заповедь плодиться и размножаться. А с появлением христианства естественное для всех народов установление брака возводится на новую высоту: единый законный брак становится одним из Таинств Церкви, в то время как извращённые отношения в данной сфере ещё в древние ветхозаветные времена рассматривались как тяжкий грех, нарушающий естественные божественные установления. Разумеется, что в христианском миропонимании отрицательное отношение к этим порокам не переменилось. Так, Апостол, к примеру, говорит: «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение» (Рим 1:21–27). Подытожив, мы можем сказать, что всем людям Бог желает спасения, поэтому и относится отрицательно к тем грехам и порокам, которые делу спасения для жизни вечной прямо препятствуют.

Можно ли пользоваться косметикой?

Можно ли пользоваться косметикой? Как влияет краска, нанесённая на лицо, на сердце человека?

В устроении жизни современного человека есть то, что для христиан прямо неприемлемо и рассматривается как грех, отлучающий от благодатного единства со Христом. Есть же вещи, которые Церковью пусть и не запрещаются, но и не благословляются и являются делом совести самого христианина. Такой вопрос, как использование косметики, по большому счёту является делом нравственного выбора женщины. Конечно, само по себе красящее вещество, оказавшееся на лице, непосредственно на нашу сердечную деятельность не влияет, иначе пришлось бы признать в косметике некую магическую силу, подавляющую и определяющую внутреннюю, сердечную жизнь человека. К примеру, идёт христианка по улице, и на неё напали некие злодеи, насильно намазали лицо косметикой, вследствие чего она перестала быть христианкой. Фантастика? Разумеется. Никакое внешнее воздействие не может лишить нас веры, если мы сами не проявим слабость. Так что признаем: сама по себе краска на лице не может определять наше внутреннее устроение. Скорее, наоборот: соответствующее внутреннее устроение определяет наличие или отсутствие косметики. Как сказал один из русских святых, если бы Богу было угодно, чтобы человек курил, то Он создал бы человеку дымоход. Развивая этот пример, можно сказать, что если бы Богу было угодно, чтобы созданный по Его образу человек, в частности Ева, выглядела бы более ярко, разноцветно, более контрастно, то, верно, Он таковой бы женщину и создал. Однако нам, христианам, исповедующим богосозданность мира, не пристало сомневаться в потенциальной духовной и внешней красоте всякого человека, не нуждающейся в каком-либо подкрашивании. Да, не всякий годится для участия в конкурсе красоты, порою человек может быть изуродован и духовно, и физически — и всё это есть следствие общей человеческой греховности, отпадения прародителей от Бога. И эту нашу общую греховность никакой косметикой, никакими красками не скроешь. Скорее, напротив, только подчеркнёшь. С какой целью косметика употребляется? С целью выделиться, броситься в глаза. Это своего рода боевой окрас того (или той), кто вышел на охоту. Косметика — это оружие из арсенала женщин, что называется, не совсем безупречного поведения, хотя большинство в той или иной степени пользующихся косметикой вряд ли отдают себе в этом отчёт. Потребность в косметике свидетельствует о внутренней духовной ущербности, или о необходимости выглядеть внешне особенно эффектно, или, по меньшей мере, говорит о зависимости от светских норм поведения. Да, то или иное отношение к косметике является делом свободного выбора, и не стоит бросаться с кулаками на всех, кто замечен в храме с наличием краски на лице, однако элементарный вкус и традиции православной культуры будут неизбежно относить сего рода красящие вещества к достаточно вульгарным проявлениям. Сказано же: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Риза новая — Дух Святой. «Облечетеся силою cвыше», — сказал об этой ризе Господь. Облекаются христиане в свойства Христовы действием всеблагого Духа. «Облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похоти», — говорит Апостол» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). О любви к ближнему. Аскетические опыты. Т. 1).

Как относиться православной жене к тому, что муж пристрастился к порнографии?

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, как должна относиться православная жена к тому, что её муж (неверующий) пристрастился к порнографии. Сам он это за большой грех не считает и исправляться, я думаю не собирается. Как можно сохранить любовь к мужу в данной ситуации и стоит ли? Я очень ревнива, и порой хочется просто развестись. В браке мы уже тринадцать лет. У нас четверо детей. Заранее спасибо. Татьяна.

