Как относиться к современным пророчествам?

Как относиться к современным пророчествам, в частности схимонахини Нилы и авторов книги «Расшифрованный апокалипсис» Д. и Н. Зима?

Книг сейчаc издаётся много, в том числе и якобы православными издателями и о якобы православных подвижниках. И поскольку в наше время общецерковной цензуры не существует, отношение православного читателя к этой массе литературы должно быть достаточно осторожным, в хорошем смысле — критическим. Кроме того, о многих подвижниках, старцах и старицах недавнего времени не сохранилось тщательно задокументированных сведений. Так, авторы книги «Схимонахиня Нила» сами подчёркивают, что им не удалось найти никаких архивных материалов по очень большим периодам жизни подвижницы. Отсюда столь характерное построение жизнеописания: исключительно со слов самой схимонахини, причём чаще всего в пересказе тех, кто эти воспоминания слышал. Что же касается высказываний, имеющих пророческий или предсказательный характер, то они всё-таки не являются общецерковным учением, но частным мнением отдельного лица, в данном случае схимонахини, действительно ведшей подвижнический образ жизни и имевшей определённый авторитет среди тех, кто к ней обращался. Большинство современных жизнеописаний о старцах и старицах содержит много интересного и поучительного как в духовном, так и в историческом плане, но некоторые из такого рода литературных записей могут иметь характер современных апокрифов. Апокриф в церковной истории далеко не всегда являлся выдумкой или фантазией. Из некоторых древнейших апокрифов Церковь усвоила в Священном Предании сведения, к примеру, о рождестве Самой Богородицы или о Её введении во храм. Причина, по которой тот или иной апокриф не принимается Церковью всецело, как правило, не в том, что в нём все неверно или чего-то важного не хватает, но чаще в том, что этот текст содержит нечто излишнее, чрезмерное, слишком человеческое, мечтательное или просто искажённое. Можно сказать, что апокрифическая литература при значительной доле положительного часто содержит и то, что всей Церковью не принимается как духовно неполезное. Например, представим себе, что Церковь сделает частью своего общего эсхатологического учения слова схимонахини Нилы, что все женщины, имеющие дерзость носить брюки, во время будущей войны будут поголовно мобилизованы в армию. Очевидно, что этому высказыванию лучше так и оставаться частным мнением покойной схимонахини, но никак не общецерковным учением, поскольку Церковь и Священное Писание ничего не говорят против ношения брюк, но о том, что одежда должна соответствовать полу, например, чтобы мужчины одевались в мужское платье, а женщины в женское. Но женщины и носят именно женские брюки, а вовсе не мужские. Наша Церковь всё-таки является соборной, что мы, кстати говоря, исповедуем в Символе веры. Это свойство всей Церкви заключается и в способности Духом Святым знать и определять истинность того или иного явления. Но соборность заведомо не усваивается никакому отдельному институту или лицу. Это свойство Самой Церкви, которое может проявляться самым разным образом: и через священноначалие, и через соборы, и через старцев, и через мирян. Однако изначально непогрешим один только Бог. Допустив же, что какой-либо институт в Церкви сам по себе непогрешим, мы окажемся солидарны с католиками, у которых непогрешимым гарантом истины является Папа Римский. Но если Папе, прежде чем возгласить с кафедры непогрешимое суждение, необходимо дождаться его тщательной проработки и апробации в соответствующих богословских институтах католической Церкви, то в современной православной действительности порой достаточно заявить, что один старец сказал то-то и то-то, и сомнение в непогрешимости этого мнения может оказаться делом весьма рискованным. Между тем истинное старчество в Церкви было и будет, но никакой старец или старица не являются во всех своих суждениях обязательно непогрешимыми. Ошибались даже и великие святые. Все это и надо иметь в виду при чтении современных книг о современных подвижниках или подвижницах, особенно если речь идёт о пророчествах и предсказаниях. То, что история земной цивилизации в связи с пришествием антихриста окончится событиями катастрофическими, известно Церкви ещё из Откровения святого апостола Иоанна Богослова. И тем не менее Сам Господь говорит, что не дело христиан судить о временах и сроках Его Пришествия (Деян 1:7). То, что общемировые процессы свидетельствуют о самом серьёзном духовном кризисе современной цивилизации, тоже не может быть для нас секретом. Однако какие выводы следуют из этого для христиан — уходить в леса и копать там землянки или расширять площади своих садовых участков? Но ведь земная жизнь каждого отдельного человека также конечна, а затем душа идёт на Суд. И это тоже своего рода «конец света» для отдельно взятой живой и неповторимой личности, для которой необходимым оказывается, прежде всего, покаяние и очищение от греха. Отсюда главный вывод из любых апокалиптических пророчеств: верующим во Христа должно укрепляться в вере и углублять покаяние, чтобы «день тот не постиг... внезапно» (Лк 21:34), независимо от конкретно-исторических сроков его наступления. Не секрет, что даже некоторые святые отцы древности, дерзавшие назначать конкретные сроки Второго Пришествия, в такого рода предсказаниях ошиблись, хотя и не ошибались в главном — в своей духовнонравственной проповеди, в святости во Христе. Так и со словами схимонахини Нилы: там, где она говорит о покаянии, молитве, трезвении, читатель может с полным доверием воспринимать эти поучения; там, где речь идёт о сроках или конкретных деталях апокалиптического грядущего, православный читатель имеет право всё-таки поостеречься, не впадая в панику и стараясь не утрачивать духовной во Христе трезвости. Ещё в большей степени это касается часто эксплуатирующей апокалиптическую тематику современной светской, магической и оккультной литературы, обращаться к которой христианину без особой нужды и вовсе бы не стоило. Сказанное относится и к «Расшифрованному апокалипсису» Д. и Н. Зима, представляющему собой не более чем оккультную спекуляцию на вышеозначенную тему, почему не стоит и браться за критический анализ этого рода писанины. «Да укрепит мысль твою воспоминание о пришествии смерти, которой час неизвестен никому из людей. Постараемся делать добро прежде, нежели прейдём из этой жизни. Не знаем, в какой день будем позваны, чтоб не оказаться нам неготовыми и не остаться вне чертога с пятью юродивыми девами, которые взяли светильники, но не взяли елея в сосудах своих» (Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. Ответ на вопрос 623).

