Какие запреты распространяются на женщин в критические дни?

Разрешите задать вопрос о запретах Церкви, распространяющихся на женщин во время критических дней физиологического цикла. У меня подрастает дочь, и с ней не миновать конкретного разговора на эту тему. В нашей женской среде каких только версий не услышишь — от «не входи в храм» до «такие запреты существуют в иудаизме ». Пожалуйста, помогите разобраться в этом щекотливом вопросе.

Если мы откроем книгу «Правила Православной Церкви», то во 2-м правиле святителя Дионисия, архиепископа Александрийского, можем прочитать: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к Святой Трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая дванадесятилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи не возбранно есть. Но приступати к тому, еже есть Святая святых, да запретится не совсем чистому душею и телом». Из этого правила можно сделать по меньшей мере два вывода. Наиболее очевидный — что приступать к Святым Тайнам в таком состоянии женщинам запрещено, а также что, по видимости, в этом правиле присутствует запрет и на вхождение в храм. Однако последнее требует более внимательного рассмотрения. Очевидно, что автор данного правила прямо связывает само вхождение в храм с последующим причащением Святых Христовых Таин. Действительно, в древности многие христиане причащались регулярно, за каждым евхаристическим собранием, какое могли посетить. По мысли святителя Дионисия, женщина, находящаяся в очищении, не может причащаться, то есть не может участвовать в общем евхаристическом собрании, следовательно, ей и нет необходимости входить в дом Божий. Окончательный вывод может быть следующим: в канонических правилах святых отцов мы находим однозначный запрет на возможность в данной ситуации приступать к тем или иным Святым Таинствам. Однако в зависимости от обстоятельств и совести кающихся могут делаться некоторые послабления. К примеру, для тех, кто находится в тяжёлом душевном состоянии, серьёзной скорби, нуждается в совете или даже исповеди у священника, вполне уместно будет смягчить строгость этого правила и разрешить им присутствие в храме (при этом запрет на причащение сохраняется. Также нельзя прикладываться к кресту, Евангелию, иконам, вкушать просфоры или святую воду). Есть и более серьёзное исключение из вышеуказанного правила, когда женщину, находящуюся в подобной немощи, должно причастить, если её жизни угрожает опасность. Саму же суть данных запретов вовсе не обязательно связывать с иудаизмом или только ветхозаветными предписаниями как таковыми. По слову псалмопевца, «грехопадение кто разумеет» — то есть мы своим ограниченным умом не можем не осознать всей греховной повреждённости нашей человеческой природы, тем более всё в этой области исчерпывающе изъяснить. Хотя сфера родовой деятельности человека сама по себе не является греховной, но она также претерпела серьёзные искажения вследствие грехопадения прародителей. С этим и связаны и те канонические ограничения или запреты, которые были сформулированы святыми отцами вполне осмысленным и не случайным образом.

Грех ли топить котят?

Грех ли топить котят? Анна.

Если нет другого выхода, то это может не являться прямым грехом. От Бога человеку дана власть над всякой тварью животного мира. Беда в том, что смерть вошла в мир из-за человека, из-за грехопадения прародителей. Апостол говорит: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22). Поэтому наша общая вина в такого рода обстоятельствах всё-таки есть, и человека, любящего совесть, не может в этом не обличать. Наверное, будет хуже, если страдания и вынужденная смерть животных, к которым мы невольно причастны, станет восприниматься нами совершенно равнодушно.

Могут ли православные христиане держать дома собак?

Могут ли православные христиане держать в домашних условиях собак? Если нет, то почему?

Несмотря на то что среди определённой части священнослужителей и мирян бытует мнение, что нельзя в домашних условиях держать собак, а также и освящать квартиры, где данные животные содержатся, можно уверенно утверждать, что никакого общецерковного запрета такого рода не существует. Есть конкретные правила в отношении храма и храмовых алтарей, но если их формальным образом распространить на современные городские квартиры, то в этом случае придётся также отказаться и от употребления мясных и других скоромных продуктов, которые нельзя будет так же, как в алтарь, вносить и в освящённое жилище. Чин освящения храма всё-таки отличается от чина освящения квартиры. И дух евангельских заповедей отличается от буквы ветхозаветных установлений. В этом смысле показательно 88-е правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит: «Никто внутрь священного храма да не вводит никакого животного: разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностью, лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме». Здесь, конечно, имеются в виду вьючные животные, с помощью которых в древности совершались путешествия. Далее в правиле поясняется, что такое снисхождение возможно в случае, если путешествующий, «потеряв животное и потому лишася возможности продолжать путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Мы знаем, что суббота человека ради бысть: и потому всеми средствами пещися должно о спасении и безопасности человека». То, что правило не накладывает абсолютного запрета даже на введение в ограду храма того или иного животного, говорит само за себя. Если же мы будем следовать предписаниям Ветхого Завета, нам придётся признать нечистыми животными не только собак: «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас» (Лев 11:27). Впрочем, достаточно вспомнить пророческое видение апостолу Петру в книге Деяний святых Апостолов, когда он увидел некий сосуд, опускаемый на землю, полный «всяких четвероногих земных зверей, пресмыкающихся и птиц», и глас, обращённый к нему, свидетельствовал: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян 10:15). И хотя Апостолу таким образом даровалось пророчество об обращении язычников, сама форма видения также весьма характерна. В заключение можно напомнить слова Христа: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк 7:15). Бояться нужно только греха, который действительно делает нас чуждыми спасающей благодати, а не того, что присутствие какого-либо животного может лишить нас общения с Богом. Если мы склонны так думать, то ещё пребываем в Ветхом Завете и не знаем, какого мы духа.