Конечно, уважаемая Татьяна, увлечение порнографией есть дурная и, можно даже сказать, гнусная привычка. Ведь в Евангелии сказано однозначно, «что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мф 5:28), однако по церковным канонам всё же прямым поводом для развода может являться только прелюбодеяние (супружеская измена) в собственном смысле. Проблема здесь кроется, прежде всего, в неверии Вашего мужа. И проблема эта ещё и Ваша, потому что, скорей всего, никто Вас насильно замуж именно за этого человека не выдавал. Вероятно, это был Ваш вполне свободный выбор. Исходя из этого и ради детей, как мне представляется, не стоит спешить с разводом, но лучше набраться терпения и усердия в молитве к Богу с просьбой Вашего супруга тем или иным образом вразумить и отвратить от столь неблагочестивых увлечений.

Можно ли православному человеку сотрудничать с сомнительными заведениями типа мужского салона?

Здравствуйте, батюшка. Я работаю дизайнером. Ко мне обратилась девушка, спросила, не занимаюсь ли я фотографией, так как ей нужны фото для портфолио. Фотографировать я люблю, с художественной и профессиональной точки зрения мне было бы это очень интересно, но сфера деятельности, в которой работает эта девушка, очень смущает: это так называемый «мужской салон». Как поступить в такой ситуации? Юля.

Уважаемая Юля! Мы, христиане, должны, имея опыт молитвы, непрестанно прислушиваться к своей совести. Вот и подумайте, а что в данном случае Ваша совесть Вам же и может подсказать? Лично мне, как священнику, представляется, что христианам участвовать тем или иным образом в так называемой «индустрии порока» вряд ли угодное Богу дело. Конечно, иногда мир сей подбрасывает нам сложные нравственные вопросы или ставит нас в непростое положение, но на то оно и христианство, чтобы стараться следовать правде Божией, пусть это и бывает порой движением против течения, тогда как дрейф по течению греховных стихий мира вряд ли будет спасительным для жизни вечной.

Как Церковь относится к экстракорпоральному оплодотворению?

Батюшка! Помогите, пожалуйста, разобраться. У меня есть подруга. Ей сорок два года. У них с мужем одиннадцалетний сын. Они очень хотят второго ребёнка, но ничего не получается. И сейчас они склоняются к методу эстракорпорального оплодотворения. Но ей нужен донор яйцеклеток, так как её уже старые и есть большой риск, что ребёнок родится нездоровым. Она просит стать донором меня, мне 32 года. Я вроде бы понимаю её желание и хотела бы помочь, но меня тревожит несколько вопросов. Как церковь относится к такому виду зачатия и не является ли это вмешательством в Промысел Божий о человеке? Наталья.

Уважаемая Наталья! Возможно, мой ответ несколько разочарует Вас, но всё же Церковь относится отрицательно к методу экстракорпорального оплодотворения по той простой причине, что на практике в осуществлении этого метода происходит образование нескольких эмбрионов, из которых для дальнейшего выращивания выбирается только один, тогда как оставшиеся подвергаются уничтожению. Такого рода «выбор», естественно, не может рассматриваться Церковью как нравственный или хотя бы нейтральный, поскольку элемент убийства здесь очевиден. Кроме того, практика «донорства» в такого рода методиках является сомнительной с точки зрения элементарной нравственности, ведь в самих манипуляциях с чужим клеточным материалом и последующей пересадкой в организм женщины-донора невольно начинает присутствовать и прелюбодейный момент, и рациональное человеческое вторжение в достаточно сокровенные и таинственные процессы. К тому же в дальнейшем не исключён и определённый мировоззренческий кризис женщины-«донора», которая порой начинает воспринимать выношенного и рождённого ею ребёнка «своим». В общем, будьте осторожны и, мой Вам совет, не спешите соглашаться на столь рискованные опыты и предприятия!

Как относится церковь к клонированию человека?

Как относится Церковь к клонированию? Будет ли человеческий клон обладать душой, будет ли он человеком? И если да, означает ли это, что Господь участвует в процессе клонирования?