Является ли молитва об умерших спиритизмом?

Адвентист седьмого дня сказал мне, что молитва за умерших — спиритизм. Как правильно ответить? Тамара.

Спиритизм в собственном смысле есть «вызывание духов» и общение с ними. Если же мы, христиане, молимся об упокоении душ усопших, то обращаемся к Богу с просьбой об упокоении их душ, но при этом к самим душам усопших не обращаемся и не вызываем их. К этому можно добавить, что с духовной точки зрения «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38). Поэтому наша молитва об упокоении есть наше ходатайство пред Богом о тех, кто уже преставился, дело нашей веры в победу над смертью, осуществившуюся во Христе, а также и дело нашей любви к ним, к усопшим. Если представители адвентистов седьмого дня лишают себя такой возможности, то мы можем им только посочувствовать, потому что таким образом они сами себя (и своих усопших) элементарно обкрадывают.

Греховно ли общение с астрологом?

Здравствуйте. Скажите, если ты просил астролога сделать тебе натальную карту, это очень страшно? Это прямое обращение к иным силам? Юлия.

Простите, уважаемая Юлия, за моё недоумение, но зачем же верующему во Христа человеку обращаться к астрологу? По канонам (правилам) Православной Церкви такого рода обращение (к астрологам, колдунам, знахарям, лжецелителям, экстрасенсам и т.д.) приравнивается к измене христианской вере и являются своего рода обращением к диаволу. Опасна не конкретика или атрибутика, связанная со всей этой оккультной чепухой, а именно внутренние побудительные мотивы (неверие, маловерие), толкающие человека к подобного рода экспериментам. Всё это есть проявления язычества, которое с христианством несовместимо. Выход здесь только один: оставить все эти оккультные языческие опыты и обратиться к истинному духовному опыту Церкви, к спасительному общению со Христом. Для человека уже крещёного начинать нужно с исповеди как необходимой части Таинства Покаяния.