Как правильно понимать заповедь «Не укради»?

Здравствуйте! Если честно, я неверующая (атеистка), но один мой друг — полная мне противоположность. Мы как-то пошли гулять в парк и нашли там клетку с морской свинкой, которую кто-то выбросил. А на дворе стоял март — холодно до жути. Я хотела её забрать, а он начал меня убеждать, что это неправильно! В Библии, мол, Бог говорил «Не укради». И пусть свинка эта, хоть и выброшенная, но чья-то, и мы её забрать себе не можем. Я ему сказала, что Бог учил помогать братьям нашим меньшим (это я знаю из того, что в детстве мама читала мне Библию). А он сказал, что я, мол, атеистка, поэтому ничего не знаю. Мы поссорились и разошлись. Я же всё-таки вернулась и забрала свинку. Он до сих пор меня винит, а мне стало неприятно с ним общаться, ибо я считаю такое отношение к животным высшей степенью жестокости. Кто из нас был прав? Кира.

Уважаемая Кира! Думаю, дело не в том, кто обязательно прав или неправ. И верующие люди могут ошибаться, и неверующие могут поступать правильно. Бывает и так, что порой верующий человек слишком буквально воспринимает те или иные нравственные императивы, данные нам в Священном Писании, и поступает излишне категорично. Это бывает также по духовной неопытности, благодаря излишнему пылу. Кроме того, в основе христианской веры вообще лежит абсолютная несправедливость, потому что мы, христиане, веруем во Христа Спасителя, за нас пострадавшего, распятого и воскресшего. Если задуматься, то в самом этом факте заключается ужасная несправедливость, ведь на кресте распят тот единственный Богочеловек, который является и совершенным Богом, и совершенным человеком, не причастным греху, а стало быть, и не должным страдать и умирать… И вот, несмотря на эту чудовищную несправедливость, Христос нас прощает и каждому желает спасения. Поэтому и мериться с другими людьми, кто более прав, не вполне Богу угодное дело. Правда, в случае, который Вы описываете, Ваши действия были более милостивыми, более христианскими. Вот и задумайтесь: а так ли серьёзно Ваше неверие, Ваш так называемый атеизм? Может быть, на самом деле, Вы в душе тоже христианка?

Куда животные попадают после смерти?

Батюшка, скажите, пожалуйста, куда животные попадают после смерти, у меня умер котик, очень сильно тоскую по нему, вместе с ним ушла часть моей души. Я просила Бога забрать меня вместо него, почему он не удовлетворил мою просьбу? Мне очень больно, смогу ли я встретиться с ним после смерти и быть с ним. Помогите, пожалуйста, с уважением к Вам, Наташа.

Уважаемая Наталья! Конечно, выражение «ушла часть души» имеет свой смысл, потому что мы склон ны привязываться душой и сердцем к другим людям, а то и животным. Однако в этом есть и своя чрезмер ность — не только любовь, но и, увы, определённое ис кажение любви. Изначально человеку от Бога даны две основные заповеди: о любви к Богу и другому человеку. Эти заповеди взаимосвязанны: нельзя любить Бога и не любить ближнего, как нельзя истинно любить ближне го, забывая о Боге. То есть в настоящей любви должна присутствовать своя иерархия ценностей, мерой кото рой является Сам Бог. Теперь, посмотрите, что получа ется с Вашей любовью к котику: фактически в том, что его не стало, Вы упрекаете Бога, потому что Господь не выполнил Вашу просьбу о том, чтобы Вам умереть вме сто котика. Но ведь, согласитесь, Богу видней, когда и кого забирать из этой земной жизни, не так ли? По всей видимости, Вы ещё не готовы к тому, чтобы войти в Царство Небесное. Вот Господь и не спешит призывать на суд Вашу душу. Так что, пожалуйста, оставьте от чаяние и ропот, обратитесь к покаянию и молитве, ведь, если мы не попадём в Царство Небесное, то тем более не встретим на том свете любимых нами существ, а вот, если сподобимся Царства, то, будем надеяться, что Го сподь не лишит нас там общения с теми, кто здесь был нами любим.

Как правильно носить браслет с иконками?

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно носить браслет с иконками — на левой или правой руке, лицом иконок к себе или же от себя? Спасибо! Елена.

Честно говоря, уважаемая Елена, лично мне традиция ношения браслета с иконами не нравится в принципе, потому что, как мне представляется, эта традиция чревата утратой благоговейного отношения к иконописным образцам как таковым, а кроме того, в ней можно усмотреть следы магического отношения к священным изображениям как талисманам или так называемым «оберегам». И если сказано, что нельзя поминать имя Божие всуе, то, вероятно, и со священными изображениями нужно обращаться соответственно, а не затаскивать их, нося, где попало и как попало. Впрочем, если Ваша вера и вкус такую традицию приемлет, то Ваше право носить такого рода браслеты на любой руке, это уже не имеет решающего значения.