Безусловно, что отношение Церкви к таким генетическим экспериментам, как попытки клонирования человека, является отрицательным. Очевидно, что здесь мы имеем дерзкое вторжение человека в сферы, которые являются прерогативой Самого Творца. Очевидно также, что безнаказанно такого рода фокусы человеку с рук не сойдут. Грех неверия, гордыни и даже богоборчества здесь слишком очевиден. Нелепо думать, что Бог может в этом участвовать или помогать человеку. Как и всякий грех, подобное становится возможным не по воле Божией, а только по Божию попущению. Господь не противится устремлениям человеческой воли, предоставляя ему реальную свободу — жить по вере или жить без веры. Человек имеет в себе образ Божий, призван к спасению во Христе, но вне Христа, вне благодати, все данные ему способности и дары, сам дар творчества, как мы видим, может подвергаться какому угодно искажению. К сожалению, современное развитие науки, техники и биомедицинских технологий даёт человечеству инструмент для вторжения в такие сферы, мысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нём образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности»; «клонирование человека способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Ребёнок может стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда»; «человек, появившийся на свет в результате такой процедуры, может ощущать себя не самостоятельной личностью, а всего лишь «копией» кого-то из живущих или ранее живших людей». В конечном счёте проблемы с возможным появлением человеческих клонов будут заключаться не только в сфере теоретической (кто это будет — более чем животное или менее чем человек?), но и в сфере нравственно-практической. Неизбежно возникнут вопросы о том, каков будет социальный и общественный статус клона, каким будет отношение к клону общества и, наконец, как должна будет к человеческим клонам относиться Церковь? Можно ли будет распространять на них действия Святых Таинств, например, крестить? И если крестить, то как: может быть, с формулой «аще человек есть»? Не исключено, что, для того чтобы сказать, «можно» крестить или «нельзя», понадобится действительно общецерковное богословское обоснование, к которому возможно прийти только на уровне соборного разума всей Церкви, а не на уровне мнения того или иного священнослужителя. Есть у этой проблемы ещё одно измерение — апокалиптическое. В Откровении апостола Иоанна Богослова антихрист не называется человеком, но — зверем. Вспомним, что у некоторых святых отцов есть совершенно конкретные высказывания, что рождение антихриста о каких могли лишь мечтать, к примеру, древние колдуны или алхимики. К каким опасным последствиям может привести клонирование? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что клонирование «открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует её дальнейшему обесцениванию». Действительно, здесь и возникают вопросы, на которые пока нет исчерпывающих ответов: будет ли человеческий клон иметь живую душу, будет ли он иметь образ Божий? Дело ещё и в том, что само понятие личности для христианского мировидения таинственно. Феномен личностного бытия прямо связан с происхождением человека как высшего творения Божьего, как имеющего возможность наследовать жизнь вечную в личностной полноте её восприятия. Кстати говоря, в православном богословии мы не имеем окончательных определений ни того, что есть личность, ни того, что есть образ Божий в человеке, ни того, что собой представляет бессмертная душа. Нет этому «умственных» определений, потому что за всем этим стоит тайна творения Божьего, жизнь горняя, вечная, которую вполне рационально и не изъяснишь. Тем более, когда человек начинает неосмотрительно вторгаться в эту сферу, можно ожидать самых непредсказуемых результатов. Видимо, искать точные ответы на то, кем же, по сути, могут быть человеческие клоны, пока рано. Очевидно, что в любом случае это будут существа ущербные, производные от циничной, извращённой и богоборческой деятельности, существа, обречённые самим человеком на невиданные доселе страдания и бедствия. В тех же «Основах социальной концепции…» Церковь уже засвидетельствовала: «Забудет пародией на непорочное зачатие и рождество Христа Спасителя. Если предположить, что антихрист будет не более чем клоном, в которого и станет вселяться дьявол, то эти святоотеческие прозрения находят в наши дни вполне «естественнонаучные» подтверждения. Можно ещё добавить, что подобного рода «научность» делает попытки клонирования человека работой именно адовой, чему Церковь и мы сами, если ещё считаем себя христианами, должны, как можем, противостоять. «И мы томимся, отовсюду окружённые умами, нарушившими верность истине, вступившими в блудную связь с ложью, заразившимися ненавистью против писаний, вдохновенных Богом, вооружившихся на них хулою, клеветою и насмешкою адскою. Наш подвиг имеет цену пред Богом: на весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое время» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма. Письмо 229).