Почему Церковь не признаёт реинкарнацию?

Здравствуйте. У меня к Вам всем надоевший вопрос: почему Церковь не признаёт реинкарнацию? И почему признание этого может принести вред? Держу перед собой Евангелие от Иоанна (3:1–12.) По-моему, всё ясно. Я верую во Христа и истинно смог понять всю цену Его крови только после изучения ведической литературы (Бхагавад Гита). Иисус говорил, что придёт время, когда истинные поклонники будут молиться Богу в духе и истине, и не нужно, чтобы кто учил, ибо дух будет нас учить изнутри. Хорошо. Но «ревность по дому Твоему снедает меня». И остаётся вопрос — истина должна быть возвышенна или она должна быть сохранена в тайне? Андрей.

Уважаемый Андрей! На самом деле идея реинкарнации никакой истиной не является, потому как противоречит евангельской Истине. Кратко говоря, мы, христиане, «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века». То есть, уповаем и ожидаем, что каждый человек, как живая неповторимая личность, воскреснет во время Второго Пришествия Христова в час Всеобщего Воскресения из мертвых — воскреснет со своим же преображенным телом для жизни вечной, где будет Новая Земля и Новое Небо (Откр 21:1). Если же человек жил в разных телах и нёс на себе черты разных индивидуальностей (а то и черты представителей животного мира), то кем именно, в каком теле и в какой индивидуальности мы воскреснем? То есть идея реинкарнации разрушает сакральную ценность человеческой личности, которую и утверждает христианство и никак не может сочетаться с христианской антропологией (учении о человеке). Кроме того, если Вы более или менее знакомы с оригинальными идеями буддизма и индуизма, то должны знать, что данные восточные системы вовсе не рассматривают реинкарнацию как благо. Но, напротив, скорее, как неизбежное зло цепи перерождений (колесо Сансары), от чего надо избавиться методом отказа от индивидуальных свойств и привязанностей, чтобы достичь полного и окончательного растворения в безличном абсолюте (нирване). Это, кстати, опять же противоречит христианству, которое говорит о том, что неповторимой личности человека, созданного по образу и подобию Божьему, для спасения нужно достичь прямого общения с личностью Самого Бога. Если же человек существует в цепи бесконечных перерождений, то какая именно индивидуальность из тех, что имели честь быть в рамках перевоплощений, должна будет прийти в общение со Христом Спасителем? Тем более что эта индивидуальность фактически должна исчезнуть в неком безличном же абсолюте. В общем, данные восточные идеи настолько расходятся с библейским миропониманием, что невозможно сколько-нибудь серьёзно ставить вопрос относительно их согласования.

На какой срок человек, обращающийся к экстрасенсам, отлучается от Причастия?

Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, на какой срок человек, обращавшийся к экстрасенсам, отлучается от Святого Причастия? Юлия.

Уважаемая Юлия! В древности (в первые века после Рождества Христова), если христианин обращался к колдунам, магам, астрологам, «гадателям», его могли отлучить на несколько лет от Церкви для покаяния, которое он должен был засвидетельствовать, пребывая в храме за Литургией вместе с оглашенными (готовящимися к крещению), но не причащаясь. В наше время такого рода практика вряд ли осуществима, поскольку это не меры для современного человека, а кроме того, отлучается от Причащения в собственном смысле христианин, то есть человек воцерковленный. Иначе говоря, если кто, будучи крещёным, регулярно причащался и зарекомендовал себя как «практикующий» христианин, а потом вдруг стал обращаться к экстрасенсам, заниматься магией и т.д., то такого рода поведением он уже отлучается от Церкви, поскольку «какое согласие между Христом и велиаром?» Если же вдруг, опомнясь после подобных чудачеств, такой христианин желает вернуться в Церковь, вновь причащаться и более не чудить, то какая-то епитимья (в случае раскаяния) должна быть, но это вовсе не годы отлучения от Причастия. Ко всему здесь уже изложенному стоит добавить, что такие случаи на самом деле редки, чаще приходится сталкиваться с элементарным невежеством, когда люди приходят на исповедь с грузом всяких проблем и неординарных опытов, таких кающихся просто не от чего отлучать, поскольку они ещё Церкви не причастны и находятся лишь на пути к воцерковлению. В подобных ситуациях уместней ставить вопрос не об отлучении, а о сознательном покаянии как таковом — о том, чтобы пришедший на исповедь, действительно осознал, что есть грех (в том числе занятия магией и экстрасенсорикой), и имел решимость от этих греховных опытов полностью отказаться.

Мог ли священник разрешить заниматься экстрасенсорикой?

Спасите! У меня есть знакомый, который считает себя экстрасенсом, лечит людей по телефону и не берёт денег, считая, что это у него от Бога. Он не слушает меня и говорит, что ему какой-то духовник разрешил. Как его переубедить? Только я не люблю Бога. У меня родители веруют, но им не надо знать, что я иногда общаюсь с шестидесятилетним, а мне — двадцать два. И что мне делать? Это же грех! Как его переубедить? Ника.

Уважаемая Ника! К сожалению, во многих случаях одними словами редко кого можно в чём-либо переубедить, пока сам человек не начнёт бояться Бога и не захочет следовать его заповедям. Притом иное человеческое самоволие, которое противоречит правде Божией, часто находит себе самые разные оправдания. Это может быть и якобы духовник, якобы благословляющий такие явно нехристианские опыты, как экстрасенсорика, и вообще что угодно, что человеку «по страсти» втемяшилось в голову и стало, как говорится, идеей фикс. Единственно, что может на заблудшего рано или поздно повлиять — это молитва о нём (с просьбой к Богу вразумить этого человека), а также личный пример благочестивой, а то и святой жизни. Греховный же опыт и совместное участие в грехе не в силах оказать положительного влияния на другого человека. Поэтому, мой Вам совет, если действительно хотите помочь своему ближнему, то прежде всего оставьте сами явные греховные опыты и обратитесь к покаянию перед Богом посредством таких Таинств Церкви, как Покаяние и Причащение.

Почему церковь отрицательно относится к практикам типа экстрасенсорики?

Почему Церковь отрицательно относится к духовным практикам типа экстрасенсорики, йоги, медитации, ведь многие из них действительно могут приносить человеку физическое и душевное оздоровление?

Цель христианской жизни — спасение, под которым понимается избавление от греха и главного его следствия — вечной смерти, то есть вечного отлучения от Бога как источника жизни. Недаром Церковь именует Господа Иисуса Христа Спасителем. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:12), потому что именно во Христе Бог стал человеком нашего ради спасения. Сам по себе грех есть не только большая или меньшая сумма плохих поступков. Прежде всего, он подобен болезни, поразившей весь человеческий род начиная с Адама и Евы. Эта греховная болезнь передаётся по наследству, так что внешне человек может быть весьма и весьма праведной жизни, но всё равно он таит в себе эту греховную порчу, первородный грех, который делает его тленным и смертным, по сути — грешником. И к каким бы оздоровительным, успокоительным, развивающим или утешающим средствам человек ни прибегал, он всё равно обречён рано или поздно умереть Конечно, если на тебя работает вся кремлёвская медицина, то ты имеешь больше шансов протянуть подольше, чем, скажем, бомж, живущий в недрах теплотрассы и не имеющий карточки медицинского страхования. Лечиться, впрочем, не грех, но всё-таки, используя традиционные методы лечения, не считать физическое здоровье главной целью и смыслом земной жизни. В отличие от йоги и прочих псевдоучений Православие не льстит человеку. С духовной точки зрения каждый человек находится на тонущем корабле, тогда как спасение заключается в том, чтобы вместе со Христом оказаться на ином корабле — церковном, единственно непотопляемом. Цель христианской жизни иначе можно назвать духовным оздоровлением, которое достигается лишь обретением главного исцеляющего средства — Самого Христа. Представим себе: если на тонущем корабле, вместо того чтобы надевать спасательный жилет и усаживаться в спасательную шлюпку, человек начинает заниматься медитацией, гадает о своей судьбе или в судовой аптечке ищет новомодное лекарственное средство, то это по меньшей мере будет безумием, а по большей — самоубийством. Также и в отношении современных якобы духовных оздоровительных практик. Чаще всего они, отвлекая от спасения, таят опасность духовной гибели, поскольку уводят от Христа Спасителя, нередко приводя совсем к другим духовным сущностям, именуемым в христианской традиции бесами, демонами, нечистыми духами. В святоотеческом учении имеется суждение о том, что ризы кожаные, в которые облёк Господь первых людей после грехопадения, есть одебелевшая человеческая плоть, закрывающая изначально данное им духовное зрение. Эта утрата духовного зрения является своего рода защитой от окончательного вторжения в нашу душу духов злобы — демонов. Если бы, отпав от Бога, человек продолжал пользоваться духовным видением, то непременно вступил бы в личное общение с миром демоническим, что привело бы к полной демонизации и окончательной духовной гибели всего человеческого рода. Истинное восстановление духовного зрения происходит только во Христе, в причастности к Нему, в обретении святости, в достижении бесстрастия. И «духовные» практики, находящиеся вне этого благодатного опыта, таят самую серьёзную опасность взыскания духовного зрения вне Христа, вне святости, вне спасения. «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник» (Ин 10:1) Входя в духовный мир самовольно, человек рискует оказаться в положении вора и разбойника и вступить в общение с демонами, что влечёт за собой весьма серьёзные духовные повреждения. В первую очередь, для них характерно увлечение магией и оккультизмом, однако и другие якобы духовные школы и практики, которым нет числа, также скрывают в себе подобную опасность. Причём тот факт, что они приносят человеку видимость физического и душевного облегчения, не может служить аргументом. Во-первых, как мы уже отметили, истинная цель христианской жизни есть спасение для вечности, и вряд ли разумно ради временного физического здравия рисковать бессмертной душой. Во-вторых, само оздоровление или облегчение, будто бы даруемое через обращение к современным целителям, является не более чем видимостью, в долгосрочной же перспективе — обманом, фикцией. Святые отцы даже говорили, что бывают благотворные бесы, которые улавливают неискушённого человека, принося ему иллюзию выздоровления, на деле же стараясь завладеть его душою. Христианин вообще должен быть духовно бдительным, а в наше время особенно, поскольку вокруг множество самого разного рода соблазнов. Священникам очень часто приходится сталкиваться с проявлениями просто поразительной духовной беспечности. Бывает, что даже человек, ходящий в храм, в трудную минуту обращается к целителю или гадалке, а потом чрезвычайно удивляется, узнав, что за такие фокусы по древним церковным канонам полагается отлучать от Церкви, как за измену вере и фактически обращение к диаволу. Нередко можно услышать и недоумения типа: «А у него (целителя или экстрасенса) иконы висят, свечи горят, всё православное», хотя совершенно очевидно, что это всего лишь бутафория, маскировка, а то и кощунство, ведь, по Апостолу, «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор 11:14). Раз мы исповедуем себя рабами Божьими, нам не должно делаться рабами человеков и стихий мира сего. Если мы вдруг услышим, что кто-то может решить все наши проблемы, исцелить от любой болезни, наделить нас душевным комфортом, то это не есть Христос; если, кроме того, речь пойдёт об ауре, чакрах, третьем глазе, энергетических потоках, биополях, порчах, сглазах и прочей языческой и оккультной дребедени, то спасительней держаться от всего этого подальше и, будучи членами Церкви, прилепляться ко Христу как единственному подлинному источнику вечной жизни. «Искупленному человеку предоставлена свобода повиноваться или Богу, или диаволу, а чтоб свобода эта вынаружилась непринужденно, оставлен диаволу доступ к человеку. Очень естественно, что диавол употребляет все усилия удержать человека в прежнем отношении к себе или даже привести в большее порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее своё оружие — ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения, наши страсти — эти болезненные влечения; он приводит в движение пагубные требования, облачает их в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстям. Верный Слову Божию не дозволяет себе этого удовлетворения, обуздывает страсти, отражает нападения врага (Иак 4 :7)» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). О прелести).